Пальчиковые и артикуляционные гимнастики для детей с нарушением речи
картотека по развитию речи

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastiki.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аразова Радмила 343 группа

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

4. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

5.«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

 


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».

Прилетела к нам вчера                                    (машут ладошками
Полосатая пчела.                                             ( на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек                                 (загибают пальчик. 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                                        (Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали,                                   ( подносят к глазам.
От усталости упали.                                        ( роняют ладони на стол.

Постовой

Постовой стоит упрямый                         (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!                            («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо                       (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!                                 («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся                             (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти                                 (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите                           (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!                            (прыжки на месте)

Бойцы

Пальцы эти – все бойцы.                        (Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.                                    (сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых              (Приподнять два больших пальца,

И солдат в боях бывалых.                      (другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!                      (Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!                         ( другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                            (Приподнять средние пальцы,

Но в работе очень рьяных!                             ( другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки                            (Приподнять безымянные пальцы,

– Очень славные мальчишки!                         (Хлопнуть в ладоши.

Наша Таня…

Наша Таня громко плачет,

(ладони сжаты в кулачки, вращательные движения около глаз)

Уронила в речку мячик.

(волнообразные движения всей рукой: пальцы обеих рук соединены в круг)

Тише, Танечка, не плачь,

 (указательный палец правой руки прижать к губам; вращательные

движения кулачками у глаз)

Не утонет в речке мяч.

 (волнообразные движения всей рукой; пальцы обеих рук соединены в круг)

Мы поедем за водой  (имитация вращения руля)

И достанем мячик твой.   (пальцы обеих рук соединены в круг)

«Семь богатырей»

У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)

Было семь богатырей . (шевелят пальчиками )

Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)

Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)

В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)

Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)

Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)

И подарки им дарила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др....

Комплексы пальчиковых и глазодвигательных гимнастик для детей с нарушением зрения

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образованияАктуальнос...

Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением речи.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть....

Пальчиковая и артикуляционная гимнастики для детей 2-3 года

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...

Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Грамотная четкая, чистая и ритмичная речь – ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и логопедов. В первую очередь такая речь характеризует...