Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Головенкина Людмила Григорьевна

Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная логопедическая сказка

«Курочка Ряба»

Продолжительность 15-20 минут

Задачи:

  1. Стимулировать речевую активность детей: повторять слова (курочка, цыплята, золотое, простое, яичко) и звукоподражания (ко-ко-ко, пи-пи-пи, ой-ой-ой, тук-тук-тук).
  2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
  3. Вызывать желание следить за развитием действий в спектакле.
  4. Учить различать частое и редкое звучание ксилофона.
  5. Развивать координацию движений в подвижной игре.

Оборудование: куклы театра бибабо (дед, бабка, курица, мышка), картина с изображением курицы и цыплят, фланелеграф, ксилофон, блюдца с горохом, крупой, чашка с водой.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Курочка Ряба», рассматривание картинок, занятие по теме: «Домашние птицы», игры на звукоподражания домашним птицам.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Говорю:

- Дети, я хочу вам сказку рассказать. Но, прежде чем вы послушаете сказку, посмотрите сюда.

Обращаю внимание детей на фланелеграф – картина «Курица и цыплята».

Задаю вопросы детям:

- Кто это?

Ответы: курочка, ко-ко-ко…

- А это кто такие маленькие?

Ответы: цыплята, пи-пи-пи…

- Какие вы умные, все знаете, правильно, это детки курочки – цыплята.

  1. Даю задание:

- Послушайте, что я буду говорить и как стучать молоточком ксилофона.

Речь сопровождаю отбиванием ритма движений курочки и цыплят.

- Курочка гуляла, червячка искала. Червячка нашла, деток позвала (редко ударяю в ксилофон).

- Цыплята прибежали, червячка склевали (часто ударяю в ксилофон)

Спрашиваю:

- Кто сейчас шагает?

Ответы детей, повторяю 2-3 раза.

  1. Установка:

- Сядьте поудобнее. Пришло время послушать сказку «Курочка Ряба».

Передаю содержание сказки с показом персонажей:

- Жили-были дед да баба

- Кто это? – дед.

- А это кто? – баба.

- И была у них курочка Ряба.

- Кто это? – курочка Ряба, ко-ко-ко.

- Как-то раз снесла курочка яичко. Не простое яичко, а золотое.

- Дед бил-бил – не разбил

 (показываю вначале действие, а потом спрашиваю детей)

- Как дед яичко бил и стучал кулачками?

(предлагаю показать движения кулачками детям со словами «тук-тук-тук»).

- Баба била-била, не разбила.

(показываем и проговариваем действие)

Продолжаю:

- Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось: «Бах!»

- Как разбилось яичко? (дети имитируют удар, разводя руки в стороны со словом – «бах»)

- Плачет дед, плачет баба.

- Ребятки! А как нам успокоить деда с бабой?

Ответы детей: погладить (дети гладят), спеть песенку (поют про петушка песенку), успокоить ой-ой-ой, не плачь дед, не плачь баба…

Заканчиваю сказку:

- Курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба! Я снесу новое яичко, но уже не золотое, а простое.

- Ребятки! А чтобы курочка снесла яичко, чем ее надо покормить?

Ответы детей: дать горох, зерно, водичку.

- Хотите ли вы угостить Курочку Рябу?

Ответы детей: да и т.п.

Заранее приготовлены горох, зерно, вода.

Дети угощают курочку.

- Какая же курочка Ряба молодец, что снесет новое яичко.

- Ребятки! А вы молодцы?

Ответы детей: да.

- А почему?

Ответы детей: покормили курочку и дали чистой водички, погладили ее…

Это добрая сказка с хорошим концом.



Предварительный просмотр:

Использование театрализованных логопедических сказок с детьми разновозрастной диагностической группы

(Из опыта работы учителя-логопеда МКДОУ № 107 г. Кирова Головёнкиной Людмилы Григорьевны)

     Детям с особенностями в развитии, посещающих диагностическую группу, необходима специальная помощь и, чем раньше она оказывается, тем лучше.

     Моя достаточно продолжительная работа с такими детьми позволяет поделиться опытом с коллегами.

