Картотека игр на развитие мелкой моторики
картотека по развитию речи
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мелкой моторики.
Тема «Игрушки»
«Игрушки».
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. | Загибают поочередно все пальцы. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочередно все пальцы. |
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. |
*** | |
Есть игрушки у меня | Хлопаем в ладоши |
Паровоз и два коня | Здесь и далее загибаем поочерёдно пальчики |
Серебристый самолёт | |
Три ракеты, вездеход, | |
Самосвал,подъёмный кран. |
Тема « Детский сад»
«Этот пальчик хочет спать».
Этот пальчик хочет спать. | (Оттопырить указательный пальчик левой руки.) |
Этот пальчик — прыг в кровать. | (Оттопырить средний пальчик левой руки.) |
Этот пальчик прикорнул. | (Оттопырить безымянный пальчик левой руки.) |
Этот пальчик уж заснул. | (Оттопырить мизинчик левой руки.) |
Встали пальчики: «Ура!» | (Соединить все прямые пальцы.) |
В детский сад идти пора. | (Помахать всеми пальцами левой руки в воздухе.) |
«Дружба».
Дружат в нашей группе | Соединять пальцы в «замок». |
Девочки и мальчики. | |
Мы с тобой подружим | Касание кончиков пальцев обеих рук. |
Маленькие пальчики. | |
Раз, два, три, четыре, пять – Начинай считать опять. | Парное касание пальцев от мизинцев. |
Раз, два, три, четыре, пять – Мы закончили считать. | Руки вниз, встряхнуть кистями. |
Тема « Семья»
«Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, | Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого. |
Этот пальчик – бабушка, | |
Этот пальчик – папочка, | |
Этот пальчик – мамочка. | |
Ну а это я. | |
Вот и вся моя семья! |
«Я слепил пять караваев».
Я слепил пять караваев И несу домой. | (Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.) |
Этот — папе, | (Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.) |
Этот — маме, | (Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.) |
Этот — деду, | (Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.) |
Это — бабе, | (Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.) |
Ну а этот — мой. | (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.) |
Тема « Части тела»
«Весёлый человечек».
Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. | Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу. |
Разотру ладошки сильно, | Растирают ладони. |
Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. | Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги. |
Руки я затем помою, | Потирают ладони. |
Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. | Складывают пальцы в замок. |
«Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают, | Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). |
Эти пальчики гуляют, | Указательный и средний "идут" по другой руке. |
Эти - любят поболтать, | Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). |
Эти - тихо подремать, | Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. |
А большой с мизинцем братцем | Крутим большим пальцем вокруг мизинца. |
Тема «Осень»
Раз, два, три, четыре, пять, | Удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца |
Вышел дождик погулять. | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук |
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? | Шагают средним и указательным пальцами обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично бьют в ладоши |
- Ох! | Один хлопок |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные удары по столу |
«Осень».
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | (плавные волнообразные движения ладонями) |
Вот дубовый, Вот кленовый, | (загибают по одному пальчику на обеих руках) |
Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, | |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | (спокойно укладывают ладони на стол) |
Тема «Овощи»
«Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка? И свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох. | «Шагаем» пальчиками. На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Сжимаем в кулаки и разжимают пальцы на обеих руках. На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняют руки На каждое название загибаем пальчик. Хлопок в ладоши. Гладим себя ладошкой по животу. |
«Огород».
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. Указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! Большой палец правой руки
Тема «Фрукты»
На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Мизинцы Безымянные Средние Указательные Большие Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх |
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик - апельсин, | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
|
Он, конечно, не один, | |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
Тема «Грибы»
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек- большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
Тема «Ягоды»
«За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять, | (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) |
В лес идём мы погулять. | (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу) |
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. | (загибают пальчики, начиная с большого) |
Тема «Деревья»
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные, волнообразные движения ладонями. |
Вот дубовый, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот кленовый, | |
Вот рябиновый резной, | |
Вот с березки – золотой, | |
Вот последний лист с осинки | |
Ветер бросил на тропинку. | Спокойно укладывают ладони на стол. |
Тема «Посуда»
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
«Посуда».
