Картотека игр на развитие мелкой моторики
картотека по развитию речи

Еремина Елена Николаевна

Игры и упражнения  на развитие мелкой моторики:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_melkoy_motoriki.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие мелкой моторики.

Тема «Игрушки»

«Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Загибают поочередно все пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

***

Есть игрушки у меня

Хлопаем в ладоши

Паровоз и два коня 

Здесь и далее загибаем поочерёдно пальчики

Серебристый самолёт

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,подъёмный кран.

Тема « Детский сад»

«Этот пальчик хочет спать».

Этот пальчик хочет спать.

(Оттопырить указательный пальчик левой руки.)

Этот пальчик — прыг в кровать.

(Оттопырить средний  пальчик левой руки.)

Этот пальчик прикорнул.

(Оттопырить безымянный пальчик левой руки.)

Этот пальчик уж заснул.

(Оттопырить мизинчик левой руки.)

Встали пальчики: «Ура!»

(Соединить все прямые пальцы.)

В детский сад идти пора.

(Помахать всеми пальцами левой руки в воздухе.)

«Дружба».

Дружат в нашей группе

Соединять пальцы в «замок».

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Тема « Семья»

«Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!

«Я слепил пять караваев».

Я слепил пять караваев

И несу домой.

(Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

Этот — папе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

Этот — маме,

(Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.)

Этот — деду,

(Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.)

Это — бабе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.)

Ну а этот — мой.

(Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

Тема « Части тела»

«Весёлый человечек».

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю.

Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.

Разотру ладошки сильно,

Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Руки я затем помою,

Потирают ладони.

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Складывают пальцы в замок.

«Дружные пальчики».

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

Тема «Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,

Удары по столу пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Шагают средним и указательным пальцами обеих рук по столу

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши

- Ох!

Один хлопок

И ушел. Газон засох.

Ритмичные удары по столу

«Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

Тема «Овощи»

«Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней

на земле.

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка? И свекла?

 Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкой, в душном

горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался не плох.

«Шагаем» пальчиками.

На каждое название загибаем пальчик.

Хлопок в ладоши.

Сжимаем в кулаки и разжимают пальцы

 на обеих руках.

На каждое название загибаем пальчик.

Хлопок в ладоши.

Раскрытой ладонью, поставленной на ребро,

 делаем режущие движения по раскрытой

ладони другой руки

На каждое название загибаем пальчик.

Хлопок в ладоши.

Накрываем раскрытой ладонью другую руку,

сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняют

 руки

На каждое название загибаем пальчик.

Хлопок в ладоши.

Гладим себя ладошкой по животу.

«Огород».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца

Вырос у нас чеснок,                указательный

Перец, томат, кабачок,        средний

Тыква, капуста, картошка,        безымянный

Лук и немножко горошка.        мизинец

Овощи мы собирали,                мизинец

Ими друзей угощали,                безымянный

Квасили, ели, солили,                средний

С дачи домой увозили.        Указательный

Прощай же на год,                большой палец левой руки

Наш друг – огород!                Большой палец правой руки

Тема «Фрукты»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

Мизинцы

Безымянные

Средние

Указательные

Большие

Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

 

Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Тема «Грибы»

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке         - мизинец

Мелкие грибочки:         - безымянный

Грузди и горькушки - средний

Рыжики, волнушки. - указательный

Даже маленький пенек- большой

Удивленья скрыть не мог. - большой

Выросли опята, - указательный

Скользкие маслята, - средний

Бледные поганки - безымянный

        Встали на полянке. - мизинец

Тема «Ягоды»

«За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

Тема «Деревья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Тема «Посуда»

Привет, я – чайник                         (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка,                               (руку вбок)

А вот мой носик                             (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть,                          (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть                              (изображаем свист)

С печки меня возьмешь,                (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь.                         (наклон в строну, где рука-носик)

«Посуда».

Из тарелок, как один,

Ладони вместе перед собой «тарелка»

Суп мы ложками едим.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой

Вилкой кушаем котлеты,

Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».

Ножик режет нам омлеты.

«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

Тема «Домашние животные»

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки

«Два козлика».

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

На слово «бух» - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени. 

Тема «Домашние птицы»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук.

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение.

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают,

                           болбочут

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

«Индюк».

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук «идут» по столу.

Тема «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять -

Последовательно соединяем одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

Будем вещи мы стирать:

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

Платье, брюки и носочки,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Юбку, кофточку, платочки,

Последовательно соединяем пальцы левой руки с большим.

Шарф и шапку не забудем,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Их стирать мы тоже будем.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

«Одежда».

Я надену сапоги,

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру  ладони, показывая направление надевания перчаток

Натяну перчатку.

Смена рук

Тема «Обувь»

«Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать

Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Будем там тихонько спать.

Укладывают ладони на стол.

«Новые кроссовки».

Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький

Обувает валенки.
А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.

«Шагать» по столу средним  и указательным пальцами обеих рук.

Тема «Зима. Зимние забавы»

Ветер холодный

Пригнал облака,

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

И затянулось все небо с утра.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Лужи замерзли,

Притихла земля,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Лег первый снег…

Наступила зима!

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

 (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под  щёку)

Тема «Дни недели»

Изучаем дни недели

- хлопаем в ладоши

Их известно ровно семь

- демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой

Пять рабочих, два других

- 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки

Начинаем называть -

- пальцы обоих рук разгибаются и загибаются

Станем пальцы загибать:

- пальчики обеих рук в кулачках

Понедельник, Вторник,

Среда, Четверг, Пятница.

- на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки

Суббота, Воскресенье

Дни для отдыха веселья.

- разгибаем 2 пальца другой руки

Тема «Дикие животные»

«Белочка».

Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Тема «Птицы»

«Птички».

Эта птичка – соловей,                     

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.   

(Машут обеими руками, как крыльями.)

Тема «Транспорт»

«Кораблик»

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека,

Сложили руки лодочкой и делаем  ими волнообразные движения.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,

Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.

Приставляем руку к пояснице,  изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

«Машина».

Шла по улице машина,

Указательные и средние пальчики «шагают» по столу

Шла машина без бензина,

Кисти рук лежат на столе, поочередно отрываем пальчики от стола.

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Тема «Профессии»

«Повар».

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Тема «Весна»

«Весна идет».

Раз – весна,

Два – капель,

Три – сосульки тают.

Март прошел, идет апрель,

Птицы прилетают.

На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев.

Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички.

 «Весна». 

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Движения повторяются.

А из под старой травки

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

Уже глядит цветок...

Ладони сомкнуты «ковшом».

А из под старой травки
Уже глядит цветок

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

Движения повторяются.

В тени там, где сосна,

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

Динь-динь, звенит тихонько,

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь».

Тема «Мебель»

Мебель я начну считать:

Показывают ладошки обеих рук.

Кресло, стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

 

Шкаф, комод и табурет.

 

Много мебели назвали,

Разжимают кулачки и показывают ладошки.

Десять пальчиков зажали!

Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

Тема «Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Плавно разжимают кулаки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Машут перед собой руками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Плавно сжимают руки в кулаки.

Тихо засыпают,

Кладут руки под щеку

Головой качают.

Качают головой.

Тема «Лето»

«Лето».

Вот и лето наступает,

Всех на отдых приглашает,

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Круговые движения кистями, «солнце».

«Домик».

«Гроза».

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь

ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в

                           оконце!

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Тема «Школа»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

***

Пенал, учебники, тетрадки

С собою в школу я возьму.

Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого

А мяч, ведерко и лопатки

Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого

Ребятам в садик отнесу.

Показать «домик»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....