План самообразования по речевому развитию
материал по развитию речи

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст. 

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь детям в освоении разговорной речи. И важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Также одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. А вот в старшем дошкольном возрасте для развития речи очень эффективны использование мнемосхем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_5_let.docx93.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников»

Учебный год: 2023 – 2024гг

Составила: Садыкова Г.З.

Направление: Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября

Окончание работы: 31 августа 2023 г

Срок реализации: 1 год

Актуальность: 

 «Говорить умеют почти все , но говорить правильно лишь единицы из нас»  Именно  через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

 Согласно ФГОС ДО : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать, о чем – ни будь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники.

Задачи: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам


Предполагаемый результат:  

Дети:  

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

 Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

 Обогащен словарный запас детей.

Родители: 

 Вовлечены в процесс речевого развития детей;

 Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

 Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги: 

 Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

 Получение педагогами представления о мнемотехнике.

 Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

 2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

 6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. ОСНОВНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ –

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами; -

 Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа; -

 Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 - Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники. Методы работы.

 Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

 Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Основные направления деятельности:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4.Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

 5. Посещать ООД коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 7. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию речи дошкольников.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет -сайты.

 

Форма работы с детьми:1 .совместная деятельность воспитателя с детьми;

2.индивидуальная работа с детьми;

3.самостоятельная деятельность детей;

4.консультативная работа с детьми.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: старшая группа( 5-6 лет)

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

 Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009г

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам. СПб, 2016г

Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.СПб, 2001г

Сбор и анализ информации, накопление  материала, конспектирование.

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство с символами мнемотехники

Загадывание загадок о фруктах, овощах.

Ноябрь

 Использование мнемотаблиц для перессказа сказки

Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Декабрь

Январь

Февраль

Заучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения используя мнемотаблицы

Составление описательного рассказа.

 Развлечение

«Зимняя прогулка» «Снегири»

«Первый снег» Я.Аким

«Снежок» З.Александрова

Описательный рассказ по картине «Кошка с котятами»

«Вечер загадок»

Март

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы.

«Посидим в тишине» Е.Благина

«Считалка» С.Маршак

Апрель

Май

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Расказывание

стихотворения детьми с опорой на модели ( по цепочке)

Развлечение «Путешествие в сказкино».

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»

Заучивание стихотворения «У Лукоморья дуб зелёный…» А.С.Пушкин

«Вот моя деревня» И.Суриков

Работа с родителями

Ноябрь

Консультация

«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

Январь

Zoom конференция с участием родителей и педагогов

 «Мнемотехника – техника для быстрого запоминания информации»

Апрель

Мастер - класс

«Разгадывание загадок с помощью мнемотехники»

Май

Семинар-практикум

 «Обогощаем словарь ребёнка в домашних условиях».

Самореализация

Декабрь

Публикация  статьи по теме самообразования в интернет ресурсах

«Использование приёмов мнемотехники в развитии  связной речи»

Март

Открытый просмотр непосредственно  образовательной деятельности.

Открытое занятие для педагогов МАДОУ №70  на тему: « В гости к нам пришла весна»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете для педагогов МАДОУ№70 « Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»

ППРС

 

Дидактические игры

 Мнемотаблицы  для детей  старшего  дошкольного возраста

Картотека стихов и загадок..

1 «Угадай, из какой мы сказки?»

2 «Профессии»

3. «Угадай кто я?»

«Собери мнемодорожки»

«Времена года»

«Угадай – ка»

МАДОУ  «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казань

Индивидуальная траектория   развития профессиональной  компетенции

на 2024-2025г.

Тема: «Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

                                                                 

                                                                               

Составила:

                                                                              Садыкова Г.З., воспитатель первой квалификационной категории

 Тема: Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Направление: Речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2024 г

Окончание работы: 30 августа 2025 г

Срок реализации: 1 год

Составила : Садыкова Г.З..

                                                                                 

Актуальность:

 Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

-применяя моделирование, мы учим детей систематизировать полученные

знания.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Модели применяются во всех образовательных областях дошкольного образования, в том числе и в развитии речи и обучении грамоте. Одним из видов моделей являются 
перфокарты.
Перфокарты позволяют сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, развивать познавательную активность. Перфокарты способствуют созданию четких и полноценных характеристик изучаемого объекта. В процессе работы с перфокартами у детей формируется умение самостоятельно оперировать информацией, полученной раннее на занятиях. Интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интереса к работе. Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование  игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.  Во время игр с перфокартами дети  проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются высоких результатов. А индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности  - самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.


