"Развитие речи детей 4-5 лет в дидактических играх"
статья по развитию речи (средняя группа)
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей 4-5 лет в дидактических играх».
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции.
Речевое развитие детей так актуально, что входит сразу в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и в ФОП ДО ему уделяется значительное внимание. Недостатки речевого развития воспитанников группы доказывают актуальность темы. А мы развитие речи воспитанников предполагаем в речевых дидактических играх, потому что игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников.
В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МАДОУ. В соответствии с этим в начале и в конце года проводится обследование по различным областям по методике Афонькиной Ю.А. Все обследования воспитанников проводятся с письменного согласия родителей в соответствии с ФЗ – 273. Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим дополнительную диагностику по методике О.С.Ушаковой.
Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей средней группы в дидактических играх:
- Накопление представлений об окружающем и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
- Закрепление умений детей играть в дидактические речевые игры.
- Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию разных сторон речи детей 4 -5 лет в дидактических играх.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:
- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
- Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и социального окружения. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
- Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.
- Развивать умение детей описывать объекты окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет обогащение РППО среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и домашние животные», «Что сначала, что потом». Так же большой интерес вызывают игры типа «Пазлы», в которых заложены элемент самоконтроля.
Детей так же очень увлекает участие взрослого в игре, например, Лука и Миша играли в игру «Расскажи сказку», и пригласили воспитателя. После этого к игре подключились еще другие дети. Так же Вероника, играя в детскую игру «Собери семью», разложила взрослых птиц, затем добавила птенцов. Затруднилась в названии самки гуся, обратилась к нам: «Почему у гуся гусыня? Ведь у петуха – курица, а не «петухиня»». Так же детям очень понравилась схема артикуляционной гимнастики «Утро язычка».
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей действительностью. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд). Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными и окружающим миром. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:
Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры.
Для закрепления правильного произношения использовали чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи.
Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие виды деятельности. Неотъемлемой частью деятельности стали игры на развитие речи детей с применением природных материалов. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения
Параллельно с работой по развитию речи детей при ознакомлении с природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
Повторное обследование развития речи по методике О.С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи детей средствами дидактических игр обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности
Перспективы работы следующие:
- Продолжать работу по развитию речи средствами дидактических игр и моделирования.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-192293-1427702673.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-670712-1474394386.jpg)
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Виды дидиктических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725878-1450185729.jpg)
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...
Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1011428-1518521068.jpg)
Cоздание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.
Дидактические игры, как средство развитие речи детей в средней группе детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1041438-1527837475.png)
Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"
Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...