Из тарелок, как один, | Ладони вместе перед собой «тарелка» |
Суп мы ложками едим. | Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой |
Вилкой кушаем котлеты, | Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку». |
Ножик режет нам омлеты. | «Режем» прямой ладонью взад-вперёд. |
Тема «Домашние животные»
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, | Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. |
Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв. | Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки |
«Два козлика».
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости | Держим кисти горизонтально, сближаем руки. |
А навстречу шёл другой, | На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. |
Два рогатых глупых братца | На слово «бух» - хлопаем в ладоши. |
И с моста в водичку - плюх! | Роняем руки на колени. |
Тема «Домашние птицы»
Во дворе стоит забор, За забором птичий двор. | Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук. |
Тут галдеж и суета Начинается с утра: | Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение. |
Кукарекают, гогочут, Громко крякают, болбочут | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Гуси, утки, индюки, Курицы и петухи. | Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. |
«Индюк».
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук «идут» по столу.
Тема «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять - | Последовательно соединяем одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших. |
Будем вещи мы стирать: | Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя. |
Платье, брюки и носочки, | Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим. |
Юбку, кофточку, платочки, | Последовательно соединяем пальцы левой руки с большим. |
Шарф и шапку не забудем, | Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим. |
Их стирать мы тоже будем. | Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя. |
«Одежда».
Я надену сапоги, | Показываем на ноги, туловище, голову. |
Курточку и шапку. | |
И на руку каждую | Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток |
Натяну перчатку. | Смена рук |
Тема «Обувь»
«Ботинки».
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. | Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. |
Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать | Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Будем там тихонько спать. | Укладывают ладони на стол. |
«Новые кроссовки».
Как у нашей кошки Обувает валенки. Новые кроссовки. | Загибать пальчики, начиная с большого. |
Вот так. Вот так. | «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. |
Тема «Зима. Зимние забавы»
Ветер холодный Пригнал облака, | Последовательно соединять пальцы правой руки с большим. |
И затянулось все небо с утра. | Последовательно соединять пальцы левой руки с большим. |
Лужи замерзли, Притихла земля, | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Лег первый снег… Наступила зима! | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, | (загибают пальчики по одному) |
Мы во двор пришли гулять. | («идут» по столу указательными и средними пальчиками) |
Бабу снежную лепили, | («лепят» комочек двумя ладонями) |
Птичек крошками кормили, | («крошат хлебушек» всеми пальчиками) |
С горки мы потом катались, | (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) |
А ещё в снегу валялись. | (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) |
Все в снегу домой пришли. | (отряхивают ладошки) |
Съели суп и спать легли. | (движения воображаемой ложкой; руки под щёку) |
Тема «Дни недели»
Изучаем дни недели | - хлопаем в ладоши |
Их известно ровно семь | - демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой |
Пять рабочих, два других | - 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки |
Начинаем называть - | - пальцы обоих рук разгибаются и загибаются |
Станем пальцы загибать: | - пальчики обеих рук в кулачках |
Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница. | - на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки |
Суббота, Воскресенье Дни для отдыха веселья. | - разгибаем 2 пальца другой руки |
Тема «Дикие животные»
«Белочка».
Сидит белка на тележке, Заиньке усатому. | (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) |
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять. | «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. |
Там живет лиса. | Рукой показать хвост за спиной. |
Там живет олень. | Пальцы рук разведены в стороны. |
Там живет барсук. | Кулачки прижать к подбородку. |
Там живет медведь. | Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя. |
Тема «Птицы»
«Птички».
