"Развитие речи детей 4-5 лет в дидактических играх"
статья по развитию речи (средняя группа)

Голодяева Жанна Глебовна

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.  


    Недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы развитие речи воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.

 Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_4-5_let_v_didakticheskih_igrah.doc140.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей 4-5 лет в дидактических играх».

       Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.

       Речевое развитие детей так актуально, что входит сразу в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»  и в ФОП ДО ему уделяется значительное внимание. Недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы развитие речи воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.

     В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МАДОУ. В соответствии с этим в начале и в конце года проводится обследование по различным областям по методике Афонькиной Ю.А. Все обследования воспитанников проводятся с письменного согласия родителей в соответствии с ФЗ – 273. Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О.С.Ушаковой. 

Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы.

      Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей средней группы в дидактических играх:  

  1. Накопление представлений об окружающем  и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
  2. Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры.
  3. Обобщение умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности.

На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую  цель работы: Способствовать развитию разных сторон  речи детей 4 -5 лет в дидактических играх.

 Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:

  1. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
  2. Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
  3. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.
  4. Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.

     Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных  возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет обогащение РППО среды.

     В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и  игровым материалом.

         Предметно – развивающая среда  имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии  развития ребенка.

        Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Результаты наблюдения  за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с  взрослыми и другими детьми.  

      Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и домашние животные», «Что сначала, что потом». Так же большой интерес вызывают игры  типа «Пазлы»,  в которых заложены элемент самоконтроля.

     Детей так же очень увлекает участие взрослого в игре, например, Лука и Миша играли в игру «Расскажи сказку», и пригласили воспитателя. После этого к игре подключились еще другие дети. Так же Вероника, играя в детскую игру «Собери семью», разложила взрослых птиц, затем добавила птенцов. Затруднилась в названии самки гуся, обратилась к нам: «Почему у гуся гусыня? Ведь у петуха – курица, а не  «петухиня»». Так же детям очень понравилась схема артикуляционной гимнастики «Утро язычка».

        На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”,  формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:

    Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.

    Для закрепления правильного произношения использовали чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи.

       Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.

       Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и  перенос в другие виды деятельности. Неотъемлемой частью деятельности стали игры на развитие речи детей с применением природных материалов. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят  интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание  уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.

      Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения

     Параллельно с работой  по развитию речи детей при ознакомлении с природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

      Повторное обследование развития речи по методике О.С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось  развитие связной речи и словаря детей.

       Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка

* повышение самостоятельной речевой активности детей

* увеличение числа задаваемых детьми вопросов

* повышение культуры общения.

      Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности

   Перспективы работы следующие:

  • Продолжать работу по развитию речи средствами дидактических игр и моделирования.
  • Способствовать воспитанию культуры общения.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...

Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»

Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...

Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Cоздание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.

Дидактические игры, как средство развитие речи детей в средней группе детского сада...

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...