     Оказание помощи таким детям начитается не с коррекции недостатков психоречевого развития, а с создания таких условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи и психических процессов.

      Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нами создана содержательно насыщенная, полифункциональная, развивающая среда, в которой обеспечено достаточное количество, вариативность, доступность  материалов и оборудования для всех видов детской деятельности, для свободного выбора детей.

     Нами соблюдены такие психолого-педагогические условия, как уважение к достоинству воспитанников, соответствие всех воздействий индивидуальным особенностям детей, поддержка взаимодействия и инициативы детей в разных видах деятельности.

Речь возникает как средство ситуативно-делового общения. Знакомлю детей с разными предметами, их свойствами, помогаю им овладеть специфическими, культурно-фиксированными действиями, чтобы у детей появилось желание заговорить, возникла необходимость в общении со взрослыми и сверстниками и в деятельности с предметами.

     Посещение диагностической группы детьми 3-х лет имеет большое значение для дальнейшего развития ребёнка, помогает формированию личности и интеллекта.

     Для удовлетворения своих потребностей в новых впечатлениях, развития навыков специального поведения, дети уже с 3-х лет могут участвовать в специально организованных занятиях.

     Такие занятия имеют особенности и требуют от логопеда большого терпения, фантазии и эмоциональной вовлеченности.

Строю взаимоотношения с детьми с учетом их возможностей и потребностей.

     У детей данного возраста отмечается:

- чувственное познание действительности (активизирую зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вестибулярные модальности);

- высокая двигательная активность (чередую спокойные и подвижные игры);

- невозможность целенаправленно сосредоточить внимание.

     Поддерживаю контакт с ребенком в процессе занятия:

- задаю вопросы,

- стимулирую активность,

- осуществляю тактильный контакт с ребенком.

В работе с детьми использую сочетание словестных методов с практическими и наглядными.

     Считаю, что освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, требующий разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

     На мой взгляд, сказка для детей – это удивительный и волшебный мир. Процесс взаимодействия с миром находится у ребенка 3-х лет на неоформленной стадии, и поэтому особенно чувствуется его потребность в том, что вызывает эмоции. Ребенок не может справиться с впечатлениями, а сказка имеет оздоровляющее и целебное значение в его эмоциональной жизни.

     Использование сказов помогает мне в коррекционной логопедической работе целенаправленно развивать словарь, связную речь и психические процессы детей.

     Сказки предполагают воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями. А театрализованная сказка дает возможность детям поучаствовать в ней, помогает созданию у детей представлений о явлениях, положительных эмоциях, активизирует деятельность. Привлекаю детей к посильному участию в сказках, используя известные сказки и знакомых героев.

     Заранее готовлю детей к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала,  создаю эмоциональное отношение к происходящему. Для логопедических театрализованных представлений подбираю сказки для младшего дошкольного возраста, использую диалоги между героями сказок.

     Эти сказки направлены на обогащение пассивного и активного словаря ребенка, расширение знаний об окружающем мире и активизацию речи детей.

     На начальном этапе детям сложно воспроизводить текст полностью. Они произносят простые фразы, изображают жестами действия персонажей. Перед началом драматизации сказки провожу предварительную работу, чтобы подготовить детей к восприятию.  После показа сказки обязательна итоговая беседа по закреплению речевого материала и обмена впечатлениями.

     Ко всем сказкам педагогами группы изготовлен демонстрационный материал, атрибуты декорации, костюмы, шапочки, способствующие поддержанию детского интереса и устойчивого внимания.

     Театрализованные логопедические сказки, используемые мною в системе коррекционной работы с детьми диагностической группы, к концу обучения способствовали развитию у детей связной речи, слухового внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления и обогащения словарного запаса.