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. | (Загибают пальцы на обеих руках.) |
Эта птичка – злой орлан. | (Машут сложенными накрест ладонями.) |
Птички, птички, по домам. | (Машут обеими руками, как крыльями.) |
Тема «Транспорт»
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик, Он плывет из далека, | Сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения. |
На кораблике четыре Очень храбрых моряка. | Показываем поднятые вверх четыре пальца. |
У них ушки на макушке, | Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями. |
У них длинные хвосты. | Приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком. |
Не страшны им только кошки, Только кошки да коты. | Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим. |
«Машина».
Шла по улице машина, | Указательные и средние пальчики «шагают» по столу |
Шла машина без бензина, | Кисти рук лежат на столе, поочередно отрываем пальчики от стола. |
Шла машина без шофера, | |
Без сигнала светофора, | |
Шла, сама куда не зная, | |
Шла машина заводная. |
Тема «Профессии»
«Повар».
Повар готовил обед, А тут отключили свет. | (ребром ладони стучат по столу) |
Повар леща берёт И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. | (загибают пальчики, начиная с большого) |
И очень доволен он! | (разводят руками) |
«Что принёс нам почтальон?»
Что принёс нам почтальон? | (сжимают и разжимают кулачки) |
С толстой сумкой ходит он. | («шагают» пальчиками по столу) |
Перевод, журнал, газету, В бандероли – две кассеты И письмо от тёти Вали, Чтоб её приезда ждали. | (на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого) |
Тема «Весна»
«Весна идет».
Раз – весна, Два – капель, Три – сосульки тают. Март прошел, идет апрель, Птицы прилетают. | На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев. Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички. |
«Весна».
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. | Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. |
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. | Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. |
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, | Движения повторяются. |
А из под старой травки | Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). |
Уже глядит цветок... | Ладони сомкнуты «ковшом». |
А из под старой травки | Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) |
Раскрылся колокольчик | Движения повторяются. |
В тени там, где сосна, | Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. |
Динь-динь, звенит тихонько, | Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). |
Динь-динь, пришла весна. | Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь». |
Тема «Мебель»
Мебель я начну считать: | Показывают ладошки обеих рук. |
Кресло, стол, диван, кровать, | Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. |
Полка, тумбочка, буфет, |
|
Шкаф, комод и табурет. |
|
Много мебели назвали, | Разжимают кулачки и показывают ладошки. |
Десять пальчиков зажали! | Сжимают кулачки и поднимают их вверх. |
Тема «Цветы»
Наши алые цветы Распускают лепестки, | Плавно разжимают кулаки. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Машут перед собой руками. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки, | Плавно сжимают руки в кулаки. |
Тихо засыпают, | Кладут руки под щеку |
Головой качают. | Качают головой. |
Тема «Лето»
«Лето».
Вот и лето наступает, Всех на отдых приглашает, Будем плавать, загорать И на даче отдыхать. | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев. Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. Круговые движения кистями, «солнце». «Домик». |
«Гроза».
Капли первые упали, | (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) |
Пауков перепугали. | (внутренняя сторона ладони опущена вниз; |
Дождик застучал сильней, | (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) |
Птички скрылись средь ветвей. | (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе). |
Дождь полил как из ведра, | (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) |
Разбежалась детвора. | (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). |
В небе молния сверкает, | (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) |
Гром все небо разрывает. | (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) |
А потом из тучи солнце Вновь посмотрит нам в оконце! | (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) |
Тема «Школа»
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, | Дети «шагают» пальчиками по столу. |
Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. | Грозят указательным пальчиком правой руки. |
***
Пенал, учебники, тетрадки С собою в школу я возьму. | Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого |
А мяч, ведерко и лопатки | Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого |
Ребятам в садик отнесу. | Показать «домик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие мелкой моторики
О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-91003-1517160103.jpg)
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики
Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к лексическим темам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/04/picture-308582-1380902810.jpg)
Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-320003-1422878003.jpg)
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"
Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-320003-1422878003.jpg)
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"
Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-320003-1422878003.jpg)
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-320003-1422878003.jpg)
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с водой, самомассаж""
Цель: совершенствование кисти и пальцев рук....