Конспект ОД "Происшествие в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Кранчева Ирина Николаевна

Материал полезен педагогам младших групп при организации занятий по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rechevoe_razvitie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №21 «Аленький цветочек»

ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: «Происшествие в лесу»

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Автор : Кранчева Ирина Николаевна, воспитатель

г. Саяногорск


Цель: создание условий для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста путем составления описательного рассказа по образцу.

Задачи:

образовательные:

  • создать условия для развития диалогической формы речи, вовлечения детей в разговор, развития умения описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя существенные признаки;
  • обеспечить условия для расширения и активизации словарного запаса детей: упражнять в умении соотносить предмет, с действиями, которые он производит;
  • упражнять в четком и правильном произношении звука «щ», слышать его в словах;

развивающие:

  •  развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику речедвигательного аппарата,   мышление, познавательную активность;

воспитательные:

  •  воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь, умение слушать друг друга, помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ педагога, рассказы детей, указания, пояснения, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности); игровые (воображаемая ситуация, загадывание загадок); наглядные, демонстрационные (показ способа действий, артикуляции).

Оборудование и ТСО: декорация лесной полянки, наглядный материал (картинки с изображением зайчат, медведя, лисы, зайца), три щетки (зубная, для обуви и одежды), аудиозапись (шум леса), пластилин.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.

Здоровьесберегающие технологии: динамические и музыкально- ритмические движения.

Индивидуальная работа: поддержка детской инициативы, самостоятельности; недирективная помощь детям при составлении рассказов и в процессе игры.


Ход образовательной деятельности

Этапы

Образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития и

психолого-педагогические условия

Вводная часть

(организационный  и мотивационный

 моменты)

Дети входят в группу с воспитателем (на полу лежит снежинка с прикрепленным конвертом)

Дети идут по разложенным на полу «следам»

Звучит аудиозапись звуков леса

Воспитатель помогает прочитать письмо:

 Кому: Детский сад «Аленький цветочек», группа «Одуванчик»

От кого: лесные жители. «Здравствуйте, девочки и мальчики! В нашем лесу случилась беда - зайчиха потеряла своих зайчат. Выручайте!

Воспитатель: Как же мы можем помочь зайчихе?

Воспитатель: Договорились, отправимся в лес на полянку и будем искать зайчат.

- Каким образом мы найдем дорогу в лес? (побуждает детей внимательнее рассмотреть письмо на котором изображена схема «следы-ёлочки-сугробы»

-Правильно вы догадались, пойдем мы по «следам» по этой тропинке, друг за другом и попадем на лесную полянку.

Дети обращают внимание на снежинку, обнаруживают конверт, извлекают письмо.

Дети слушают воспитателя, отвечают (предполагают, как помочь, рассуждают, куда могли подеваться зайчата) предлагают помочь найти зайчат.

Дети рассматривают схему, высказывают предположения, делают умозаключения как попасть в лес.

 

 Условия для высказывания детьми своих предположений

Условия для создания мотивации, развития эмпатии.

Условия для развития речевой активности, мыслительных процессов.

Основная часть

Дети выходят на «полянку» и присаживаются на «пенечки» (стульчики).

На «полянке» расположены сугробы из-за которых «выглядывают» животные –хвост лисы, часть головы медведя, уши зайца.

Звучит аудиозапись «Зайка прыгал…»

Входит взрослый в маске зайчихи

Достает корзинку, в которой лежат три щетки: зубная, обувная, одежная.

Воспитатель: Посмотрите, за сугробами снега спрятались лесные жители. Отгадайте, кто же там сидит? (загадывает загадки)

-Пришла из лесу птичница, в рыжей шубке, кур посчитать. (лиса)

-Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.(медведь)

-Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.(заяц)

Воспитатель: Молодцы, нашли зайчат! Давайте с ними поиграем

Физминутка:

Зайка прыгал, прыгал, прыгал (прыгают)

И устал (присаживаются, встают)

Хвостиком пошевелил (изображают хвостик)

Ушки вверх поднял (изображают ушки)

Лапки ставит на бочок

(ставят руки на пояс)

На носочка скок-скок-скок (прыгают на носочках)

-Здравствуйте ребята, лесные жители мне рассказали, что вы зайчат отыскали? А вдруг это не мои дети, проверим?