В заключение следует отметить, что театрализованные представления служат примером занятия, которое интересно детям, а чтобы оно приносило им еще и пользу, удовольствие, рекомендую следующие простые правила:

  • Содержание представления должно быть простым и понятным детям, основываться на их опыте
  • Для сказки, спектакля подойдут персонажи, знакомые детям
  • Длительность представления не должна быть больше 15-20 минут
  • Важно предусмотреть возможность активности и  движения для детей в ходе сказки, представления. Это:  игра с персонажем, движения, иллюстрирующие текст, помощь герою представления, например,  - позвать кого-то и т.д.
  • Место действия или сцена (стол для театра игрушек, ширма для кукольного театра) должны располагаться не дальше 1,5-2 м от детей, находиться в поле их зрения
  • Важно исключить все отвлекающие факторы: шум, яркие, новые предметы, не имеющие отношения к представлению
  • Необходимо реагировать на реакции детей в процессе представления.

     По своему опыту знаю, что дети диагностической группы нуждаются в многократном повторении материала, но однообразие вызывает скуку, потерю интереса к сказке, предмету.

     По мнению Л.С. Выготского: «… для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе, он останется безрезультатным».

     Меня не покидает творческое вдохновение, я нахожусь в поиске новых идей для театрализованных логопедических сказок.

Приложение:

Перечень театрализованных логопедических сказок:

  1. Курочка Ряба
  2. Репка
  3. Колобок
  4. Теремок
  5. Три медведя
  6. Волк и семеро козлят
  7. Лиса, заяц, петух
  8. Зимовье зверей
  9. Сказка о глупом мышонке
  10. Аленушка и лиса
  11. Почему плакал котенок?
  12. Кто сказал «Мяу»?
  13. Пых
  14. Кот, петух и лиса
  15. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  16. Заюшкина избушка
  17. Петушок и бобовое зернышко
  18. Лисичка со скалочкой.

Используются мною для театрализованной деятельности пальчиковый театр по сказкам, кукольный театр, ширма, атрибуты, костюмы персонажей, декорации.

     Информационные ресурсы:

  1. Л.С. Выготский «Педагогическая психология» (Под ред. В.В. Давыдова, М.,2010)
  2. Логопедия (Под ред. Л.С. Волковой. М., 2008)
  3. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей». Театрализованные развлечения для детей 2-3  лет, М., 2005)
  4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет, М., 2008
  5. Сорокина Н., Миланович Л. «Кукольный театр для детей. Театрализованные занятия с детьми» М., 2009.



Предварительный просмотр:

                                 Использование игротерапии

в артикуляционной и пальчиковой гимнастике с детьми разновозрастной диагностической группы (от 3-х до 5-ти лет) с ЗПР.

Из опыта работы учителя-логопеда

МКДОУ № 107 г. Кирова

Головёнкиной Людмилы Григорьевны

     Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН, а также исследованиями ученых разных стран мира установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей (В.М.Бехтерев, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова и др.) отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи ребенка, его мышления.

     Научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» по соседству расположенные речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

 В разновозрастную диагностическую группу, на которой я работаю  уже много лет, поступают дети с различными диагнозами: алалия, ЗПР, глубокая ЗПР, ОНР, аутизм, заикание на один год обучения. Из своих наблюдений за детьми отмечаю, если у ребенка отстает развитие моторики и пальцев рук, то отстает соответственно и речь. Если ребенок показывает 1,2,3 пальца изолированно, то это говорящий ребенок. А если детские пальчики напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе и нет изолированных движений – это неговорящие дети. Пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, не добиться развития речи. Кисть руки – это орган речи, такой же как артикуляционный аппарат.

     Учитывая актуальность данной проблемы, я углубленно работаю над темой: «Использование игротерапии в артикуляционной и пальчиковой гимнастике с детьми разновозрастной (от 3-х до 5-ти лет) диагностической группы с ЗПР».

     Использую следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  • Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  • Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
  • Игры детей с игрушками, предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; «пришивание», застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой и т.д.

     Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома.

  • Упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей.
  • Игры  с пальчиками – в режимные моменты и прогулку.
  • Пальчиковая гимнастика проводится также и воспитателями в комплексе с артикуляционной гимнастикой в специально предусмотренное в режиме дня время.

     Для тренировки в домашних условиях родителям подготовлен материал с описанием упражнений, их дозировкой, рисунками по артикуляционной и пальчиковой гимнастике.

