Консультация для педагогов «Развитие речи детей с ТНТ, через технологию «сторителлинг»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кучерова Галина Анатольевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №23 «Золотой петушок»

Консультация для педагогов

«Развитие речи детей с ТНТ, через технологию «сторителлинг»

Выполнила: Воспитатель

Высшая квалификационная категория

 Кучерова Галина Анатольевна

 

ЗАТО г. Железногорск

2021г.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества

учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и

искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного

процесса с детьми. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. 

«Сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.  Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории. 

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и практике, которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.  Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу  умений и навыков.

3.Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг (эскизы, наброски, рисунки), инфографика (визуальный обра)).

Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, необходимо 

учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, 

эмоциональный, физический  уровень развития. В истории должен быть определенный персонаж или герой, вызывающий симпатию. 

В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. 

  1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Основная часть: Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?

 3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль. 

Технология «Сторителлинга» очень многогранна, многоцелевая, решающая обучающие, развивающие и воспитательные задачи. В своей работе я решила использовать игру «Кубики историй». 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Оригинальные «Кубики историй» – «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».

Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.         

Я сегодня познакомлю вас с одним из способов сочинения историй

Бросай и Играй

Ребенок достает из «волшебного корзинки» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Рассказ детей 6 - 7 лет Жил-был котенок Гав. Взял велосипед и поехал на дачу. Посмотрел вверх и увидел, что летит самолет. Котенок приехал на дачу, а дом был красивый и большой. На улице было жарко и котенок съел мороженное. Затем нашел шорты, надел и пошел копать грядки, чтобы посадить морковку. Бабушка увидела котенка и обрадовалась своему помощнику. Он работал-работал, устал и пошел в дом лапки мыть. А на улице вдруг загремело – это была гроза. И котенок больше не пошел в огород. А бабушка накормила его молоком и салом. Вот какой хороший помощник у бабушки! 8

Вступление:  Когда-то давным-давно…; Садитесь поближе и я вам расскажу…;  Это произошло темной и дождливой ночью…;  Наш герой понятия не имел, что его ждёт…; Тогда казалось, что это не так важно…     Сначала выбираем с детьми историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся – о ком будет история, т.е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). НАЧИНАЕМ! Сначала задачу можно упростить , т.к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает педагог, а следующий – ребенок, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Далее: Первый ребенок достает из волшебной коробочки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребенок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.  8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру"

Развитие речи через сюжетно-ролевую игру. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессио...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

                                              Развитие речи детей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Тема развития речи детей через дидактические игры очень актуальна для дошкольного образования, ведь владение правильной речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, коммуникативных ка...

Консультация для педагогов " Развитие речи детей через чтение художественной литературы"

Данный материал может быть использован педагогами при знакомстве детей с художественной литературой....