ООД для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию "В лес за грибами".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
  • учить подбирать признаки к предмету (действия к предмету);
  • закреплять употребление предлогов;
  • побудить детей к активному диалогу;

Развивающие:

  • развивать зрительную и фонематическую память;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни леса;
  • воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: шершавая, "воротничок", грибница, в крапинку.

Предварительная работа: В.Катаев "Грибы", "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_09.10.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
ООД для детей подготовительной логопедической группы по познавательно-речевому развитию "В лес за грибами".

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
  • учить подбирать признаки к предмету (действия к предмету);
  • закреплять употребление предлогов;
  • побудить детей к активному диалогу;

Развивающие:

  • развивать зрительную и фонематическую память;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к жизни леса;
  • воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: шершавая, "воротничок", грибница, в крапинку.

Предварительная работа: В.Катаев "Грибы", "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".

ООД

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лесе и грибах. Но сначала отгадайте загадку:

Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

ДетиОсенью.

- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

 Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами?

А когда пустая?

- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.         

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях.

 - Все ли грибы можно собирать?

Дети: нет, есть съедобные и несъедобные(ядовитые)  

Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?

Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые, в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо нам известные.

Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.

Дети: мухомор.

Воспитатель: Правильно, но есть еще и бледная поганка, и ложные опята.

 

(Демонстрация и рассказ воспитателя).

 МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

«Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек, воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид, но опасен, ядовит».

 Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

«Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится».

Из бледной поганки изготавливают лекарства.

Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.

Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

1.Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы—они нужны многим жителям леса;

3.Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

4.Не собирать грибы у проезжей части;

5.Собирать только известные грибы;

6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их—можно повредить грибницу.

Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

 Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб.

Пальчиковая игра.

Прежде чем грибы собрать, мы с вами разомнем наши пальчики -поиграем пальчиками.

Топ-топ. Пять шагов
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный – гриб опасный. 

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
А второй – лисичка, рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.

Воспитатель. Ребята, а как называются люди, которые собирают грибы?

Дети. Грибники.

ВоспитательОсенний лес полон грибов. А для чего люди собирают грибы? Что можно приготовить из грибов?

Дети (перечисляют блюда: суп грибной, можно пожарить с картошкой, засолить, замариновать, засушить)

 Д/и " Почему так названы ".

В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.

1) В красной шляпке словно гном,

 Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик)

- Как вы думаете, почему он так назван? (Чаще всего он встречается возле осин)

- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.

2) Этот гриб весьма хорош

 На опавший лист похож. (Подберёзовик)

- Почему он так назван? (В основном растёт под берёзой)

- Опишите как он выглядит. (Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)

3) В глухом бору стоять привык,

  На толстой крепкой ножке. (Белый гриб или Боровик)

- Опишите его, какой он. (Круглая, коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору).

4) Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка)

- Почему его так назвали? (Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)

5) Грибы букетом стоят на пеньке,

 Найдётся им место в твоём кузовке. (Опята)

- Почему их так называют? (Растут на пнях " семьями ")

- Опишите их. Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").

6) Говорят, что эти грибы можно есть сырыми. Какие это грибы?  (Сыроежки). Шляпки могут быть красного, жёлтого, зелёного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. Сырыми их есть нельзя, а назвали их так потому, что сыроежки готовятся быстрее всех остальных грибов.

Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

Ответ детейНет.

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.

Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

-Если грибы сварить, то они будут ….вареные,

-а если грибы пожарить, тогда они будут … жареные,

-если засолить, они будут … соленые,

-если замариновать, то они будут … маринованные

- засушить- …сушенные.

- Молодцы, вы все справились с заданиями. Грибники из вас получились хорошие, все грибы знаете.  

- Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Коррекционно-образовательные:·         Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;·         Совершенствован...

Конспект познавательно-речевого занятия на тему: «В мире добрых слов» для детей подготовительной логопедической группы.

Цель:Развивать у детей коммуникативные качества. Содействовать нравственному воспитанию детей,  умению дарить радость людям,  помочь детям отыскивать в себе и в других положительные  ка...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Конспект занятия НОД в логопедической группе по познавательно-речевому развитию «Ребенок и окружающий мир». Тема : «Зимующие птицы»

данный конспект направлен на решение следующих задач:Образовательные:- уточнить и закрепить представления детей о зимующих птицах;- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

Логопедический досуг для детей подготовительной логопедической группы « Ключи к чтению. Подсказки из сказки»

Цель: Активизация высших психических функций, повышение  мотивации к  обучению, развитие познавательных интересов, профилактика дисграфии и дислексии...