    В начале учебного  года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения отрабатываются с детьми постепенно, выполняются пассивно, сначала с помощью логопеда (индивидуально), воспитателей, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению упражнений.

     Детям диагностической группы бывает нелегко выполнять те или иные артикуляционные и пальчиковые упражнения. Веселые артикуляционные упражнения и игры с пальчиками, выполняемые с помощью речевых стихотворных игр, помогают детям превратить занятия в игру, сказку, где язычок, как волшебник, превращается из одного образа в другой, а пальчики изображают сказочных персонажей.

     Надо отметить, что речевые стихотворные игры представляют собой незаменимую игротерапевтическую технологию в коррекционно-развивающей работе с детьми диагностической группы. Стихотворная речь сама по себе игра, создающая особый эмоциональный заряд, на котором активизируется внимание, мышление и речь дошкольника. Мною используются речевые игры на занятиях по коррекции звукопроизношения и ежедневные пальчиковые игры на фронтальных занятиях по лексическим темам.

     Упражнения с пальчиками в игровой форме нравятся детям. Например: на первых занятиях «совершаем прогулку в лес». Имитируем в игровой форме «улитка ползет»,  «бабочка летит», «травка колышется от ветра», «птенчики в гнезде шевелятся».

     Не беру детей с занятий по ИЗО, т.к. считаю, что эти занятия работают на логопеда. На занятиях развивается рука ребенка и общая моторика, а также умственная деятельность.

     До прохладной осенней погоды провожу индивидуальную работу по пальчиковой гимнастике с детьми во время прогулки. Детям интересно изображать пальчиками «зайчиков-озорников и прятаться у кустика», «шалунов котят», которые точат коготки о стволы деревьев. Во время становления речи не убираю у ребенка сопутствующие движения рук. Чем тяжелее речь, тем сильнее многие дети начинают себе «заламывать» руки, дети делают что угодно руками, если им это помогает. Советую воспитателям группы не заставлять детей держать руки «по швам». В результате становления речи сопутствующие движения руками сойдут на нет, в случае если это не является неврозом навязчивых движений, который следует лечить медикаментозно.

     Пальчиковые персонажи беру из сказок, стихов, например: заяц, лиса, медведь, волк, гусь, кошка, собачка, осьминог, гном Кеша, утята, кукушка.  Все эти образы даются в динамике. Для выразительности образов использую цветные перчатки. На них появляются: пуговки-глазки, нос, хвост, туловище, язычок… - одним словом, - штрихи, характерные для образа персонажа.

     Упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются стоя, сидя за столами, на ковре под спокойную музыку. Занятия начинаю с простого типа упражнений, например: упражнение «Пальчик, пальчик, где ты был?» - прикосновение большого пальца к каждому из пальцев правой и левой руки. Пальчики у большинства детей непослушные, слишком напряженные, каждое упражнение отрабатывается несколько раз. Показываю правую и левую руки, обращаю внимание детей на то, что это «две команды». Большой палец правой руки – капитан «белочек», а большой палец левой руки – капитан «зайчиков». Каждый «капитан» здоровается со своей командой (идет движение касания большого пальца к остальным пальцам руки).Делаем упражнение сначала только с «белочками», потом с «зайчиками». А уже через некоторое время обе команды одновременно выполняют команду – приветствие.     На последующих этапах работы идет усложнение: «Капитаны» здороваются с противоположной командой, т.е. большой палец правой руки поочередно касается всех пальцев левой и наоборот.

 Упражнение: «Доброе утро, здравствуй, Иван».

     Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены.

Доброе утро, здравствуй, Иван (перекрещиваю справа налево большие пальцы).

Доброе утро, здравствуй, Степан (перекрещиваю указательные пальцы).

Доброе утро, здравствуй, Сергей (перекрещиваю средние пальцы) и т.д. (все пальцы).

Упражнение «Прятки».

Дети показывают правую руку, левую руку и выполняют такое задание. В правом кулачке прячется левый «Иван», в левом кулачке – правый «Степан» и т.д.

