Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
картотека по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический  материал по теме "Лето"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_material_po_teme_leto.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми

с речевыми нарушениями

Более тридцати лет работаю с детьми с различными речевыми нарушениями и всегда в своей работе подбираю только высокохудожественные произведения, как поэзию, так и прозу. Так как совершенно очевидно, что одним из важнейших аспектов формирования художественного вкуса у детей является качество используемых текстов. Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия.

 Поэтому большую часть из используемых произведений составляет классика.

Слушая и заучивая стихотворения, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это расширяет словарь, обогащает его образными выражениями, а, следовательно, развивает образную речь. Глубоко убеждена в том, что только классические произведения, лучшие их образцы, способны развивать образную речь старшего дошкольника. Чтобы полюбить поэзию, нужно прежде всего научиться ее слушать. И чем раньше дошкольник будет слышать лучшие образцы мировой литературы, тем быстрее он будет их понимать и ценить. Восприятие литературного произведения в школьные годы будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен, а этим нужно заниматься в дошкольном возрасте.

Хороший эмоциональный отклик находят у детей произведения А.Блока, И. Бунина, Ф.Тютчева и многих других. Я назвала этих авторов потому, что в данной статье подобраны произведения именно этих авторов, которые я использую при изучении лексических тем «Времена года» и «Лето».

Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне! А.Блок

Стихотворение «Летний вечер – это лучший образец русской пейзажной лирики. Произведение не содержит тайного смысла и слишком ярких образов. Оно легко воспринимается любым читателем,в  том числе и старшими дошкольниками.

Как весел грохот летних бурь

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…Ф.И.Тютчев

Тема стихотворения: начало грозы, описано ярко и очень поэтично.

 Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению.  О приближающейся осени говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка.
Отличная пейзажная лирика. Очень много эпитетов: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”, что очень хорошо для развития образной речи дошкольников.

Метафора лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. Надвигающаяся буря клонит огромные деревья к земле, предвещая нечто грандиозное.

Очень много произведений о лете у И.А.Бунина.

После дождя

Всё море — как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

 Вон чайка села в бухточке скалистой,

Как поплавок... Взлетает иногда —

И видно, как струёю серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.

 У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд.

А там, вдали, — и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут. И.А.Бунин

Летнее утро

Еще от дома на дворе
Синеют утренние тени,
И под навесами строений
Трава в холодном серебре;
Но уж сияет яркий зной,
Давно топор стучит в сарае,
И голубей пугливых стаи
Сверкают снежной белизной.
С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою.
На солнце светлая река
Трепещет радостно, смеется,
И гулко в роще отдается
Над нею ладный стук валька.
 Летний вечер

Гаснет вечер, даль синеет.

Солнышко садится,

Степь да степь кругом - и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха...

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо...

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует...

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!
Гаснет вечер, скрылось солнце.
Лишь закат краснеет...
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко.
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой! И.А.Бунин

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Перед рассветом

Еще утро не скоро, не скоро,
Ночь из тихих лесов не ушла.
Под навесами сонного бора –
Предрассветная теплая мгла.
Еще ранние птицы не пели,
Чуть сереют вверху небеса,
Влажно-зелены темные ели,
Пахнет летнею хвоей роса.
И пускай не светает подольше.
Этот медленный путь по лесам,
Эта ночь - не воротится больше,
Но легко пред разлукою нам...
Колокольчик в молчании бора
То замрет, то опять запоет...
Тихо ночь по долинам идет...
Еще утро не скоро, не скоро. И.А.Бунин

 Летний дождь

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса.
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

Летняя картина

Там, где тенистыми шатрами
Склонились ивы на затон,
Весь берег с тёмными садами
В зеркальной влаге отражён.
Там, где широкой мягкой тенью
Сокрыта в зелени река,
Всё веет сладостною ленью
Под тихий шёпот тростника.
Там, отдыхая, сердце дремлет,
Когда закат горит в огне,
И чутко в сонной тишине
Вечерним летним звукам внемлет. И.А.Бунин

Итак, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.  Художественная литература, особенно поэзия, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР

Использование загадок помогают педагогу оживить занятие....

Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников.

Сообщение за круглым столом о значении художественной литературы для речевого развития ребенка....

Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников

       Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  1.      оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...

Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей

В таблице представлены задачи, направления  коррекционной работы в зависимости от вида нарушения....

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...