Система в работе с детьми по развитию речи в детском саду
презентация по развитию речи

Освещены вопросы по развитию речи детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_2.pptx858.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Слайд 2

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным наукам, посколь­ку решает практические задачи развития и воспитания де­тей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Практическая готовность педагога к проведению работы по развитию речи детей включает в себя комплекс профес­сиональных умений организовывать дидактическое обще­ние, применяя разнообразные и эффективные способы педагогического воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении речи и воспитании детей. Условно все умения можно объединить в пять блоков.

Слайд 4

Первый блок умений В первый блок умений, направленных на изучение речи ребенк а и ориентировку в условиях общения, входят три группы: умения обследовать речь детей, составлять харак­теристики речевого развития, выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их раз­вития.

Слайд 5

Второй блок Второй блок составляют умения моделировать процесс дидактического речевого общения: составлять перспектив­ный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт.

Слайд 6

В третий и четвертый блоки входят умения организовы­вать процесс дидактического общения и управлять им: уме­ния привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональ­ный контакт с ними, обеспечивать мотивацию речевой деятельности; социально-перцептивные умения, у мения владеть речью и использовать невербальные средства об­щения, создавать атмосферу сотворчества в процессе об­щения с детьми.

Слайд 7

Пятый блок составляют умения анализировать комму­никативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные резуль­таты.

Слайд 8

Обучение родному языку рассматривается как важней­шее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление. М ышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отраже­ния объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное — отражение действительности. В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания . Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окру­жающего мира.

Слайд 9

Язык является средством логического по­знания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка. Всякий процесс обучения языку должен опираться на пони­мание: а) сущности и содержания процесса обучения; б) приро­ды и организации человеческой психики вообще и речевого ме­ханизма в частности; в) сущности и отличительных черт яв­лений языка и речи.

Слайд 10

М. М. Кольцова отмечает, что слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 — 9-м месяце его жизни. Исследуя двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, Кольцова пришла к выводу, что формирование моторной речи зависит не только от обще­ния, но и в какой-то мере от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следователь­но, выработке тонких движений пальцев.

Слайд 11

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуа­цией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зим­няя).

Слайд 12

Психологическая природа речи раскрыта А.Н.Леонть­евым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготс­ким): 1) речь занимает центральное место в процессе психи­ческого развития, развитие речи внутренне связано с раз­витием мышления и с развитием сознания в целом; 2) речь имеет полифункциональный характер: речи при­сущи коммуникативная функция (слово — средство обще­ния), индикативная (слово — средство указания на пред­мет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (сло­во — носитель обобщения, понятия);.; все эти функции внут­ренне связаны друг с другом.

Слайд 13

3) речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую; 4) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смыс­ловую) сторону; 5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

Слайд 14

6) процесс развития речи не есть процесс количествен­ных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных из­менений, скачков, т. е. это процесс действительного разви­тия, который, будучи внутренне связан с развитием мыш­ления и сознания, охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова. Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятий­ной стороне языковых явлений, к языку как средству вы­ражения, формирования и существования мысли, к цело­стному развитию всех функций и форм речи.

Слайд 15

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми раз­ными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в ра­ботах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии , А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина , Д. Б. Эльконина , М. И. Лиси­ной, Ф. А. Сохина и других.

Слайд 16

Методика развития речи использует данные и других отраслей психологической науки (педагогической, соци­альной). Так, широко известные положения Л. С. Выготско­го о «зонах ближайшего» и «актуального» развития объяс­няют взаимосвязь обучения и развития речи. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т. е. ре­шение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимо­действии, при ведущей роли связной речи.

Слайд 17

Практическое решение вопросов развития речи во мно­гом зависит от понимания соотношения языка и речи. В обы­денной жизни эти слова нередко употребляются как сино­нимы, однако это неправильно. «Язык — это система объек­тивно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». Речь — это психофизиологический процесс, это реализа­ция языка, который только через речь выполняет свое ком­муникативное назначение. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроиз­водим, объективен по отношению к говорящему. Речь кон­кретна и неповторима, материальна, состоит из артикули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой дея­тельности индивида. Она контекстно и ситуативно обус­ловлена, вариативна.

Слайд 18

Различные науки лингвистического цикла — лексико­логия с фразеологией, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика слу­жит основой для разработки методики воспитания звуко­вой культуры речи и Подготовки к обучению грамоте; лин­гвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; на знание лексикологии опирает­ся словарная работа, на знание грамматики — методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков.

Слайд 19

Методика использует данные анатомии о строении ре­чевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи. Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования — пе­дагогический процесс детского сада. Методика использует основные понятия и тер­мины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический матери­ал и др.). Д идактическим принципам доступности, последовательности и система­тичности, развивающего обучения и др. должны соответ­ствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи.

Слайд 20

Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 21

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский при­шел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоре­тические основания утверждать, что не только интеллек­туальное развитие ребенка, но и формирование его харак­тера, эмоций и личности в целом находится в непосред­ственной зависимости от речи». Исследования отечествен­ных психологов и психолингвистов доказали, что овладе­ние речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Слайд 22

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: 1) развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четко­сти; развитие речевого слуха; 2) накопление содержания речи; 3) работа над формой речи, ее структурой.