Упражнение  «Прогулка в лес»

Одновременно говорю и показываю упражнение для пальцев, дети копируют движения. Они не сложные, дети легко справляются с ними.

Мы «поехали» в лес на автобусе. В лесу деревья растут корнями вниз, а листочками – вверх. Под ветром ветки качаются, листочки шелестят. Под деревьями растут вот такие грибы – белые. (Выполняют показ грибов: ладонь левой руки сверху, а пальцы правой руки сжаты в кулак). И подберезовики (меняют положения рук). А по грибу ползет улитка – кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.

«Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе, улитка, я пирога» (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу).

Большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол.

Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).

Высуни (указательные пальцы делают то же самое).

Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).

Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).

Улитка (также движение делают мизинцы).

Я (выходят из кулака указательные пальцы).

Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).

Рожки улитки показывают по очереди: большой – мизинец – указательный. (Показываю движения с пальчиками и дети с удовольствием делают то же самое).

  Упражнение «Цветок».   На лесной полянке росли цветочки: ромашки и колокольчики.

     У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт ( кисти рук находятся в исходном положении).

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок).

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку – имитация сна).

Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелы. На дереве было гнездо с птенчиками.

Упражнение «Птенчики». Птенчики вот так шевелили клювом.

А над гнездом летали вот такие птицы…

Можно продолжить отдельный рассказ про птицу и птенчиков.

     На дереве было гнездо с птенцами. Птенцы стали голодные, они громко просили есть. Прилетела мама птичка и стала их кормить.

     «Гнездо преображается» - теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это мама – птица, остальные – птенчики. Мама дает птенцам по одной гусенице (большой палец постепенно прикасается ко всем остальным пальцам) по 2е букашки, по 3и мошки (2-х-3-х кратное прикосновение большого пальца к подушечкам остальных пальцев рук).

     Наелись птенцы и стали чистить клювы. А мама им помогала.

Это делается так: большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных 4-х пальцев поочередно. То же проделывается и с другой рукой, другим «гнездышком».

     Потом «птенцы» выросли большие и осенью стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.

     Под чтение стихотворных строк:

«Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли,

Вот  уж последняя стая

Крыльями машет вдали!»

дети выполняют взмахи скрещенными кистями рук.

Упражнение для большого пальца

Обе руки сжаты в кулачки, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большими пальцами: «крутим скакалку» вначале в одну сторону, потом в другую. Выполняя упражнение, поем песенку: «Я скачу, я верчу новую скакалку. Захочу, обскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два, посреди дорожки, да бегом, с ветерком, да на правой ножке. Я скачу, я верчу новую скакалку. Захочу, обскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два, учатся сестрички, за спиной день - деньской прыгают косички». (И пальчики, и язычок у детей в работе!).

     Это трудное упражнение, круговые движения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой движений в одну сторону, потом в другую. Но, благодаря веселой песенке, не чувствуется усталости.

Игра «Строители» (со счетными палочками).

Задумали белочки и зайчики строить себе домик.

Даю задание детям: надо бревна (16 палочек) перенести на место, чтобы они не скользили по земле. Выполняя условия этой игры, нужно переносить:

пользуясь любыми пальцами обеих рук;

пользуясь 2-мя пальцами: большим и мизинцем;

только двумя большими пальцами;

только указательным и средним;

только средним и безымянным;

только безымянным и мизинцем;

двумя мизинцами обеих рук выложить 2 прямые из 4 палочек – забор ##;

безымянным и мизинцем построить ∆  (крыши домов);

средним и мизинцем построить 4-х угольник (стены);

указательным и безымянным построить колодец.

Это упражнение можно дать и на дом, пусть упражняется вся семья.

2-ой вариант игры с полочками.

Перед каждым участником игры на столе положены 5 палочек. Играющие должны поднять пальцами рук - одну палочку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-4-5-ю – средним, безымянным и мизинцем, ни одной палочки не выпуская из рук.

Поднимать последовательно.

Игра: «Строим дом».

Заколачиваем гвозди – руки сжаты в кулачки. Большие пальцы подняты вверх - это молоток. В течение всего стиха или песенки «молоток заколачивает «гвозди» - строит дом (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, потом согнутым (согнутым труднее).

