Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ТНР «Как цыплёнок потерялся»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

В материале представлено  практическое  использование мнемо-схем на занятиях по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kak_tsyplenok_poteryalsya.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ТНР

«Как цыплёнок потерялся»

Цель: Закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных и птицах.
Форма занятия: подгрупповая.
Образовательные задачи:
1. Закрепление  и расширить представлений детей о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде и питании, где живут, какую пользу приносят.
3. Совершенствование связной речи детей с использованием мнемо-схем.

4. Учить пересказывать небольшие тексты.
Развивающие задачи:
1. Активизация речевой деятельности детей.
2.Развитие диалогической речи.

3.Развитие зрительного восприятия, внимания и мышления.
Воспитательные задачи:
1. Формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: наглядный материал  по теме «Домашние животные», мнемо-схема, наглядные картинки.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поедем на экскурсию. Но для того, чтобы узнать куда именно мы поедем, нужно внимательно послушать стихотворение.
К домашним животным мы тех отнесём,
С которыми в тесном контакте живём;
Коровы и лошади, овцы и козы
Мы их укрываем в тепле от мороза.
Их кормим и поим, коль надо стрижём,
Их ласково гладим, всегда бережём.
Они к нам привязаны, очень послушны
И к нашему голосу неравнодушны.
Одни нам дают молоко и сметану.
Другие нас возят везде неустанно.
Воспитатель: О ком говориться в стихотворении?

Ребята, знаете ли вы, как называется место, где живет много домашние животные? (Ферма)
Молодцы! Мы с вами отправляемся на ферму к фермеру Ивану Ивановичу.
- А поедем мы на автобусе. Прошу вас, проходите в автобус и рассаживайтесь по местам. (Садятся на стулья и едут под песню «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)

Воспитатель: - Вот мы и прибыли на место назначения. Посмотрите, как же много на ферме животных. А давайте, ребята, мы поиграем с вами в игру.

Д/И «Загадки-описания» (работа по мнемо-схеме)

 -как выглядит;

- где живет;

- чем питается;

- какую пользу приносит;

- как называют его детенышей;

- какой звук издает.

Воспитатель: Иван Иванович очень обеспокоен, он узнал, что его животные спорят и ссорятся. А главный предмет их спора: кто из них самый полезный для хозяина.

И вот какой спор они  начали.

 Собака сказала – я самая нужная потому что (охраняю дом и человека, помогаю пасти стадо, а еще хозяин берет меня на охоту.) Гав – гав.

Кошка не согласилась и сказала – я самая нужная, потому что я ловлю мышей, могу приласкаться к хозяину. А если у хозяина что – то  заболит, то я лягу к нему и полечу его.) Возмущенно сказала корова – нет, я самая нужная – я даю молоко, а хозяйка из молока делает, и творог, и сметану, а еще я весной у меня появляются телята.

И тут в спор вступила лошадь, и сказала – нет, я нужнее хозяину, потому что я работящая и сильная. Могу возить груз, а когда хозяин собирается пасти стадо, то он садится на меня, и мы вместе пасем.

Разозлись коза и сказала – нет вы не правы, я самая нужная – я даю молоко хозяйке и еще даю шерсть из которой она вяжет теплые варежки и носки.

Послушал хозяин спор и сказал животным свое мнение: «Все вы мне нужны, вы все мне приносите большую пользу».

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь животные не будут спорить и ссориться.

Физкультминутка: пальчиковая игра  «Этот  толстый поросенок» (из цикла Железновой)

Воспитатель: ребята, но нам с вами известно, что на ферме кроме животных живут и птицы. Каких домашних птиц вы знаете?  (куры, гуси, утки, индюки)

Послушайте, ребята, какая история произошла однажды на ферме с маленьким цыплёнком.

 «Однажды цыплёнок заблудился. Долго шел он, устал и сел под кустик. А мимо пробегал котенок.

- Котенок, котенок, ты видел мою маму? – спрашивает цыпленок.

- Нет, не видел. – Давай я ее позову: «Мяу – мяу».

Но курица была далеко и не слушала тоненького голосочка котенка.

Пошел цыпленок дальше и встретил козленка.

- Козленок, козленок, ты не видел мою мама Курицу? – спрашивает цыпленок.

- Нет, не видел, - говорит козленок. Давай я ее позову: «Ме-Ме-Ме». – но и его не услыхала курица.

Пошел цыпленок дальше и увидел большую собаку.

 - Собака, собака, ты не видела мою маму? – жалобно говорит цыпленок.

 - Нет, не видела, но я ее сейчас позову: «Ав-ав-ав». – Услыхала курица громкий голос собаки, поняла, что ее зовут, прибежала и закудахтала, обрадовалась, что нашелся ее сыночек.

 Воспитатель: давайте, ребята составим мнемо-схему, которая поможет нам пересказать эту историю.

Составление мнемо-схемы для пересказа.

Воспитатель читает текст еще раз, а затем дети пересказывают сказку по ролям.

Итог занятия
- Кто живет на ферме? (Домашние животные)
- Давайте назовем домашних животных и их детенышей. (Корова и теленок, коза и козленок, Лошадь и жеребёнок, овца и ягненок, свинья и поросенок, кошка и котенок, собака и щенок)
- Все верно! Нам пора садиться в автобус и отправляться в путь. Давайте скажем Иван Иванычу «спасибо» за экскурсию! (Едут под песню «Мы едем, едем, едем в далёкие края» С. Михалков)
- Вот мы и вернулись в садик. Понравилась ли вам экскурсия?
- До свидания, ребята! (До свидания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

1.     Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера с помощью  ненецкой народной сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....