Слайд 23

Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном учрежде­нии», как она называет методику развития речи. Она обращает вни­мание на «правильное смысловое употребление слов и по­полнение словаря, развитие структуры речи», «чистое про­изношение», на использование художественной литерату­ры как метода речевого развития. Основными видами рече­вой работы с детьми признаются разговор, беседа, расска­зывание и художественное чтение .

Слайд 24

Много внимания Флерина уделяла обу­чению детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Флерина подчеркивала роль непринужденной обста­новки в общении, необходимость специальных бесед с деть­ми, предложила свою классификацию и методику бесед.

Слайд 25

С именами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной связано реше­ние вопроса определения содержания и форм организации работы по развитию речи в детских садах в 30 — 40-е гг. Большое влияние на программы этого периода оказали научные исследования детской речи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, А. М. Леушина и другие).

Слайд 26

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина): 1) структурном — исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетическо­го, лексического и грамматического; 2) функциональном — исследуется проблема формиро­вания навыков владения языком в коммуникативной функ­ции; 3) когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Слайд 27

Система работы по развитию речи в детском саду Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа. В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Слайд 28

Исследования проблем раз­вития речи, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформу­лировать три аспекта характеристики задач развития речи : — структурный (формирование разных структурных уров­ней системы языка — фонетического, лексического, грам­матического); — функциональный, или коммуникативный (формиро­вание навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого об­щения — диалога и монолога); — когнитивный, познавательный (формирование способ­ности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Слайд 29

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи Слово 1. Развитие словаря Звук 2. Воспитание звуковой культуры речи Словоформа Словосочетание Предложение 3. Формирование грамматического строя речи Текст Диалог Монолог 4. Развитие связной речи: а) формирование диалогической (разговорной ) речи, б) формирование монологической речи

Слайд 30

Словарная работа: ознакомление с художественной литературой: чтение худ. произведений, заучивание стихотворений; ознакомление с окружающим (целевая прогулка, экскурсия), ознакомление с природой. Звуковая культура речи: закрепление звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках , скороговорках, пословицах, загадках, текстах и т.д . Подготовка к обучению грамоте: развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и т.д. Формирование грамматического строя речи: это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях . Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. Формирование диалогической речи: индивидуальные беседы, итоговые беседы на занятии и т.д.

Слайд 31

Формирование монологической речи (развитие связной речи): Описательный рассказ по игрушке Пересказ Рассматривание картины Рассказывание по картине, по серии картинок Рассказывание по началу воспитателя Рассказывание по концу воспитателя Рассказывание по плану воспитателя, образцу воспитателя Рассказывание по плану, составленному детьми Творческое рассказывание Описательный рассказ

Слайд 32

Рекомендации по планированию Название Программное содержание: - образовательная задача, - воспитательная задача, - словарная работа 3. Оборудование 4. Вопросы, рассказ воспитателя, план воспитателя и т.д. 5. 2-3 части занятия обязательно со средней группы

Слайд 33

Планирование перспективное, на месяц День недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Понедельник Экскурсия Целевая прогулка Ознакомление с ____ Повторение стихотворения Придумывание загадок Рассказывание по картине (что было в начале и конце) Пересказ Д.и. Обучение рассказыванию Дид.игра Повторение стихотворения Вторник 1.Обучение грамоте 2. Повторение стихотворения 1. Обучение грамоте 2. Просмотр обучающего мультфильма 1. Обучение грамоте 2. Заучивание стихотворения 1. Обучение грамоте Среда Рассказывание по картине Чтение стихотворения Дидактич.игра 1. Рассказывание по плану воспитателя. По образцу воспитателя 2. Дид.игра 1. Ознакомление с _______ (итоговая беседа) 2. Просмотр учебного фильма по теме 1. Игра-драматизация. 2. Повторение скороговорок. Четверг Обучение грамоте Повторение чистоговорок Обучение грамоте Разучивание скороговорки 1. Обучение грамоте 1. Обучение грамоте Пятница Заучивание стихотворения Рассматривание иллюстраций Отгадывание загадок Чтение худ. произведения Рассматривание картины Составление рассказа по серии картинок Дид.игра 1.Обучение детей составлять план рассказа 2. Рассказ детей по названию, план составляют дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...

Консультация для педагогов " Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду"...

Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...

Система работы по развитию речи в детском саду

Развитие речи ребенка нужно тесно связывать с развитием мышления. Важной предпосылкой для решения задач развития речи в детском саду является правильная организация обстановки. « Прежде всего и ...

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...

«Система работы по развитию речи в детском саду в условиях внедрения ФГОС»

Современной системе дошкольного образования требуются специалистыспособные понимать и видеть особенности речевого развития детей;изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной ...

Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи в детском саду в второй группе раннего возраста (2-3 года)

МесяцТемаПрограммное содержаниеИсточникСентябрь"Путешествие по территории участка"Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно вы...