     Сопровождаю упражнение словами: «Целый день тук да тук, раздается звонкий стук. Молоточки стучат – строим домик для бельчат. Молоточки стучат – строим дом для зайчат. Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков. Этот дом для девочек, этот дом для  мальчиков. Вот какой хороший дом. Как мы славно заживем! Будем песни распевать, веселиться и плясать!»

     Готовые дома – руки сжаты в кулачки для девочек-белочек и мальчиков-зайчиков.

     Далее разгибаю по одному пальчику из кулачка, чередуя пальчики из кулачков со словами:

« Этот дом для Светы – он большой и светлый.

 Здесь живет Алеша – мальчик он хороший.

В этом доме Маша – солнышко ты наше.

Этот для Марата – будет дом богатый.

 Этот дом для Лады – там в жару прохладно.

Домик для Артема – солнечный, не темный.

Здесь живет Наташа – умница ты наша.

 В этом доме Коля – он отличник в школе.

Этот дом для Юли – вежливой чистюли.

Домик для Андрюши – много в нем игрушек.

Наблюдаю за реакцией каждого ребенка, отмечая его особенности. Дети с удовольствием «строят» дом.

Игра с бумагой: «Выгладим пеленки для сестры Аленки». Перед каждым ребенком лежит скомканный лист бумаги (это пеленка). Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук возможно быстрее «разгладить» его так, чтобы он не топорщился, и, чтобы ни один край не остался загнутым.

То же самое сделать, пользуясь одной рукой.

То же самое сделать, пользуясь 2-мя большими, затем указательными, затем средним пальцами рук.

Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.

Разгладить лист кулаками обеих рук.

То же большим и указательным пальцами одной руки.

То же указательным и средним пальцами одной руки.

То же средним и безымянным пальцами одной руки.

То же безымянным пальцем и мизинцем одной руки.

Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами!

    Эти упражнения делаем на одном листе, просто его снова и снова комкаю со словами: «Вот опять целый ворох стиранных пеленок, но они не глажены. Не управляется мама, давайте ей поможем! И скоро ли ты, Аленка, большой станешь?»

    Дети с желанием выполняют эти задания.

    Показываю детям сказку «Зайчики и волк» с участием детей.

На заучивание движений персонажей уделяю много времени, добиваясь правильного положения пальчиков.

    «В лесу, в домике жила мама Зайчиха с двумя зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить (изображаем фигурки зайцев – указательный и средний пальцы подняты вверх - это ушки, оставшиеся пальцы – собрать в кулак – это туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный согнуты. По очереди ударяют в подушечку большого пальца. Прямые  ушки вверх, прижаты друг к другу).

     И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.. Услышал он этот шум и выскочил на полянку…».

Изображаем волка, поясняю: сложить вместе прямые ладони обеих рук. Большие прямые пальцы наверху – развести в стороны. Это уши волка. У указательных пальцев согнуть верхние фаланги, они почти соприкасаются – это лоб волка. Плотно сгруппированы прямые и безымянные пальцы – это нос волка. Два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз – это пасть волка.  Все это шевелится.

«Волк водит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их не заметно. Только ушки мелко трепещут от страха (прижимаю зайцев к себе), ушки у них выполняют очень мелкие движения – трепещут.

Растерялся волк. Где зайчата? Они только что были здесь и вдруг     исчезли? У волка в движении уши, нос, пасть.

«Ох и хитрые эти зайчата, опять провели старого волка! Ну зайцы, ну погодите! Найду на вас управу», - прорычал волк и побрел в лес. Только он исчез, зайчата выскочили, забыли свой страх и стали весело смеяться.

 Такие сказки с пальчиковыми персонажами нравятся детям.    

   Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нашим мини – коллективом группы создана содержательно насыщенная, полифункциональная, развивающая среда, в которой обеспечено достаточное количество, вариативность, доступность  материалов и оборудования для проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики (картотека, альбомы, книжки, перчаточный, пальчиковый и другие виды театров).

