Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики, строим дом».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сайранова Эдита Байрамаловна

Непосредственно- образовательная деятельность по развитию речи  "Составление сюжетного рассказа  по картине  «Мы играем  в  кубики, строим  дом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_edita_my_igraem_v_kubiki._stroim_dom.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация непосредственной образовательной деятельности»

Выполнила:

Сайранова Эдита Байрамаловна
Воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Пояснительная записка.

"Умейте открыть перед ребёнком

в окружающем мире что-то одно, но открыть так,

 чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

 красками радуги. Оставляйте всегда что-то

 недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал"

(В.А.Сухомлинский)

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область "Речевое развитие". Стратегия современного обучения родному русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурной речевого общения и поведения.

 Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Данная непосредственно - образовательная деятельность разработана в силу особой актуальности проблемы познавательно-речевого развития детей и составлена в соответствии с ФГОС ДО, в рамках реализации рабочей программы группы "Буратино" (п.2.1, п.2.4.1). Для проведения НОД создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным особенностям. Занятие по данной теме «Мы играем  в  кубики. «Строим  дом» помогает детям развивать интерес и способствует общему развитию, проявляет любознательность, развивает мышление, настойчивость, целеустремленность, проявлению эмоций при проигрывании ролей и направлена на активацию речевого общения,  на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в игровом взаимодействии.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности  по развитию речи в группе общеразвивающей направленности детей пятого года жизни «Буратино»

Тема: Составление сюжетного рассказа  по картине

            «Мы играем  в  кубики. «Строим  дом».

Цель: составление  сюжетного  рассказа  по картине.

Задачи:

- помочь придумывать  продолжение  сюжета,  название  картины;

- воспитывать  умение подбирать  глаголы и прилагательные  для  характеристики действий  персонажей;                                                                                                                

- уточнить и закрепить  правильное  произношение  звуков  [ш] и [ж];

- учить дифференцировать эти звуки на слух,  отчетливо и внятно  произносить  слова с этими  звуками,  делить  двусложные  слова  на  части и произносить каждую  часть слова.

Формы НОД: рассказ, беседа, демонстрация, работа в подгруппе.

Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии сотрудничества;
- технология диалогового взаимодействия;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии.

Методы и приемы:

- практические: игра «Ровным кругом», игра «Ветер и листики» (работа с картиной, работа у интерактивной доски, работа с предметными игрушками).

- словесные: составление сюжетного рассказа по картине,  рассказывание стихотворений, игра «Шарик» и «Эхо», словесная игра «Закончи фразу».

( вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово)

- наглядные: игрушки: мяч, кукла, кубик, картина «Мы играем. Строим дом».( рассматривание картины, ИКТ)

Предварительная работа: на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе, где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате. Игры детей со строительным материалом. Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!». 

Оборудование: кукла Катя; мягкая игрушка Медведь; игрушки: кубики, кукла, мяч, машина (по количеству детей); картина «Мы играем в кубики, и строим дом»; интерактивная доска, картина с изображениями предметов  в названиях которых есть звуки «Ш» и « Ж» ( шапка, лыжи, жук, шар, желудь, жираф, мешок)

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям стать в круг и поиграть в игру.

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ровным кругом».

Игра «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

- Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!  

Дружно вместе

Делаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: похлопать, потопать, присесть и т.д. Психологический настрой

Воспитатель: Ребята, слышите? Кто- то стучится. Давайте посмотрим кто там! К нам пришла кукла Катя! Давайте с ней поздороваемся.

Предполагаемые ответы детей: Здравствуй, Катя!

Мотивационно – побудительный этап

Воспитатель: Катя грустная. Давайте узнаем, что случилось? У нее в сумочке игрушки. Катя сказала мне на ушко, что она не знает как играть с этими игрушками. Давайте ей поможем!

Актуализация знаний.  Выкладывание игрушек на стол.

Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель: Какие игрушки вы здесь видите?

Предполагаемые ответы детей: кубики, мяч, машина, кукла.

Воспитатель: Давайте расскажем Кате как в них играть! Как можно играть с кубиками?

