Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Мухамедова Таразы Зайнулловна

Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр" для детей второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_s_ispolzovaniem.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

 на Педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Зав. МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Протокол № _______________________

_________________________О.А. Шамшиева

«_____» ______________________2023 г.

«_____» ______________________2023 г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №4 П.НОВООРСК»

Автор:

Мухамедова Таразы Зайнулловна,

воспитатель МДОУ

«Детский сад №4 п.Новоорск»

Новоорск

2023


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

6

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

8

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

8

II.

Содержательный раздел

9

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

9

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

23

III.

Организационный раздел

25

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

25

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

25

3.3

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

25

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

26

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

26

IV.

Дополнительный раздел

27

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

27

V.

Литература

28

Приложение

Приложение 1 Карта наблюдения

Приложение 2 Игры

29

29

31

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность парциальной образовательной программы

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры, игры на липучках и нейроигры.  Тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

 Новизной Программы является обогащение содержания образовательной области «Речевое развитие» пальчиковыми играми, играми на липучках, нейроиграми.

    Программа педагогически целесообразна, так как позволяет решать оздоровительные, воспитательные задачи и задачи обучения. Программу можно использовать, в дополнительном образовании, в семейном образовании.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: 

развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр.

Задачи 

- интегрировать пальчиковые игры, игры на липучках и нейроигры  в речевой деятельности детей;

-совершенствовать мелкую моторику детей через развивающие игры;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы :

развивающего образования (целью является развитие ребенка);

научной обоснованности и практической применимости (соответствие содержания программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, реализация в массовой практике дошкольного образования);

полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (реализация целей и задач по формированию знаний, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста);

интеграции образовательных областей (соответствие возрастным возможностями и особенностям развития детей, а также спецификой и возможностями образовательных областей);

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности) (Трубайчук Л.В.)

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

-культурно-исторический подход подчеркивает, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества, носителями которой для ребенка являются взрослые (социальный план). Культурно-исторический подход к проблеме развития дошкольника основывается на положениях о ведущей деятельности, зоне ближайшего развития, реактивно-спонтанном типе обучения, социальной ситуации развития, неравномерности развития высших психических функций и систем (внимание, восприятие, память, воображение) (Л.С. Выготский);

-системно-деятельностный подход к организации  образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (Леонтьев А.Н.) В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей;

-гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на разностороннее развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений  в образовательном учреждении (Слободчиков В.И.)

Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Н.М. Борытко).

Современные гуманитарные подходы к определению смысла образовательных процессов связаны с идеей обретения человечеством своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала, желанием с помощью образования «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного (М. Тищенко). Понятие «гуманитарный         подход имеет культурологическую основу, т.к. «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству (Е.В. Бондаревская).

личностный подход  к проблеме развития ребенка предполагает формирование его личностных качеств как приоритетного направления развития, утверждения в образовательном процессе субъект-субъектных (партнерских) отношений между педагогами и детьми (Якиманская И.С.)

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа ориентирована на детей от 3 до 4 лет.

Цель программы: формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах).

Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы:

- способствовать формированию правильного звукопроизношения;

- работать над правильным произношением гласных звуков;

-способствовать формированию чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка;

- упражнять в чётком произношении твёрдых и мягких согласных звуков: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц;

- подготовить органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков;

- воспитывать в детях интонационное чутьё, дикцию, темп речи;

- научить ребёнка отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения;

- научить ребёнка регулировать темп речи в связном высказывании;

- накапливать и обогащать словарь на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни;

- способствовать активизации разных частей речи;

- научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества(какой?), а также действия, связанные с ними;

- познакомить детей с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учить употреблять эти понятия в речи;

- учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький, низкий – высокий), сравнивать предметы (игрушки, картинки);

- формировать грамматический строй речи;

- способствовать развитию связной речи;

-обогащать активный словарь;

-развивать речевое творчество;

-развивать звуковую и интонационную культуру речи;

-развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

-учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения;

-стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

-развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

-развивать воображение и творческую активность;

- способствовать развитию детского общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности (развитие физических качеств);

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

-ребенок умеет исполнять различные виды пальчиковых игр, приобретает опыт воспроизведения действия взрослого;

-ребенок знает и воспроизводит различные пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики рук;

-ребенок способен проявлять интерес к воспроизведению пальчиковых игр.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск»    разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Парциальная программа «Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и конкретизирует на практике основополагающие идеи основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Создание данной парциальной программы расширяет возможности образовательной области «Речевое развитие». Парциальная образовательная программа направлена на развитие интегративных качеств личности младшего дошкольника в процессе изучения и освоения пальчиковых игр.

Содержание программы объединено в 3 тематических модуля, которые решают задачу речевого развития младших дошкольников посредством комплекса развивающих игр.

Результатом освоения Программы является потребность в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, умение  исполнять различные виды пальчиковых игр, приобретение опыта воспроизведения действия взрослого, воспроизведение различных пальчиковых игр, способность проявлять интерес к развивающим играм.

            1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы

1. Наблюдение процесса речевого развития у  младших дошкольников

2. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме проведения изученных игр.

Параметры определения результативности отражаются в приложении 1 (карте индивидуального развития ребенка)

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной

взрослым деятельности

Способы реализации

в самостоятельной деятельности

Модуль 1. Пальчиковые игры.