     Нами соблюдены такие психолого-педагогические условия, как уважение к достоинству воспитанников, соответствие всех воздействий индивидуальным особенностям детей, поддержка взаимодействия и инициативы детей в разных видах деятельности.

     Ежедневные пальчиковые игры и упражнения помогают в коррекционной работе и являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, и, что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга.

  Отмечаю, что не все дети мотивированы на исправление недостатков звукопроизношения. Дети средней диагностической группы имеют слабую мотивацию к занятиям, быстро истощаются из-за особенностей нервной системы. Дети с аутоподобным поведением тяжело идут на контакт, а, если постепенно он устанавливается, то пугаются, отворачиваются от логопедических зондов. У заикающихся детей в группе тоже есть невротические проявления, такие, как боязливость, тревожность, неуверенность в себе. Вот поэтому в своей работе я использую игровой логопедический материал, создающий легкую непринужденную остановку во время вызывания звуков и постановки их по подражанию. Ведь логопедия невозможна без игротерапии!

     Учитывая, что на одном занятии выполняется комплекс из нескольких артикуляционных упражнений, игровые упражнения подбираю так, чтобы они могли представить собой логическую цепочку связанных между собой упражнений. Например: выполняются упражнения «Варенье», а затем «Чашечка», «Чистим зубки», потом «Улыбка» и т.д.

     Какую последовательность в работе над звуками использовать, я решаю индивидуально для каждого своего воспитанника.

     Самым главным считаю эмоциональное подкрепление состояния успешности в коррекционной работе с ребенком. Хвалю ребенка. Не стесняюсь выражать восторг его успехам. Горжусь им! Обязательно устанавливаю тактильный контакт во время занятия: обнимаю за плечи, поглажу по спинке, дотронусь до ручки.

     Использование игротерапии с учетом компенсаторных и

произносительных возможностей каждого ребенка, поднимает эмоциональный настрой, повышает эффективность занятий, помогает не только заинтересовать детей, проконтролировать правильность выполнения упражнений, но и достичь стойких результатов в подготовке артикуляционного аппарата ребенка диагностической группы для дальнейшей коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.

Использованная литература:

  • Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР – журнал «Дефектология» № 1, 1983 г.
  • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. 1979 г.
  • Коноваленко       В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, М.,       Издательство «Гном», 2001 г.
  • Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. С-Пб «Союз», 2001 г.
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997 г.
  • Поваляева М.А. «Массаж в коррекционной педагогике» Справочник логопеда. Ростов н/д Издательство «Феникс», 2001 г.
  • Хватуев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. С-Пб «Дельта» 1996 г.
  • Ядешко В.Н. Развитие речи от трех до пяти. М., 1995 г.


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия в разновозрастной диагностической группе по теме: «Домашние птицы»

Учитель-логопед МК ДОУ № 107 г. Кирова Головёнкина Л.Г.

Продолжительность занятия 15-20 минут

Подгруппа – 6 человек.

Программное содержание:

  • Закрепить название домашних птиц и звукоподражание их голосам
  • Учить детей плавному, длительному выдоху при дутье на перышки
  • Закрепить у детей знание основных цветов: красного, желтого, синего, зеленого, познакомить с серым цветом
  • Вызывать в речи у детей глаголы повелительного наклонения
  • Продолжить учить детей понимать единственное и множественное число существительных
  • Развивать мелкую моторику рук

Оборудование: грамзапись песенки про шагающих утят, кукла, игрушки птиц (петух, курица, цыпленок, утка), мешочек, фланелеграф, фигурки гусей, уток на фланелеграфе, картина «Птичий двор», шапочки курочки, цыплят, бобы, воздушный аквариум, горох, цветные петушки и перышки на каждого ребенка, угощение для детей.

Ход занятия:

  1. Орг.момент:

Вносится кукла Катя, здоровается.

Обращаюсь к детям: « Катя в гости к нам пришла, в мешочке игрушки для вас принесла. Угадайте, кто в мешочке?

Загадываю загадки:

 - Утром рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает.

Дети: петушок! (Появляется из мешочка петушок).

Спрашиваю: Как кричит петушок?

Ответы по одному, хором «ку-ка-ре-ку!»