Перфокарта – это индивидуальная  карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. Если  перфокарта ламинирована или помещена в файл, то  после проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

 Цель: 

совершенствовать фонематическое восприятие; закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;

Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

развивать самосознание, самоконтроль,  способность к проявлению волевых усилий; Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;

формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в речевые  игры и игры по обучению грамоте, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Перфокарты активизируют познавательную деятельность дошкольников. Используя перфокарты можно  решить следующие

 Задачи:

- познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью

с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

- определять место звука в слове (в начале, середине, конце);

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове;

- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; - сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

 - научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык слогового чтения

При использовании перфокарт реализуются следующие дидактические принципы:

-Принцип наглядного обучения;

- Принцип развивающего обучения, (ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности).

-Принцип учета индивидуальных особенностей (развитие личных качеств, через решение различных заданий)

- Принцип творчества(формирование способности находить нестандартные решения).

- Принцип психологической комфортности (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка);

 Принцип интегративности.

При использовании перфокарт осуществляется интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

-закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений при помощи перфокарт;

-развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;

«Речевое развитие»

-поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;

«Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать положительное отношение к успехам детей, умение работать в коллективе;

«Физическое развитие»

- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Предполагаемый результат:  

Дети:  

Развивает умственные способности дошкольников и способствует закреплению  полученных знаний.

Совершенствует  фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения.

Обеспечивает познавательный интерес и устойчивость  произвольного внимания. Даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.

Родители: 

 Вовлечены в процесс речевого развития детей;

Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

 Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги: 

 Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

 Получение педагогами представления о мнемотехнике.

 Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Содержание и этапы реализации.

Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещённая в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребёнок выполняет с помощью фломастера или маркера.

 Перфокарты- служат дидактическим материалом в моей работе по обучению грамоте  детей подготовительной к школе группы.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

 2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор перфокарт)

4. Составление картотек по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ РАБОТА С ДЕТЬМИ –

 Игры, игровые упражнения с перфокартами помогут детям закрепить знания по образовательной области «Речевое развитие»,

1.Совершенствуется фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;

2. Развиваются графические навыки, самостоятельность,

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.  

Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

Этапы создания системы работы.

Анализ психолого – педагогической литературы по данной теме.

Изучение термина « Перфокарты»

Разработка и проведение тематических занятий с использованием схем.

Оценка эффективности проведения работы с перфокартами.

 Формы работы с детьми.

 Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Положительные эффекты от занятий перфокартами следующие:

 - мощное развитие визуального мышления;

- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);    

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа( 6-7)

Основные направления деятельности:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по развитию связной речи.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4.Принимать активное участие в муниципальных, всероссийских, международных конференциях, конкурсах, семинарах.

 5. Посещать ООД коллег и участвовать в обмене опытом. 

6. Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 7. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по развитию речи дошкольников.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет -сайты.

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение

2. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду.

3. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошк. возр. /Под ред.Ф.А. Сохина.

4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста

Сбор и анализ информации, накопление  материала, конспектирование.

Работа с детьми

Октябрь

Использование  дидактических игр на основе перфокарт.

Совершенствование  навыков  звукобуквенного анализа.

Развитие фонематического восприятия.

Дидактические игры « Найди букву»

« Найди картинку»

« Твёрдый – мягкий»

Декабрь

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми.

Совершенствование навыков звукового анализа»

«Подбери звуковую схему»

«Найди место звука в слове»

«Найди место звука в слове»

Досуг «В стране звуков»

февраль

Апрель

Создание наглядного материала.

Совершенствование навыков слогового анализа, чтение слогов.

Совершенствование навыков анализа и чтения предложения»

Создание наглядного материала.

Совершенствование навыков слогового анализа, чтение слогов.

