Картотека артикуляционной гимнастики (сказки о веселом язычке) для детей подготовительной группы
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ворохобина Алена Викторовна

Картотека артикуляционной гимнастики

(сказки о веселом язычке)

для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

Картотека артикуляционной гимнастики

(сказки о веселом язычке)

для детей подготовительной группы

Воспитатель: Ворохобина А.В.

2022

Артикуляционная гимнастика очень важна при постановке и автоматизации звуков. Для того чтобы ребенок с интересом выполнял ее каждый день предлагаем сказки о Веселом Язычке.

Язычок и его домик.

Жил – был Язычок, очень одинокий Язычок. Друзей у него не было, и веселиться совсем не хотелось, потому что ему негде было жить. Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, где дождь, жара и лютый мороз. Плохо было Язычку, он часто простужался и болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил навести в нем в порядок.

- Ведь мой дом – моя крепость, - подумал Язычок, - и поставил две двери: первую дверь – губы, вторую – зубы.

В новом доме не было окон, зато были стены, хотя очень необычные, они могли

надуваться и сдуваться как шарики. Это были щеки.

Потолок был твердым и назывался нёбо. Оно было неровное и напоминало купол. Передняя часть потолка - неба оканчивается маленькими бугорками - альвеолами.Они располагаются за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.

Язычку очень нравился домик. Он был уютный и теплый, но частенько в нем было сыро. Интересно, почему?

Язычок наводит порядок в домике.

Язычку приходилось часто делать в домике ремонт. Он открывал двери, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (упр – ие “Почистим зубки”).

Потом Язычок брал большую кисть и белил потолок – нёбо (упр-ие “Маляр”).

Затем Язычок приступил к оклейке стен обоями. Делал он это очень аккуратно (движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щек).

Чинил язычок и двери ( упр - ие “Забор). И обязательно выметал из домика оставшийся после ремонта мусор(движения кончиком языка снизу вверх за нижними зубами).

Язычок отправляется за покупками.

Для начала, чтобы ни куда не опаздывать, Язычок решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону (упр-ие “Часики”).

У часов были две длинные узкие стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик – так, тик – так!”, а каждый час били: “Бом – бом, бом – бом!” (Дети повторяют).

Еще Язычок купил желтую чашку (упр – ие “Чашечка”)и тарелку. Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил (упр – ие “Лопаточка”).

Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия.

(упр – ие “Вкусное варенье”).

Язычок готовит обед.

Утром Язычок оправился в магазин за покупками. Он купил овощи и фрукты, а придя домой, стал готовить обед. Сначала, было решено печь блины (упр-ие “Лопаточка”, “Наказать непослушный язык”). Блины получились вкусные да горячие. Их нужно обязательно остудить (Дуть на широкий язык, не раздувая щек). А еще Язычок был фантазер и выдумщик. Он придумал новое блюдо – болтушка (упр-ие “ Индюк”). Еда была такой вкусной, что Язычок зацокал от удовольствия(упр-ие “Лошадка”, цокаем кончиком языка у верхних альвеол) и облизался (упр-ие “Вкусное варенье”). После вкусного обеда язычок обязательно отдыхал (упр-ие “Лопаточка”).

Как Язычок учился играть на музыкальных инструментах.

Наступила весна. Появились на деревьях первые листочки, расцвели первоцветы, прилетели птицы. Выглянул Язычок из домика (упр-ие “Лопаточка”),посмотрел вверх (потянуться широким языком к носу), увидел соловья, который пел свою чудесную песенку, радуясь весне. Язычок тоже решил научиться петь и играть на музыкальных инструментах. Сначала – это была гармошка (упр-ие “Гармошка”), а потом - труба(упр-ин “Трубочка”), и даже – пианино (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол). Занятия были настолько увлекательными и интересными, что Язычок стал настоящим профессионалом и стал обучать своих друзей.

Язычок и Бублик отправляются на прогулку.

Ярко светит солнце, поют птицы и Язычку и Бублику не сидится дома. Они отправляются гулять.

