Пальчиковые и артикуляционные гимнастики для детей с нарушением речи
картотека по развитию речи
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastiki.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Аразова Радмила 343 группа
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
4. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
5.«Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».
Прилетела к нам вчера (машут ладошками
Полосатая пчела. ( на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек (загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, ( подносят к глазам.
От усталости упали. ( роняют ладони на стол.
Постовой
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Бойцы
Пальцы эти – все бойцы. (Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. (сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых (Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. (другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! (Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! ( другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, (Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! ( другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки (Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки! (Хлопнуть в ладоши.
Наша Таня…
Наша Таня громко плачет,
(ладони сжаты в кулачки, вращательные движения около глаз)
Уронила в речку мячик.
(волнообразные движения всей рукой: пальцы обеих рук соединены в круг)
Тише, Танечка, не плачь,
(указательный палец правой руки прижать к губам; вращательные
движения кулачками у глаз)
Не утонет в речке мяч.
(волнообразные движения всей рукой; пальцы обеих рук соединены в круг)
Мы поедем за водой (имитация вращения руля)
И достанем мячик твой. (пальцы обеих рук соединены в круг)
«Семь богатырей»
У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)
Было семь богатырей . (шевелят пальчиками )
Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)
Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)
В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)
Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)
Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)
И подарки им дарила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др....
Комплексы пальчиковых и глазодвигательных гимнастик для детей с нарушением зрения
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образованияАктуальнос...
Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением речи.
Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть....
Пальчиковая и артикуляционная гимнастики для детей 2-3 года
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...
Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Грамотная четкая, чистая и ритмичная речь – ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и логопедов. В первую очередь такая речь характеризует...