Занятие в старшей группе, с применением технологий ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федотова Светлана Юрьевна

"Путешествие со снежинкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_so_snezhinkoy.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие со снежинкой.

Цель: расширять и систематизировать знаний детей о зиме, о снеге.

Задачи:

Обучающие: 

Обобщать и уточнять знания детей о зиме, о жизни зверей в холодное время года; сформировать представление об образовании снежинок, свойствах снега;

Развивающие:

Развивать устную речь, память, восприятие, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательные: 

Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности.

Словарная работа: снегопад, хлопья, хрупкая, узорная, сверкающая, резная, серебристая, кружевная.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; разучивание физкультминуток.

Оборудование : снежинка, схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета, волшебная палочка, иллюстрации с дикими животными, фигуры животных на фланелеграф. Компьютерные иллюстрации: зимний лес, следы диких животных на снегу. Стаканчики с водой, снегом, лупа.  Бумага синего цвета, печатки со снежинкой, гуашь.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

И в ответ получим много ласковых улыбок друг от друга.

1.Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, когда я пришла, то увидела на подоконнике вот эту снежинку. Но это не простая снежинка, на снежинке что-то написано, послушайте:

"Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летела со своими сестричками-снежинками, но вдруг подул сильный ветер, и занес к вам в группу. Я очень люблю путешествовать и узнавать много интересного. Приглашаю вас в увлекательное путешествие».

Воспитатель.  Ребята, отправимся в увлекательное зимнее путешествие вместе со снежинкой? Дети. Да.

2.Основная часть.

Воспитатель.   А в этом нам поможет волшебная палочка. С помощью нее мы попадем туда, куда захотим. (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).

-Раз, два, три, обернись и в лесу окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране интерактивной доски -зимний лес). Посмотрите, ребята, как красиво вокруг. Кругом лежит снег, деревья накрылись снегом словно шапкой.

Воспитатель. Ребята я предлагаю вам послушать сказку Н. Сладкова «Зачем зимой снег?».

«Снегу в лесу навалило - ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу заяц. Бежал и ворчал:

-Ишь сколько намело! И зачем он только нужен, этот снег? Услыхал зайца старый тетерев на березе и спрашивает: -Кого это ты ругаешь, заяц?

Как кого? - тряхнул ушами косой. - Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди собака выследит, лиса или волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

- Не прав ты, косой, не прав, - затряс головой тетерев. – Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, холодно мне на березе – кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом как в теплой спальне».

Воспитатель. Понравилась вам сказка? Что говорил заяц?

Дети.  Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди собака выследит, лиса или волк.

Воспитатель. А что ответил тетерев? Дети. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, холодно мне на березе – кувырк в сугроб.  Под снегом как в теплой спальне».

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо или плохо»,  как вы считаете, снег зимой это хорошо или плохо?

 Хорошо потому, что:

-снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

-корни деревьев защищает от мороза;

-можно кататься на санках, лыжах, коньках;

-можно лепить из снега;

- на снегу не видно зайца в белой шубке.

Плохо, потому что:

-снег засыпал все: животные и птицы остались без пищи;

-в лесу диким животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм;

-можно заболеть;

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Какие дикие животные обитают в зимнем лесу?

Дети. Волки, лисы, зайцы, белки.

Воспитатель. Правильно это следы диких животных.

(Воспитатель показывает иллюстрацию (или слайд) диких животных).

Воспитатель. Посмотрите на картинку и скажите, каких животных вы видите? (Ответы детей). Почему здесь не видно медведя и ежа?

Дети. Медведь, ёж зимой спят.

Воспитатель. Правильно. Молодцы! А как животные готовятся к зиме?

Дети. Поменяли шубки, приготовили запасы.

Воспитатель. Правильно, шерсть у диких животных становится зимой густая, теплая. А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Кто самый внимательный». Посмотрите, все правильно изображено на картинке? (Зимняя картинка с изображением зверей).

Дети. Зайчик серый.

Воспитатель. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку».

Воспитатель. У вас на столах карточки с изображением зайца. Наш заяц не простой, а математический. Из каких геометрических фигур состоит заяц? Поменяйте ему шубку.

 Работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур.

Воспитатель. Ребята, какого цвета у вас стал заяц? (Ответы детей).

Воспитатель.  Теперь зайца не заметят на снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

Воспитатель.  Молодцы! Ребята продолжим путешествие? А теперь, я приглашаю вас в зимнюю лабораторию. (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).

-Раз, два, три, обернись и в лаборатории окажись!

Воспитатель.  Приглашаю вас в лабораторию. (Дети садятся за столы). Давайте с вами вспомним правила работы в лаборатории.

Не брать без разрешения предметы. Работать с предметами (Снег, лед, вода), пользуясь салфетками. Соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не пробовать снег и воду.

Воспитатель. Перед вами тарелочки со снегом.  Я предлагаю вам рассмотреть снег через лупу. Что вы видите?

Дети. Снег тает.

Воспитатель. Во что превращается снег? Дети. В воду

Воспитатель. Правильно в воду. Как вы считаете, этот снег чистый или грязный? Дети. Чистый.

Воспитатель. Вы так считаете?  Посмотрите еще раз через лупу. Видите в воде грязные частики, мусоринки. Значит снег был грязным. Поэтому нельзя есть снег.  Перед вами стаканчики. Один стаканчик с водой, другой со снегом. Сравните, какой стаканчик тяжелее? Со снегом или с водой? Дети. Стаканчик с водой.

Воспитатель. Правильно.  Вода плотная, в ней мало воздуха. Как вы думаете, почему снег легкий? (Ответы)  

Воспитатель. Я предлагаю рассмотреть вам картинки со снежинками. Видите, отдельные снежинки сцеплены вместе. А между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и он легкий.

Воспитатель.  Ребята, отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! Дети. Вода.

Воспитатель: А когда вода бывает» стеклянной»? Дети. Когда на улице холодно вода замерзает и превращается в лед.

Воспитатель. Правильно. А когда вода летит, падает? Дети. Когда дождь, падает снег, летят снежинки.

Воспитатель. Правильно. Зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки. Они падают из туч! Высоко-высоко в небе образуются крохотные кристаллики льда. Это замерзший водяной пар, идущий от испарения рек, озер. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где всегда холодно. Там водяные пары становятся крохотными льдинками-кристаллами. Кристаллы объединяются друг с другом - так образуются снежинки. Затем из туч снежинки летят на землю. Ребята, я вам предлагаю нарисовать летящие снежинки с помощью печатки. Для этого у вас на столе есть кубики с контуром снежинки. Вам необходимо осторожно примакнуть контур снежинки на губку, пропитанную гуашью и отпечатать на листе бумаги. Посмотрите, как сделаю это я. Всем всё понятно? Приступайте к работе.

Воспитатель.  Какие красивые снежинки у вас получились.

Воспитатель. Снежинка тоже предлагает вам поиграть с ней. Вы называете, какие бывают снежинки, передавая друг другу.

Дети. Красивая, волшебная, холодная, хрупкая, белая, легкая, узорная, нежная, блестящая, сверкающая, резная, серебристая, кружевная.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель.  Молодцы! Много слов вы знаете о снежинке. Ребята нам пора возвращаться в детский сад? (Воспитатель взмахивает волшебной палочкой).

-Раз, два, три, обернись и в детском саду окажись!

Вам понравилось путешествие со снежинкой. Где же дети, мы с вами сегодня побывали, что делали? (ответы детей) Что понравилось больше всего? Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает акт...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьишка заблудился».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое р...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».

Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...