Язычок открыл двери (упр-ие “Птенчики”) и выглянул на улицу (упр-ие “Иголочка”). Сначала он посмотрел вверх (поднять узкий язык вверх), потом глянул несколько раз вправо и влево (упр-ие “Часики”). Погода оказалась замечательной, и Язычок вышел на улицу. Во дворе он покачался на качелях (упр-ие “Маленькие качели”), съехал с горки (упр-ие “Горка”), подразнил собачку (упр-ие “Индюк”), покатался на лошадке (упр-ие “Лошадка”). А вместе с другом котенком Бубликом поиграл в игру “Кривляка” (упр-ие “Заборчик” - “Хоботок”). Вдруг погода начала портиться, пошел дождь (упр-ие “Разведчик”) и друзья отправились домой, отдыхать (упр-ие “Лопаточка”).

Язычок - сладкоежка.

Однажды Язычок смотрел интересную и познавательную передачу по телевизору, которая называлась “Жизнь Сладкоежек”.

Язычок задумался:

- А кто же такие сладкоежки? Я сладкоежка или нет?

Тогда он решил спросить об этом у своего друга, котенка Бублика. Бублик объяснил все про сладкоежек.

Но для начала предложил Язычку вкусное варенье (упр-ие “Вкусное варенье), конфетку (упр-ие “Приклей конфетку”), угостил мороженым (упр-ие “Кошка лакает молоко”), дал вкусный мед (упр-ие “Вкусное варенье”). Язычку все очень понравилось, он не удержался и спрятал конфетку за щеку (упр-ие “Спрячь конфетку”). Поэтому котенок решил, что Язычок и есть самый настоящий сладкоежка!

Язычок на отдыхе.

На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил (упр-ие “Птенчики”). В это время по улице пробегал котенок Бублик (упр-ие “Катушка”). Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие. Язычок выслушал друга и улыбнулся(упр-ие “Улыбка”), конечно, он был согласен.

Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол) и стали загорать (упр-ие “ Лопаточка”). И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело (упр-ие “Горка”).

Язычок посмотрел по сторонам (упр-ие “Часики), и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч (упр-ие “Спрячь конфетку”).

После отдыха на речке друзья отправились в парк развлечений.

Об этом ты узнаешь в нашей следующей истории.

Язычок находит друзей.

У Язычка был свой домик, чистый и уютный, но грустить Язычок не переставал. Он очень хотел найти друзей. Однажды он услышал за дверью тихое мяуканье(дети мяукают тихим голосом). Язычок открыл дверь(упр-ие “Птенчики”) и выглянул наружу (упр-ие “Змейка”). Около двери сидел маленький серый котенок(упр-ие “Катушка”).

- Я – Бублик, - пропищал он.

- А я – Язычок, давай дружить.

- Давай, - ответил Бублик.

Так Язычок и Бублик стали друзьями.

Язычок в парке развлечений.

Шум, гам, смех и веселье – это парк развлечений. Здесь Язычок встретил и веселого клоуна (упр-ие “ Индюк”), и покатался на красочной карусели, где взгромоздился на лошадку (упр-ие “Лошадка”), заглянул в комнату страха(упр-ие “Заборчик”), поиграл на гармошке с веселыми музыкантами (упр-ие “Гармошка”), вместе с Бубликом покатался на качелях (упр-ие “Большие качели”), и колесе обозрения (упр-ие “Оближем губки”).

Наступал вечер. Солнышко собралось спать. Нужно отдыхать и Язычку с Бубликом (упр-ие “Птенчики”).Так закончилось путешествие Язычка. Спокойной ночи Язычок.

Язычок и гость с другой планеты.

Язычку на День рождение подарили телескоп. Каждый вечер в ясную погоду Язычок предавался любимому занятию: смотрел на звезды и далекие планеты(поднять широкий язык вверх). В этот вечер небо было усеяно звездами, будто какой-то рассыпал горох. Язычок смотрел по сторонам, пытаясь все рассмотреть (круговые движения языком по часовой стрелке, против часовой стрелки).

Вдруг в небе появился какой-то предмет. Что это? Предмет двигался очень быстро. Да это же летающая тарелка! К Язычку в гости пожаловал пришелец с другой планеты. Оказывается, ему нужна помощь. Язычок должен помочь ему научиться говорить. И вот язычок стал учителем-логопедом.