Совершенствование навыков анализа и чтения предложения»

Игры «Назови пару»,

«Цепочка слов»

«Найди букву»

«Посчитай слоги»

«Подбери картинку к слову»

«Найди схему предложения»

ЛЭПбук «В мире звуков и букв»

Март

Развитие связной речи дошкольников с использованием приёмов мнемотехники.

Квест «В стране букв»

Апрель

Май

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели ( по цепочке)

Развлечениег «Путешествие в сказкино».

Заучивание стихотворения «Одуванчик» Е.Серова

Работа с родителями

Ноябрь

Организовать выставку перфокарт.

Консультация для родителей «Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Январь

Содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.

Совместный досуг «Вместе читать веселее»

Апрель

Мастер - класс

« Изготовление перфокарт» в домашних условиях» Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения.»

Май

Обобщение знаний о русских народных сказках через речевую и познавательную активность.

Литературная гостиная « Играем со сказками»

Самореализация

Декабрь

Выступление на методическом объединении педагогов Авиастроительного и Ново-Савиновского района

«Перфокарты  или  использование метода наглядного моделирования обучения грамоте детей подготовительной к школе группы»

Март

Подборка материала

Создание перфокарт «Мои звуки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете для педагогов МАДОУ№70 « Использование перфокарт в развитии связной речи»

ППРС

 Дидактические игры

Перфокарты по темам

«Буквы и слоги»

«Слова по первым буквам» «Подбери звуковую схему»

«Найди место звука в слове»

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

                  Индивидуальная траектория развития  

                          профессиональной компетенции

                                       на 2025-2026 г.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

                                                                                  Составила:

                                                                                  воспитатель I квал. категории

                                                                                  Садыкова Г.З.

Тема:  «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Учебный год: 2025-2026

Составила: Садыкова Г.З.

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).  . Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: 1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. 2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. 3.Обогащать чувства детей, воображение и речь. 4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Ожидаемые результаты:

1.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

3.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе:

 - наглядно-информационные материалы для родителей

 - сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;

- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание лэпбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы;

    изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ;

     подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных    

особенностей детей; консультации, памятки для родителей;

     составить перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми:                                                                                                    Групповая;                                                                                                                       Подгрупповая;                                                                                                         Индивидуальная;

Методы и приемы работы  с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- ZOOM конференция

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- чтение и заучивание загадок, закличек, потешек, прибауток, скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, колыбельных.

 Форма самообразования:    Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - август

Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

        

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

-Знакомство с закличками, потешками, загадками.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Декабрь

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?».

Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок»

Март

Разучивание песен и стихов про Масленицу. -Знакомство с пословицами и поговорками.

Развлечение «Масленица»

Июнь

Работа с родителями

Сентябрь

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста»

Ноябрь

Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить  внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам.

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».

Январь

Круглый стол с родителями

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

 

Апрель

«Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

ZOOM- конференция

Май

Показ открытого занятия по развитию речи

Самореализация

Сентябрь-май

Публикации на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

«Педразвитие», «Альманах педагога», сетевое издание

Ноябрь

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Речевое развитие ребенка 3-4 лет»

Февраль

Превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития

Изготовление картотеки загадок, закличек, поговорок, песенек, колыбельных.

Май

 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

По теме: «Развитие речи детей средствами народного фольклора»

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

Сентябрь-декабрь

Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей.

Дидактические игры «Найди и назови», «Кто что делает?»

Январь- май

Май-август

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи

Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».

Изготовление лэпбуков

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория  развития профессиональной  компетенции

 на 2026-2027 г.

Тема: «Развитие речи детей средней группы средствами дидактических»

         

                                                                     Составила:                                                                           Садыкова Г.З.

                                             2026- 2027 учебный год

Тема: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр» 

Учебный год: 2026-2027

Составила: Садыкова Гульназ Загитовна

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель:  повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

3.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе :

 - наглядно-информационные материалы для родителей

 - сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;

- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание лепбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический этап - изучение учебно- методической литературы;

    изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ;

     подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных    

     особенностей детей; консультации, памятки для родителей;

     составить перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми :

Групповая;                                                                                                                       Подгрупповая;                                                                                                         Индивидуальная;

Методы и приемы работы  с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- зоом конференция

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

Дидактические игры на развитие словаря,

- дидактические игры на формирование грамматического строя  речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.

