Статья " РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» по самобразованию
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Татарницева Л. А.

Речь - это наиважнейшая функция в жизни, необходимая каждому человеку. Без речи, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря правильной речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем свою деятельность и поведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по образовательной области: «Речевое развитие»

на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

                                                                            Автор  воспитатель  группы  раннего  возраста

                                                                            Татарницева  Л.А.

Речь - это наиважнейшая функция в жизни, необходимая каждому человеку. Без речи, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря правильной речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем свою деятельность и поведение.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи. Формирование хорошей устной речи, ее развитие – одна из важнейших задач дошкольного образования

Особое внимание развитию речи в группе детей раннего возраста уделяется  именно пальчиковым играм как одном из средств развития речи.

Между речью и игрой существует закономерная обратная (двусторонняя) связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. В таком случае ребёнок посредством слов  обозначает свои действия, тем самым осмысливая их. Словами он пользуется для того, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.  

Многие исследования педагогов показывают, что ранний возраст – это период первоначального ознакомления с окружающим миром, это время стремительного  развития  познавательных и речевых способностей ребенка, поэтому тема моего  самообразования : «Развитие речи детей в группе раннего развития с использованием пальчиковых игр и инновационных технологий» является актуальной  на данном этапе.

Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают. Одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковых игр.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «пересказать руками» целые истории - сказки. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в будущем благоприятно скажется на навыках письма. Эффект  сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в значительном побуждении ребенка к формированию и развитию речи. Уже доказано, что даже такие простые игры, как «Ладушки», «Сорока -ворона», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны.

На сегодняшний день известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал Сухомлинский В.А. Это значит, чем больше ребенок умеет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее, что, в конечном счете, напрямую оказывает влияние на развитие его речи.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Многие исследователи, такие как: М. Я. Аксенова [1], М. С. Рузина [2], Т. А. Ткаченко [3], Е.А. Янушко [4], придерживаются мнения о важности развития пальцевой моторики (пальчиковых игр), описывают пальчиковые игры, связанные с развитием мелкой моторики рук, придерживаясь точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика рук, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими ложкой, ручкой, карандашом и пр. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным.

Таким образом, в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к навыкам рисования и в дальнейшем к письму. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их . Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Список использованной литературы:

1. В. М. Акименко «Новые педагогические технологии»

2. Л. В. Антакова-Фомина «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук»

3.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб. 2000.

4.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)». Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Дошкольный возраст - это как раз тот самый период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, и чтобы малыша научить говорить, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий...