Консультация для родителей и воспитателей "использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

здесь раскрывается технология мнемотехника для обучения пересказу дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx334.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«МНЕМОТЕХНИКА как средство

обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста»

                                                                              воспитатель: Сенькина Л.Л.

В настоящее время у многих детей существуют следующие проблемы: дефекты звукопроизношения, скудный словарный запас, трудности в согласовании слов в предложении. Также у них нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед детским садом и родителями стоит главная задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из их жизни. 

                 В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

         При обучении детей пересказу, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

                 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц при обучении пересказу позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

                Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

         Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает решить следующие задачи:

  • развить связную речь детей;
  • научить детей пересказывать тексты, быстро заучивать наизусть стихи;
  • научить преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.  

         При обучении детей составлению рассказов-описаний, можно использовать схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно – графическую схему  В. К. Воробьёвой, которые можно взять за основу, но изменять и совершенствовать их.  

                               

                                       Работа с мнемотаблицами

Лексическая тема «Зима»  Пересказ текста о зиме №1. 

  1. Рассматривание мнемотаблицы.

3 

С

 

 

Т

 

 Ж

 

Ж 

 

 

  1. Перекодирование информации.
  1. опорная картинка - У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.  
  2. картинка - Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на крышах домов.  
  3. картинка - Солнце светит, но не греет.  
  4. картинка - В домах топят печи.  
  5. картинка - Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки.  
  6. картинка - Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах.  
  7. картинка - Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу.  
  1. картинка - Люди заботятся о птицах.  
  2. картинка - Они развешивают кормушки, приносят им корм.  
  3. картинка - У детей зимой много развлечений. Это праздник Новогодней Ёлки.  
  4. картинка - Ребята получают подарки от Деда Мороза.  
  5. картинка - Зимой можно слепить снеговика, кататься с горки.

  1. Воспроизведение таблицы по памяти.  Пересказ текста о зиме №2. 

 1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.

3 

С

 

 

 

 

  1. опорная картинка - Наступила зима.  
  2. картинка - Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице.  
  3. картинка - Дети  
  4. картинка - оделись тепло и пошли гулять.  
  5. картинка - Они покатались на санках,  
  6. картинка - лыжах,  
  7. картинка - поиграли в снежки,  
  8. картинка - слепили весёлого снеговика.  
  9. картинка - Хорошо зимой!
  1. Ответы на вопросы по содержанию текста.  

Вопросы:  

Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке?

Нравиться ли детям гулять зимой?

  1. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 
  • Пересказ текста ребёнком.

                     Пересказ текста о зиме №3. 

Рассматривание мнемотаблицы.

3 

С

 

 

 

 

Ж

          

 К 

  1. опорная картинка - Зимой  
  2. картинка - повсюду лежит снег.  
  3. картинка - Деревья словно в белые шубки нарядились.  
  4. картинка - Солнце светит, но не греет. Морозно!  
  5. картинка - В домах топят печи.  
  6. картинка - Люди зимой подкармливают птиц,  
  7.  картинка - заботятся о домашних животных.  
  1. картинка - Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки.  
  2. картинка - Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
  1. Составление рассказа о зиме взрослым.
  2. Составление рассказов о зиме детьми.

 

 К любому подобранному тексту можно составить мнемотаблицу, которая поможет вашему ребёнку быстрее запомнить его содержание.  

Желаю вам успехов в этом начинании!

 

 Список литературы по данной теме: 

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.  
  2. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.  
  3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.  
  4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.  
  5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.  
  6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.  
  7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду.

2004. №2. С.59-62.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....

Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

  Консультация для родителей "Применение приемов самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"     Ритм нашей жизни на сегодняшний день требует от детей высо...

Консультация для родителей "Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для родителей Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Работаю 32 года в детском саду, для меня эта тема актуальна, хочу поделиться....

Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Практическая консультация  с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена  для передачи опыта работы по применению тех...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы ста...

Консультация для родителей "Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Практические рекомендации родителям по применению методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста...