РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
статья по развитию речи

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека,

активный период для развития многих психических процессов.

В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль

играют коммуникативные способности.

Решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ


Авторы: Кузьмина Марина Александровна, Курбанова Сабина Азизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1987
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
Раздел: дошкольное образование

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека,

активный период для развития многих психических процессов.

В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль

играют коммуникативные способности.

Решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования.

Образовательный процесс необходимо строить на адекватных возрасту

формах работы с детьми, причем основной формой работы с детьми

дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом

зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. В детском саду

должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, где

взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера,

проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка,

поддерживают его достоинство. Основой проектирования воспитательно-

образовательного процесса, является отказ от учебной модели в детском

саду, использование педагогами новых форм работы с детьми,

позволяющими обучать воспитанников так, что они об этом не догадывались.

Изменяется способ организации детских видов деятельности - это не

руководство воспитателя, а совместная (партнерская) деятельность взрослого

и ребенка. Современные требования к развивающему обучению в период

дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой

деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы

познавательного, учебного и игрового общения.

Одним из приоритетных направлений моей работы в детском саду

является развитие коммуникативных способностей дошкольника.

Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной

деятельности я использовала разнообразные формы работы с детьми.

Включала в образовательный процесс словесные, демонстрационные,

наглядные, индивидуальные методы и приемы. В самостоятельной

деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который

свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и

интересам. Одновременно являюсь партнером, готовым подключиться к их

активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных

замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной

деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей,

особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается

микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького

человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и

детьми.

Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не

предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно

обернуть в пользу малыша.

Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и

недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать

обыкновенная пуговица. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и

форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются

ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая

среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в

отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и

ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда

взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто

позабавить, и стать средой для развития и обучения.

Я на основе коллекции пуговиц создала игры, вызывающие интерес со

стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие,

образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при

минимальной затрате времени на их выполнение.

Использование игр с пуговицами позволяет ребенку легче адаптироваться в

группе детей. Создает новые условия для самовыражения, объединяет всех

детей совместной деятельностью. Повышает уверенность в своих силах,

знакомит с навыками релаксации, способствует развитию интеллектуальных

возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия. Являются

своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка,

реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь,

коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному

настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие

задачи, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных

особенностей.

Работе с пуговицами присуще:

вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых

сюжетах;

мобильность и компактность, то есть использование в удобной для ребенка

среде: на ковре, за столом и т.п.;

приспособленность, как для индивидуальной, так и для совместной

(ребенок-взрослый или ребенок-ребенок) игры.

Последнее важно, поскольку в старшем дошкольном возрасте определенную

силу получает и соревновательный мотив.

Пуговицы можно использовать на занятиях по формированию

математических представлений и в индивидуальной работе, для развития

математического мышления. Такая пуговичная математика очень нравится

детям, и они постепенно начинают оперировать понятием множества.

«Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно

сортировать по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу.

Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.

Пуговичный массаж для рук и ног - происходит активизация сенсомоторных

функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим

миром.

Формы работы на словотворчество: составление описательных рассказов

пуговицах; речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»;

придумывание сказок и историй.

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, провожу их в форме

соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый

выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными

пальчиками, пальчиками обеих рук.

Опыт работы показывает, что использование игр–занятий с пуговицами дает

положительные результаты. Дети стали любознательными и

доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям,

ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу с

взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются,

стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже

могут договориться и вместе решить проблему.

У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно

обратиться с просьбой, выразить благодарность.

Литература

1. Белая К.И. Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ/ К.И.

Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2012.-№1.

2. Никитина С. В. Непосредственная образовательная деятельность в

детском саду/ С. В. Никитина// Дошкольная педагогика. – 2013. - №3.

3. Тимофеева Л. Л. Проблема подготовки педагога к работе в условиях

вариативного образования/ Л. Л.Тимофеева // Дошкольная педагогика. –

2013. - №3.

4. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая

оценка в группе детского сада// Дошкольное воспитание.- 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...