Предполагаемые ответы детей: С кубиками мы можем строить, складывать.

Воспитатель: Как можно играть в мяч?

Предполагаемые ответы детей: Мяч можно катать, бросать, подкидывать.

Воспитатель: А  как можно играть с машиной?

Предполагаемые ответы детей:  Машины можно катать, перевозить, чинить.

Воспитатель: Как можно играть с куклой?

Предполагаемые ответы детей: Куклу можно одевать, укладывать спать, купать, гулять.

2. Основная часть

Восприятие картины

Воспитатель: Ребята, у куклы Кати есть любимая картина. Она хочет вам ее показать.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель выставляет картину.

Рассматривание картины «Мы играем в кубики». «Строим дом».
Воспитатель задает вопросы:

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Предполагаемые ответы детей: На картине нарисованы: игрушки, мальчики и девочка.

Воспитатель: Как, по-другому, можно назвать детей?

Предполагаемые ответы детей: По-другому детей можно назвать: малыши, друзья, ребята.

Воспитатель: Что делают дети?

Предполагаемые ответы детей: Дети играют, строят дом.

Воспитатель: Давайте дадим им имена.

Предполагаемые ответы детей: Этих мальчиков назовем: Миша и Коля, а девочку назовем  Машей.

Воспитатель: Как можно назвать эту картину?

Предполагаемые ответы детей: Эту картину можно назвать «Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».

Воспитатель: Что делает  мальчик Коля?

Предполагаемые ответы детей: Мальчик Коля ставит на дом флажок.

Воспитатель: Как можно сказать об этом по-другому?

Предполагаемые ответы детей: Коля укрепляет флажок наверху постройки, прикрепляет флажок.

Воспитатель: Что делает мальчик Миша?

Предполагаемые ответы детей: Мальчик Миша складывает кубики в машину, возит на машине кубики.

Воспитатель: А по-другому как можно сказать?

Предполагаемые ответы детей: Миша везет строительный материал, разгружает машину, помогает строить дом.

Воспитатель: Что в руках у Маши?

Предполагаемые ответы детей:  У Маши в руках кукла.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем Маша привезла свою куклу? 

Предполагаемые ответы детей: Маша привезла свою куклу на паровозе.

Воспитатель:  А по-другому как можно сказать?

Предполагаемые ответы детей: Девочка Маша везет машину с кукольной мебелью, играет вместе с мальчиками.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему дети такие веселые?

Предполагаемые ответы детей:  Дети веселые, потому что играют дружно. Ребята очень довольные тем, что построили дом.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Воспитатель:  Жил на свете Язычок. (показываем язык) Был у него свой домик. Домик назывался «ротик". Домик открывался и закрывался (открываем и закрываем рот). Решил Язычок навести порядок в доме. Помыл потолок (язычком проводим по верхней небе). Помыл правую стену, помыл левую стену (проводим языком по щечкам). Помыл пол (проводим языком по нижний небе). Язычок часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее посмотрит на лево, посмотрит на право, посмотрит вниз, посмотрит вверх.  И вдруг начался дождь и Язычок спрятался у себя в домике.

Рассказ воспитателя по картине.

Воспитатель: Дети пришли в детский сад. Мальчики решили построить дом. Коля строил дом из кубиков и пластин. А Миша складывал лишние детали в грузовую машину. В это время Маша смотрела, как мальчики строят дом. Маша пришла не одна, а с куклой, которую привезла на паровозе. Ребята очень довольные тем, что построили дом. Кукла Катя шепнула мне на ушко что хочет послушать рассказ, который расскажет Влада. Теперь послушаем Сему, Пашу.

Воспитатель:  Ребята, Кукла Катя шепнула мне на ушко что хочет послушать рассказ, который расскажет Арина, иди ко мне, а я тебе буду помогать. Теперь послушаем Альберта, Карину.

Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ.

Воспитатель:  Ребята, Катя  говорит, что устала, давайте немного поиграем.