- У дедушки  и бабушки живет, каждый день яички несет?

Дети: курочка! (Появляется курочка).

- А как она кудахчет?

Дети хором и по одному воспроизводят: «ко-ко-ко».

Слушаем дальше:

- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки? Кто это?

Дети: цыпленок.

- Правильно, угадали. Вот он. Как он голос подает?

Дети: хором и по одному воспроизводят «пи-пи-пи»

- В речке плавает, ныряет, червяков со дна хватает? Кто это?

Дети: Уточка (достаю из мешочка уточку)

- А как она умеет крякать? Забыли? Я вам подскажу!

Групповые и индивидуальные ответы детей: кря-кря-кря!

  1. Читаю:

«Петушки распетушились и перышек лишились»

Предлагаю детям поиграть с перышками (воздушный аквариум), подуть на них долго.

- Раз, два, три, перышко, лети! Дутье коллективно, группой детей, по одному

- Все постарались!

  1. Сели за столы. Внимание на демонстрационное панно:

Петушок и перышки одного цвета.

Спрашиваю:

- У меня петушок красного цвета А у вас?

Ответы детей какое по цвету у них петушок.

- У меня перышки красные А у вас по цвету какие перышки?

Дети отвечают.

 Даю задание детям:

- Потерялись перышки, соберем их в хвостик

Показ:

Сначала перышко большое, потом поменьше и самое маленькое.

- Вот такой хвостик.

Задание:

- Сделайте и вы своим петушкам такие хвостики.

Дети выполняют задание индивидуально.

  1. Рассказываю:

- Успокоились петушки. Хвостики у них на месте. Сейчас мы с вами их покормим. Вот бобы, вот горох (показываю)

Спрашиваю детей:

- Что  это?

Дети называют, что в тарелочках.

Задание:

- Берем по одному бобу, горошку и кладем в тарелочку петушку.

Дети выполняют задание.

Кукла Катя спрашивает каждого ребенка: «Кому бобы? Кому горошек?»

- Дадим петушку команду: «Клюй, Пой!, Пей! Иди

Ответы детей хором, индивидуально.

  1. Физкультминутка под музыку. Катя смотрит, как дети под слова выполняют движения.

Читаю и выполняю вместе с детьми:

- Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки, зернышки клюют, водичку пьют, крылышками машут, возле мамы пляшут.

  1. Сели полукругом у фланелеграфа

Рассказываю и показываю детям:

- Жили у бабуси два веселых гуся. Один серый, другой белый, два веселых гуся. Мыли гуси лапки в луже у  канавки. Один серый, другой белый, плавали в канавке.

Задаю вопросы:

- Кто жил у бабуси?

- Где серый гусь?

- Где белый гусь?

 - Как кричали гуси?

Ответы детей.

Обращаю внимание детей на утку и утят:

- Утка серая плывет, за собой утят ведет.

- Кто это? (утка)

- Какая по цвету утка?

- Кто есть у утки? (утята)

- Какие у серой утки утята? (серые утята)

- Как они крякают?

Ответы: кря! Кря! Кря! Хором, индивидуально.

  1. Вывешивается картина с птицами

Даю задание:

- Катя потеряла птиц. Покажите, где петух? Где гуси? Где утка и т.д.

Дети подходят к картине и показывают домашних птиц.

  1. Итог занятия:

- Катя благодарит вас за помощь. Вы помогли петушкам собрать перышки, покормили их, знаете, как курочка и цыплятки гуляют, серых гусей не боитесь, песенку петушка поете, весело и дружно живете. Молодцы!

- У Кати в мешочке для вас угощение.

Звучит веселая детская мелодия про шагающих утят и дети получают угощение.

     Все довольны и счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЗВЕРЯТ В ЗООПАРКЕ»

Физкультурное занятие с использованием современных образовательных технологий:технология интегрированного обучения (образовательные области:социально-коммуникативное развитие, познавательное раз...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Цвет предметов"

Вид занятия: формирование элементарных математических представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Цвет предметов».Цель занятия: изучение цвета как одного из свойств предмета. За...