Внимание! Потерялся зайчонок. Он…(в красной рубашке, синих штанах). В лапах у него…(морковка). Кто его найдет, пожалуйста, приведите к маме-зайчихе.

Так поочередно описываются все картинки – внешний вид зайца и его действия (грызет морковку, играет на балалайке, играет с мячом и т.п.)

-Посмотрите, мои главные помощники нашлись!

(на одной из картинок изображено, как два зайца пилят бревно).

Объясняет, когда пилят бревно, слышится звук «щ-щ-щ». Показывает, как произносится этот звук.

-Поможете мне напилить дров? Возьмитесь за руки парами, вот так

(показывает).

Зайчиха: Спасибо, ребята, много дров мне напилили.

 А мои зайчишки – шалунишки все предметы перепутали и не могут разобраться. Поможете? (Достает из корзинки щетки).

Уточняет, чем чистят зубы (зубной щеткой), обувь (обувной щеткой), одежду (одежной щеткой).

-Чтобы зайчата лучше запомнили давайте вместе повторим: «Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой-башмаки. Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны».

-Спасибо, ребята, помогли вы мне очень, не оставили в беде, и дров напилили и зайчишек научили. Пора им обед готовить.  До свидания!

Дети отгадывают загадки.

(лиса, медведь, заяц), находят за сугробом с соответствующего зверя.  

Убирают последний сугроб и находят картинки с изображением зайчат, рассматривают картинки.

Дети выполняют движения под музыку, в соответствии словами.

Дети рассматривают картинки.

Ребенок, у которого есть картинка с изображением такого зайчика приносит ее и рассказывает:

«Я нашел зайчика в красной рубашке, синих штанах, с морковкой в лапах».

Игра Дети-зайцы «пилят» бревна. Разбиваются на пары, берут друг друга за руки и имитируют движения пилы, одновременно произнося звук «щ-щ-щ».

Дети называют

-зубной щеткой

-обувной щеткой

-одежной щеткой

Дети повторяют стихотворные строчки сначала тихо, потом громко.

Условия для развития внимания, памяти, речевой активности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом

(разбирают картинки).

Условия для развития самостоятельности, внимания, умения выделять существенные признаки, описывать предмет, речевой активности, связной речи.

Условия для самостоятельного выбора партнера по игровой деятельности, развития звуковой культуры речи

Условия для стимулирования речевой активности.

Условия для развития памяти, внимания, речевого дыхания, звуковой культуры речи.

Заключи

тельная часть.

 Рефлексия

Звучит аудиозапись звуков леса.

На столах подготовлены карандаши, бумага с контурным изображением морковки и пластилин.

Воспитатель: Ну вот, и заканчивается наше лесное путешествие. Пора возвращаться. Друг за другом по дорожке по следочкам мы пойдем, в детский садик попадем.

-Ребята, понравилось вам играть?

-Где были?

-Каких лесных жителей встретили?

-Какие добрые дела мы с вами сделали?

Воспитатель предлагает детям сделать угощение для зайчат

Дети шагают друг за другом по следам

Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что побывали в лесу, видели лесных жителей (лису, медведя, зайчиху с зайчатами) и помогли зайчихе найти своих зайчат.

Дети по желанию выбирают вид деятельности.

Условия для стимулирования речевой активности, развития памяти, эмоциональности, желания делиться впечатлениями.

Условия для развития самостоятельности, инициативности, творчества.

Список используемых источников:

  1. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Гербова, В.В. Методическое пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С .Комаровой, М.А. Васильевой, 2016.
  4. Швайко, Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» / Г.С. Швайко. –М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  5. 50 игр и затей для развития речи детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://rodnaya-tropinka.ru/kak-razvivat-rech-rebenka-v-seme/. –Заглавие с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Письмо из леса".

Знакомство с составом числа 6,закрепление порядкового счета....

Конспект занятия "Краса леса - деревья"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"

Интегрированное занятие  по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...

Презентация к конспекту "Что в лесу опасно"

В этой презентации представлены разнообразые картинка про лес,то что произростает в лесу(съедобное и что нельзя есть),опасные насекомые,которые могут угрожать человеку....

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"...

Конспект занятия В лесу родилась елочка

Познавательное занятие для детей раннего возраста  "В лесу родилась елочка"...