Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие по сказке "Маша и Медведь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голованова Надежда Александровна

Представляю вашему вниманию увлекательное путешествие по сказке, проведённое совместно учителем-логопедом и воспитателем.

Сказочное времечко - времечко желанное.
Тихо начинается сказка долгожданная.
Королевство сказочное чудесами славится.
Публика, внимание! Сказка начинается!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «МАША И МЕДВЕДЬ»

Цель: Обобщение знаний по прочитанной сказке «Маша и медведь».

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас детей.
  2. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.
  3. Воспитывать умение слушать своих товарищей.
  4. Учить использовать выразительные средства при пересказе.

Оборудование:

  1. Большая сюжетная картина «Лес».
  2. Картинки всех персонажей сказки для прорезей.
  3. Шапочки для инсценировки.
  4. Корзинка.
  5. Картинки ягод.

Подготовка:

  1. Чтение сказки воспитателем в группе.
  2. Заучивание с логопедом речедвигательных упражнений.
  3. Знакомство с лесными ягодами.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение: Беседа.
  3. Основная часть: Прогулка в лес.
  1. краткая беседа о здоровом образе жизни;
  2. речедвигательное упражнение «Прогулка в лес»;
  3. дыхательное упражнение «Кислород»;
  4. пальчиковая игра «Здравствуй!»;
  5. сбор ягод;
  6. речедвигательное упражнение «Дождик лей!»;
  7. рассказ по сюжетной картине;
  8. инсценировка;
  9. речедвигательное упражнение «Возвращение».
  1. Итог.

Конспект занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Что отгадали загадку?

Тогда скорей ответьте!

Название этой сказки…

- Маша и Медведь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об этой сказке.

  1. Повторение: Беседа по сказке.

- Как начиналась эта сказка, кто может рассказать?

- Жили были дед и баба. Была у них внучка Машенька…

(Один ребёнок рассказывает, а в это время воспитатель выставляет на наборное полотно картинки: дед, баба, Машенька, деревенский дом.)

Воспитатель: Какие бабушка и дедушка? - Старенькие, добрые, весёлые.

- Какая Машенька? - Трудолюбивая, хорошая, послушная.

- Какой дом? - Деревянный, одноэтажный, деревенский.

3. Основная часть: Прогулка в лес.

  1. краткая беседа о здоровом образе жизни

Воспитатель: Сегодня мы с Машей отправляемся в лес.

- Чем полезна прогулка в лесу? - В лесу много кислорода, воздух свежий.

- А почему в лесу много кислорода? - Так как там много деревьев, кустарников.

- Ребята, а можно ли самостоятельно отправляться в лес. - Нет, можно заблудиться.

- Желательно отправляться в лес с взрослыми. - Итак, мы с Машенькой идём за ягодами.

2) речедвигательное упражнение

Логопед: А сейчас, мы построимся, друг за другом и начнём маршировать.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Дети маршируют.

Ходят «змейкой» между партами - «кочками».

Бегут на носочках.

Ходят высоким шагом.

Маршируют.

В это время воспитатель готовит наборное полотно в другой части группы. На нём картина «Лес».

Логопед: Ребята, вот мы и в лесу. (Обратить внимание на картину.) А какой запах здесь! Давайте подышим свежим воздухом.

3) дыхательное упражнение.  Глубокий вдох носом и плавный выдох ртом.  (Дети выполняют упражнение 3-4 раза)

- Замечательно. Как хорошо в лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!

(Дети вместе с логопедом и воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику.)

4) пальчиковое упражнение

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.

5) сбор ягод (образование относительных прилагательных)

Логопед: Ребята, а как много ягод в лесу. Смотрите, Машенька и её подружки уже начали собирать ягодки. (Обратить внимание детей на наборное полотно, где воспитатель уже поставил картинки Маши и подруг.)

- Мы тоже будем собирать ягоды. (Картинки ягод заранее разложены по всей группе.)   Мы шли, шли, шли. Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём опять искать.

Логопед: Ребята, послушайте образец ответа.

- Я шла, шла, шла и малину нашла. Дома я сварю малиновое варенье.

Дети собирают ягодки, кладут в корзинку, которую держит воспитатель, и говорят название варенья из этих ягод.

6) речедвигательное упражнение

Логопед: Ой, ребята, тучка набежала. Приготовили ручки.

Русская народная закличка «Дождик, лей!».

Дождик, лей, лей, лей

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями.

Прижимают ладони к груди.

Протягивают ладошки вперёд.

Садятся.

Кладут ладони на голову.

В это время воспитатель убирает картинки подружек на сюжетной картине, остаётся одна Машенька.

7) рассказы детей по сюжетной картине

Воспитатель: Ребята, пока вы ягоды собирали, Машенька заблудилась. Посмотрите, она осталась одна. Что же было дальше? (Дети рассказывают.)

- Маша шла, шла и набрела на домик медведя.

Воспитатель на сюжетной картине ставит дом медведя.

- Расскажите, какой дом? - Деревянный, тёплый, одноэтажный.

- Что было дальше? (Рассказы детей.)

- А какой был медведь? - Страшный, хитрый …)

- Что же придумала Маша для того, чтобы вернуться домой.

- Маша решила напечь пирогов, попросить медведя отнести корзину с пирогами к дедушке и бабушке. А сама хочет спрятаться в этой корзине.

- Совершенно верно. Сейчас мы попробуем инсценировать конец сказки.

Логопед раздаёт детям шапочки.

8) инсценировка

Действующие лица: медведь, Машенька, дед и баба.

Воспитатель: Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Машенька: Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька: Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Воспитатель: Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Ишь какая - все видит!

Воспитатель: Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Воспитатель: Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

-Что было дальше?

- А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

Бабушка: Что это в коробе?

Воспитатель: Посмотрели, увидели Машеньку, обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

9) речедвигательное упражнение

Логопед: Машенька вернулась к дедушке и бабушке и нам с вами пора возвращаться. Построились друг за другом.

Будем весело шагать

По дорожке мы опять.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И в группу побежали.

Дети маршируют.

Ходят «змейкой» между партами - «кочками».

Бегут на носочках.

Дети садятся за парты.

4. Итог.

Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам оно?- Да.

- Что вам понравилось больше всего? Ответы детей.

- А что мы ещё делали? Ответы детей.

Воспитатель и логопед: Молодцы ребята, нам тоже понравилось наше путешествие.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Конспект занятия по развитию речи, чтение сказки русской народной сказки "Три медведя"Организационный моментЧтение воспитателем русской народной сказки "Три медведя"ФизминуткаБеседа по вопросамРефлекс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Белоснежка». "3 медведя"

развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Три медведя"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы по русской народной сказке «Три Медведя»

Непосредственная образовательная деятельность формирует у детей словарный запас, развивает мышление, воображение и диалогическую речь....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера с помощью  ненецкой народной сказки....