Сначала выполним “Улыбку”, “Трубочку”, а теперь поочередно, “Лопаточку”, “Иголочку”, а теперь поочередно. Теперь отдохнем (упр-ие “Лопаточка”).

А сейчас гостеприимный хозяин напоил гостя чаем (упр-ие “Чашечка”), угостил вкусным вареньем (упр-ие “Вкусное варенье”).

После чаепития инопланетный гость поблагодарил Язычок за помощь и отправился на свою планету.

Язычок в зоопарке.

Сколько всего интересного и нового вокруг. Язычку не сидится дома, он отправляется в зоопарк (упр-ие “Лопаточка”). Сначала Язычок подошел к вольеру с необычными кошками (упр-ие “Катушка”). Но вскоре его внимание привлек огромный слон, у которого был длинный хобот (упр-ие “Хоботок”). А какие замечательные лошадки тянули свои мордочки к Язычку(упр-ие “Лошадка”). В зоопарке Язычок встретил крокодила (упр-ие “Заборчик”) и змею (упр-ие “Змейка”).Когда Язычок подошел к клетке с обезьянами они передразнивали его и кривлялись (упр-ие “Чистим зубки” при сомкнутых губах).

День катился к закату, и Язычок отправился спать. В зоопарке ему очень понравилось.

Язычок в деревне.

Котенок Бублик пригласил Язычок к себе в гости, в деревню. Отказать другу было нельзя. И наши друзья отправились в деревню. Они шагали сначала быстро(рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе), потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Вскоре они добрались до места. Во дворе дома Бублика стоял шум и гам. Громко кричал индюк (упр-ие “Индюк”). Фырчал и выгибал спинку кот (упр-ие “ Катушка”). Цокала копытом и ржала лошадка (упр-ие “Лошадка”). А в глубине двора стояли ульи с пчелами, и оттуда был слышен гул (упр-ие “Пчелка”). Язычок увидел и узнал много интересного. Он встретил новых друзей. Вечером Язычок отправился домой. Сначала он шел быстро (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе),потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Он обещал Бублику обязательно вернуться.

 

Язычок встречает Новый год.

За окном снег и метель, воет ветер, а у Язычка радостное настроение (упр-ие “Улыбочка”). Ведь сегодня Новый год. Язычок украшает елку и ждет друзей. Сначала пришел котенок Бублик (упр-ие “Катушка”) и принес вкусные конфеты (упр-ие “Спрячь конфетку), пчелка Жужелица (упр-ие “Пчелка”)захватила для друзей вкусный мёд (упр-ие “Вкусное варенье”), жеребенок Весельчак (упр-ие “Лошадка”)принес горячие блины (упр-ие “Лопаточка”), индюк Балабол (упр-ие “Индюк”) порадовал друзей солеными грибами (упр-ие “Грибок”).

Друзья в сборе, стол накрыт, можно праздновать. Друзья веселились (упр-ие “Улыбочка” - “Трубочка”),водили хоровод (упр-ие “Оближем губки”), пели песни(дети поют). После такого веселья все отправились отдыхать (упр-ие “Лопаточка”). С Новым годом!

"О Веселом Язычке"

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

Сказка Н.В.Новоторцевой "О Веселом Язычке".

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".


Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

 


























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика_сказка "О веселом язычке!"

Для того, чтобы ваш ребенок от раза к разу с удовольствием выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме - сказки " О Веселом Язычке!&qu...

Картотека "Артикуляционная гимнастика. Сказка про язычок".

Картотеки/Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, в помощь родителям и воспитателям....

Артикуляционная гимнастика "Сказка о Веселом Язычке"

Артикуляционные упражнения можно выполнять при рассказывании «Сказки о Весёлом Язычке» Н. В. Новотворцевой...

Артикуляционные упражнения "Сказка о веселом язычке"

Артикуляционные упражнения "Сказка о веселом язычке"...

Буклет. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» Су-Джок терапия на пути к «Чистой» речи.

Артикуляционная гимнастика  на каждый день. Сказка «У бабушки с дедушкой». Упражнение «Колобок» с помощью шарика Су-Джок....

07.10.23 Артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом Язычке."

Артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом Язычке."...

Методическая разработка. Артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом язычке"

Мастер-класс для родителей с детьми по развитию речи...