Стимулирование речевой активности у детей с ОВЗ посредством технологий буктрейлера и буккроссинга.
консультация по развитию речи

Ермакова Татьяна Александровна

Стимулирование речевой активности у детей  с ОВЗ посредством технологий буктрейлера и буккроссинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

445044, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТТИ, Б-Р СОЛНЕЧНЫЙ, Д.3

инн 6323091856, кпп 632101001, ТЕЛ/ФАКС  8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru

____________________________________________________________________________________________

Стимулирование речевой активности у детей  с ОВЗ посредством технологий буктрейлера и буккроссинга.

Подготовили:

Ермакова Т.А., учитель-логопед

Шагалина Е.И., воспитатель

Тольятти, 2023

Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Педагог, развивая речь и умственные способности детей с ОВЗ, способствует переходу этой категории детей в массовые образовательные учреждения.

Важнейшей целью коррекционной работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Деятельность педагогов  направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Исследования таких педагогов-психологов, как Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слов, несформированность монологической связной речи, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, память, мышление, внимание, моторная функция; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, а соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.

В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Следует отметить, что стимулирование речевой активности  должно осуществляться через совокупность разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности. Одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

Роль художественной литературы актуальна, она будит в детях добрые чувства, заставляет их сопереживать отважным, самоотверженным героям и ненавидеть жадных и злых, а также прививает детям интерес к родному языку и обеспечивает речевое развитие ребёнка. Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Одной из отличительных особенностей, характеризующих детей с ограниченными возможностями здоровья, является то, что они не хотят и не умеют слушать сказки, рассказы и т.д. наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Это усугубляется и тем, что современные дети и родители всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач, и всё реже берут в руки книгу.

Как часто мы видим детей в гаджетах, и как редко они просят родителей почитать нам книгу. И еще реже родители реагируют на эти просьбы и реально читают книги. По данным исследований доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы, « в России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3-6 лет. Цифровая активность ребят 5-10 лет — от одного до трех часов в сутки, а вместе с просмотром телевизора — 3-5 часов в день. Это соотносится с данными зарубежных исследований: в западных странах «экранное время» дошкольников также составляет в среднем около 3 часов. Исследования учёного показали, что примерно 10% детей дошкольного возраста проводят за гаджетами более 3 часов в день».

 Теряется и традиция семейного чтения. Родители, в силу своей занятости, мало и редко читают книги своим детям дома. Большинство из них плохо ориентируется в представлении о книгах для детей дошкольного возраста. Многие из них хотели бы, чтобы их дети любили читать книги, однако не имеют четкого представления, как этого добиться. Но не читающие родители - воспитывают не читающих детей. Уровень компетентности родителей в области приобщения детей к книге и чтению невысок. Им не хватает основополагающих знаний о важности для ребёнка чтения вслух, о смысле домашних библиотек не только для детей, но и взрослых членов семьи, о необходимости использования детской литературы разных жанров для воспитания и развития детей.

Что же делать? Как же заинтересовать детей и родителей  волшебным миром книг?

Живя в современном мире необходимо сочетать традиционные формы работы с современными информационно-коммуникативными технологиями.        

Конечно, ребенка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем. Поэтому одной из важнейших направлений работы педагогов дошкольного образования является задача пробудить, развивать и поддержать интерес к чтению книг у детей и их родителей. Найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

В этом нам помогает буккроссинг. В переводе с английского означает «книгообмен, книговорот». 

Для реализации движения «Буккросинг» в нашей группе было выделено несколько этапов:

  • оформление  книжного  стеллажа для обмена книг.

Нами был изучен опыт коллег на педагогических интернет - порталах и сообществах.

Родительский комитет и воспитатели обсудили идеи оформления: каждый высказал свое мнение о видении стеллажа, ведь он должен заинтересовать и мотивировать других родителей участвовать в этом движении!

  • создание журнала с записью количества книг, а так же круговорот книги. Это позволяет отследить движение книги, а так же понять, какие именно книги пользуются большей популярностью у детей. Журнал решили оформить не только красочно, но и доступно и понятно для родителей.
  • отслеживание результатов. Оказалось, что сказки любят слушать не только девочки, но и мальчики нашей группы. Наиболее востребованные сказки у ребят нашей группы «Аленький Цветочек» С.Аксакова, «Красная Шапочка» Ш.Перро, «Цветик-семицветик» В.Катаева. И, конечно, огромную популярность у всех семей вызвали «Денискины рассказы»В.Драгунского, «Фантазеры» Н.Носова.

Несколько семей вдохновились данной идеей и нарисовали иллюстрации по  наиболее понравившимся сюжетам. Это воодушевило нас на использование буктрейлера в своей работе.

Пройденное обучение по теме «Изготовление буктрейлера как современного образовательного средства формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста» позволило внедрять это образовательное средство в своей педагогической деятельности. Ведь буктрейлер - это эффективная инновационная форма работы с дошкольниками по анонсированию книги с целью привлечения внимания ребёнка к чтению художественного произведения. В дословном переводе двух английских слов: бук - книга, трейлер - рекламный ролик о фильме. Объединяя эти два слова, получаем - рекламный ролик о книге. Но все таки буктрейлер - это не просто реклама. Эмоциональные, звуковые и зрительные, динамичные иллюстрации, краткость - все это очень привлекает детей. С помощью буктрейлера можно рассказать о: любимой книге, литературном произведении, герое, писателе и т.д.

Цель таких роликов – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять её и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладываются на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Основные этапы планирования содержания работы по созданию буктрейлера:

  • выбор литературного произведения.

Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть не знакомым детям. Стараемся подбирать книги, рекомендованные к чтению Программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», а так же опирались на событийный календарь воспитательной работы (юбилейные даты писателей)

  • Создание сценария к буктрейлеру - необходимо продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Здесь обязательно помним о том, что необходимо сохранить интригу, а не пересказать содержание произведения.
  • Сбор необходимого материала - подбор картинок, сканирование иллюстраций книги, съемка своего видео или скачивание видео по тематике в интернете (помним об авторском праве).Из всего множества иллюстраций всегда обращаем внимание на качество изображения, доступность для детей, соблюдаем единообразие иллюстраций.
  • выбор средств для создания буктрейлера и практическая реализация– процесс создания буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика.
  • демонстрация буктрейлера - перед презентацией буктрейлера педагог представляет его дошкольникам, затем начинается просмотр. После презентации буктрейлера обязательно демонстрируется книга, по поводу которой он снимался, проводится беседа о содержании книги.

В нашей группе используется демонстрация буктрейлеров перед восприятием литературного произведения. Следует отметить, что и досуговая деятельность с включением в нее буктрейлера, способствует формированию устойчивого интереса детей к литературе, как виду искусства. В процессе литературных досугов дети знакомятся с биографиями различных авторов, их произведениями: К. И. Чуковский,Е. И. Чарушин, С. Я. Маршак, Ш.Перро  и т. д. Появляется  интерес к творчеству писателя. Ведь после просмотра одного буктрейлера, читаем и другие книги автора. Организуем выставки книг.

Дети передают услышанное в творческой деятельности. Ребята участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней (Всероссийские  конкурсы «Мир сказок», «Сказочный город», «Винни-Пух и все,все,все», Региональный конкурс «Зимняя феерия»,Городской конкурс «Лучики поэзии» и другие)

Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является эффективным  средством приобщения ребёнка к чтению.

В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.

Ребята нашей группы внимательно и заинтересованно слушают сказки, рассказы, стихотворения; с легкостью запоминают считалки, скороговорки, загадки. Сами любят сочинять несложные загадки. Всегда эмоционально рассказывают о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, чаще стали самостоятельно понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжаем объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитываем чуткость к художественному слову; зачитываем отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учим детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитанники выразительно, с естественными интонациями читают стихи, участвуют в инсценировках. Ребята стали обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации, сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Данные инновационные образовательные средства отвечают современным требованиям и способствуют развитию интереса детей к чтению, поддержанию традиции семейного чтения, к проявлению творческих способностей детей дошкольного возраста.

Перспективы работы на год:

  • Дальнейшее внедрение  в педагогическую практику технологий буктрейлера  и буккроссинга для популяризации чтения художественной литературы в семьях воспитанников;
  • Пополнение  фонда библиотеки детского сада;
  • Расширение  взаимодействия  с городской библиотекой, доступа к книгам у педагогов, родителей, детей;
  • Проведение  серии  детско-родительских мероприятий о книге, квесты, встреч с детскими писателями, музыкально-литературных развлечений, посвящённых детской литературе;
  • Разработка методических рекомендации для педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к книге и чтению посредством буктрейлера.

Таким образом, применяя технологии буктрейлера и буккроссинга в организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги стимулируют речевую активность детей ОВЗ , продолжают формировать умение передавать информацию, поддерживать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д.

Литература:

  1. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова –Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.
  2. Буктрейлер своими руками: примеры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-svoimi-rukami-primery
  3. Буктрейлер: книга в кадре [текст]: методическое пособие / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Батецкая централизованная библиотечная система», Центральная районная библиотека, информационно-методический отдел; сост. О. И. Фролова. – поселок Батецкий: [б.и.], 2014. – 43 с., илл.
  4. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф.Морозова; [автор-сост. Т.А.Лисовская] – Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014.– 16 с.
  5. Буктрейлеры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=2012
  6. Гудков Н. Буктрейлер: методика создания [Текст] / Гудков Н. // Библиополе. – 2014. – №10. – С.22-25.
  7. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.
  8. Памятка для создания буктрейлера [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera
  9. Российская газета. https://rg.ru/2020/04/24/uchenyj-rasskazal-skolko-chasov-doshkolniki-sidiat-segodnia-v-gadzhetah.html
  10. Токмакова О.Е. Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/

Ссылки на интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/14/tehnologiya-bukkrossing-kak-sredstvo-priobshcheniya-detey-k
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/buktreiler-novoe-rozhdenie-lyubimoi-knigi.html
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/09/24/praktika-sozdaniya-buktreylerov-sovmestno-s-detmi-v
  4. https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/14482-byktreiler-kak-instryment-povisheniya-interesa--k-chteniu-y-starshih-doshkolnikov
  5. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1133/00192afa-14b5238f/hello_html_m6bfa25ed.png
  6. https://insoz.ru/wp-content/uploads/2021/02/ljuboznatelnyj-rebenok.jpg
  7. https://1.bp.blogspot.com/-fxe98A8BtSI/XYdk0vrOmAI/AAAAAAAAAyA/3pBB-Sz6A6UhCYkHqA6-DoS79Jt_PSFkgCLcBGAsYHQ/s1600/IMG_0587.jpg

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Стимулирование речевой активности детей.

Формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи дошкольников....

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе

Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики рук»

Повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности....

Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики.

Логопеду, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками, и природными объектами важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить использовать разные органы чувств для...