Физминутка «Ветер и листики»

Воспитатель: Дети делятся на две команды: девочки и мальчики. Девочки листики, мальчики ветер. По команде «Ветерок подул» мальчики начинают дуть, а девочки плавно кружиться, по команде «Сильный ветер» мальчики дуют сильнее, девочки кружатся быстрее. По команде «Ветер затих» мальчики перестают дуть, а девочки садятся на корточки.

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами и делает вид, что слушает куклу Катю.

Воспитатель:  Ребята, Катя говорит, что отдохнула и готова слушать дальше. Кто хочет попробовать повторить наш рассказ. Воспитатель предлагает двум-трем детям вместе с ней повторить рассказ.

Предполагаемые ответы детей: Дети пришли в детский сад. Мальчики решили построить дом. Коля строил дом из кубиков и пластин. А Миша складывал лишние детали в грузовую машину. В это время Маша смотрела, как мальчики строят дом. Маша пришла не одна, а с куклой, которую привезла на паровозе. Ребята очень довольные тем, что построили дом.

Воспитатель:  Ребята, кукла Катя говорит, что все поняла, оказывается это не сложно рассматривать картину и составлять рассказ. Она говорит вам большое спасибо и предлагает вам поиграть в игру «Шар».

Игра «Шар»

Воспитатель:  Назовите, первый звук в слове Шар?

Предполагаемые ответы детей: Первый звук в слове Шар звук «Ш».

Воспитатель:  Будем надувать Шар. (Проговариваем звук «Ш» громко).

                           Прилетел Жук и сел на Шар. (Проговариваем  звук «Ж»).

                           Шар начал сдуваться. (Проговариваем звук «Ш» тихо).

Психологический настрой.

Приход Медведя.

Воспитатель:  Что это за странный звук?  Давайте посмотрим, кто это?
Медведь:  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Миша.

Предполагаемые ответы детей: Здравствуй, Миша.

Медведь: А в моем имени, какой звук слышите – Ш или Ж?

Предполагаемые ответы детей: Слышим звук «Ш».

Медведь:  Я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки «Ш» и «Ж».

Работа с интерактивной доской.
Дети называют предметы, животных, выделяя голосом звуки «Ш» и «Ж» и проговаривая затем эти звуки изолированно.

Медведь:  Я хочу вам еще что-то сказать рассказать. Слова можно делить на части. В моем имени Миша – две части: Мии-шааа. У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа – паа. Первая часть… ла, вторая часть….па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько хлопков вы сделаете. Будьте внимательны: лааа…. пааа.

Воспитатель:  Ребята, Миша предлагает поиграть в словесную игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно.

  1. Сегодня всё ликует.
    В руках у детворы,
    От радости танцуют
    Воздушные: 
    (шары).
  2. Я рубашку сшила мишке

          Я сошью ему: (штанишки).

  1. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало …(жарко).

  1. А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

3. Итог занятия. Заключительная беседа.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали?

Предполагаемые ответы детей: играли, помогали кукле Кате.

Воспитатель: А как мы помогали кукле Кате?

Предполагаемые ответы детей: рассказывали кукле Кате как нужно играть с игрушками. Учили составлять рассказ по картине.

Воспитатель: Вам понравилось помогать Кате?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Ребята, Кате тоже очень понравилось, как вы работали.

Скажите, а вы любите строить из кубиков?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: А что бы вы построили из кубиков?

Предполагаемые ответы детей: дом, гараж, мост и т.д.

Воспитатель: Давайте, мы сейчас проводим наших гостей, скажем всем до свидания, скажем кукле Кате и Медведю до свидания. А потом все вместе возьмем кубики и построим домики.

Дети говорят до свидания и идут играть в кубики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: « Рассматривание картины Е.Батуриной «Кто, где спрятался»

Образовательная область «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Чтение художественной литературы. Виды деятельности: игровая, коммуникативная....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы.

Конспект занятия по развитию речи: «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» для детей средней группы....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Весна»

Предполагаемы результат освоения детьми данной темы:Умеют строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов; умеют самостоятельно составлять описательный и повествовате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...