Форма самообразования:    Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014

2.Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010

3.Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008

4.Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд.

Вентана-Граф-2012 

5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп.занятий, метод.рекомендации М.:ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.

6.Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет /  - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

7. Жукова  Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
8. Жукова  Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - август

Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

Развитие речевой активности детей, смекалки; воспитывать умение работать сообща.

Квест-игра «Мы любим загадки»

Ноябрь

Развитие речевой активности детей; воспитание любви и  уважения к самому близкому человеку.

Развлечение «Мама – солнышко мое, очень я люблю ее»

Март

Активизировать и обобщить знания детей о сказках и сказочных героях в игровой форме.

Совершенствовать коммуникативные функции речи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к книге.

Развлечение «Книга – лучший друг».

Выставка книжек-малышек.

Июнь

Формирование интереса к художественным произведениям. Закрепление, уточнение и систематизация знаний о произведениях Н.Носова.

Литературный дворик по произведениям Н.Носова

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявление знаний родителей о важности дидактических игр. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями

Анкетирование родителей «В какие игры вы играете дома?»

Октябрь

Удовлетворение потребностей родителей в педагогических знаниях по речевому развитию

Консультация для родителей
«Развитие речи ребенка 4-5 лет».

Январь - август

Привлечение родителей к созданию дидактических игр, лепбуков и пособий своими руками.

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Апрель

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.

Зоом конференция на тему «Речевое развитие»

Самореализация

Сентябрь-май

Публикация на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка».

Ноябрь

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Речевое развитие ребенка 4-5 лет»

Февраль

Изготовление лепбука «Речевое развитие ребенка»

Май

 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий год.

По теме: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр»

 Пополнение ППРС

Сентябрь-декабрь

Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей.

Дидактические игры «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Один – много»

Январь- май

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи

Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

                  Индивидуальная траектория развития  

                          профессиональной компетенции

                                       на 2027-2028 г.

                         Тема: «Развитие речи  средствами

           дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»

                                                                                  Составила:

                                                                                  воспитатель I квал. категории

                                                                                  Садыкова Г.З.

Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр

с детьми старшей группы»

Учебный год: 2027-2028

Составила: Садыкова Г.З.

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы

На сегодняшний день в  речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель:  повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

3.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе:

 - наглядно-информационные материалы для родителей

 - сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;

- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание лэпбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы;

    изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ;

     подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных    

особенностей детей; консультации, памятки для родителей;

     составить перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми:

Групповая;                                                                                                                       Подгрупповая;                                                                                                         Индивидуальная;

Методы и приемы работы  с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- ZOOM конференция

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

Дидактические игры на развитие словаря,

- дидактические игры на формирование грамматического строя  речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.

Форма самообразования:    Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014

2.Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010

3.Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008

4.Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп.занятий, метод.рекомендации М.:ТЦ Сфера,2015. - 192 c.

6.Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет /  - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

7. Жукова  Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
8. Жукова  Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ .

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - август

Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

        

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логику мышление, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Занятие-игра «Путешествие в сказку»

Декабрь

Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий – низкий»- закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы; 

«Найди по цвету», « Угадай, кто это?» -  закреплять умения подбирать прилагательные;

« Что загадали», «Похоже- не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаки.

Развлечение

«Загадки из Простоквашино»

Март

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Квест-игра

«Остров сокровищ»

Июнь

Дидактические игры « Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связный рассказ

Вечерний досуг «Почемучки»

Работа с родителями

Сентябрь

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить  внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам.

Акция «Подари книгу детям»

Январь

Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть  со своими детьми, способствует  сотрудничеству ДОУ с родителями.

Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" 

Апрель

«Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

ZOOM- конференция

Самореализация

Сентябрь-май

Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка».

«Педразвитие», «Альманах педагога», сетевое издание

Ноябрь

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Речевое развитие ребенка 5-6 лет»

Февраль

Превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития

Изготовление лэпбука «Речевое развитие ребенка»

Май

 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

По теме: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр»

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

Сентябрь-декабрь

Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей.

Дидактические игры «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Один – много»

Январь- май

Май-август

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи

Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».

Изготовление лэпбуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

План самообразования по речевому развитию младших дошкольников

План самообразования по речевому развитию младших дошкольников...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "ВИШЕНКА...