1.1

«Собираем листочки»

15 мин

Групповая деятельность: показ  картинок с изображением осени, беседа об осени.

 Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения и слова за взрослым, воспроизводить действия взрослого.

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Собираем листочки».

Коммуникативная деятельность:  общение детей со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки.

Речевая активность: составление небольших описательных рассказов об осени по картинке.

1.2

««Собираем листочки». 

15мин

Групповая деятельность: занятие по ознакомлению с окружающим миром «Почему падают листья»

 Коллективное взаимодействие по развитию  умения повторять движения и слова за взрослым, воспроизводить действия взрослого.  .

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Игровая деятельность: игра «Собираем листочки».

«Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки во время игры.

 Речевая активность: речевое упражнение «Какие листочки».

1.3

«Листья осенние тихо кружатся»

15 мин

Групповая деятельность: чтение стихов и потешек о времени года осень.

 Коллективное взаимодействие  по развитию умения повторять движения и слова за взрослым, воспроизводить действия взрослого.  .

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Листья кружатся».

Коммуникативная деятельность: общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки.

Рисование листочков для ежика.

Речевая активность: проговаривание слов из потешки

1.4

«Листья осенние тихо кружатся»

15 мин

Групповая деятельность: беседа о времени года «Осень».

Коллективное взаимодействие  по развитию основных двигательных движений в ходе пальчиковой игры.

 Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Накормим мишку медом».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки во время игры.

 

1.5

«Овощи»

15 мин

Групповая деятельность: беседа с рассматриванием картинок.

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения за взрослым, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: творческое упражнение «Поиграй с моей игрушкой».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки, имитация животных

Речевая активность: речевое упражнение «Кто как разговаривает».

Двигательная активность: пальчиковая игра «Овощи».

1.6

«Овощи»

15 мин

Групповая деятельность: рассматривание картинок с овощами, игрушек овощей.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения повторять действия за взрослым, сохраняя общее направление бега, разучивание слов во время игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: д/и «Овощи».

Коммуникативная деятельность: общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки, имитация животных.

Лепка овощей для ежика.

1.7

«Капуста»

15 мин

Групповая деятельность: разучивание потешки «Мы капусту рубим»

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять действия взрослого, разучивание слов в ходе игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Кто я?»

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: : использование маски-шапочки, имитация животных.

Художественно-эстетическая деятельность: песенка «Вот наш Бобик «Гав-гав-гав».

1.8

«Капуста»

15 мин

Групповая деятельность: разучивание потешки «Мы капусту рубим»

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять действия взрослого, разучивание слов в ходе игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: д/и «Овощи».

Коммуникативная деятельность: общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки, имитация животных.

Лепка овощей для ежика.

1.9

«Репка»

15 мин

Групповая деятельность: чтение сказки «Репка».

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять действия взрослого, разучивание слов в ходе игры.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: настольный кукольный театр «Репка».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Репка».

Речевая активность: речевое упражнение «Кто как разговаривает».

Интегрирование деятельности: умение действовать сообща в определенном темпе («Физическое развитие», «Социализация»).

1.10

«Репка»

15 мин

Групповая деятельность: чтение сказки «Репка».

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять действия взрослого, разучивание слов в ходе игры.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: настольный кукольный театр «Репка».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Репка».

Речевая активность: речевое упражнение «Кто как разговаривает».

Интегрирование деятельности: умение действовать сообща в определенном темпе («Физическое развитие», «Социализация»).

1.11

«Котята»

15 мин

Групповая деятельность: игровая ситуация с «кошкой». 

Коллективное взаимодействие:  по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: лото «Для малышей».

Художественно-эстетическая деятельность: повторение песенки про котят.

Лепка «сосиски» для котят.

 Двигательная активность: зарядка «Как кошечка ходит..».

Речевая активность: проговаривание слов из игры

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

1.12

«Котята»

15 мин

Групповая деятельность: сюжетное физкультурное занятие «Веселые котята».

 Коллективное взаимодействие:  по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность: пение песенки «Жили у бабуси».

Театрализованная деятельность: имитация животных в костюмах.

Речевая активность: речевое упражнение «Мяу-мяу-мяу».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Модуль 2.Игры на липучках.

112.1

«Овощи»

15 мин

Групповая деятельность: беседа с рассматриванием картинок.

Коллективное взаимодействие по развитию  мелкой моторики, ознакомление с основными овощами и с тем, где они растут. .

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в изготовлении игр на липучках.

Игровая деятельность: игра «Собери урожай».

Театрализованная деятельность: разыгрывание сказки «Репка»        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Двигательная активность: выполнение общеразвивающих упражнений «Ой летали птички».

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

112.1

«Овощи»

15 мин

Групповая деятельность: показ дидактических картинок, обсуждение, ответы на вопросы.

Коллективное взаимодействие по развитие мелкой моторики, ознакомление с основными овощами и с тем, где они растут.

. Взаимодействие с родителями: наблюдение с родителями за птицами.

Театрализованная деятельность: разыгрывание игровой  ситуации в масках.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Художественно-эстетическое воспитание: рисование овощей.

Двигательная активность: пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим..»

112.3

«Моя ферма»

15 мин

Групповая деятельность: чтение стихотворений, загадок.

Коллективное взаимодействие по развитию умения развитие мелкой моторики, ознакомление с животными и где они живут.

 Взаимодействие с родителями: изготовление с родителями кормушек для птиц.

Игровая деятельность: игра «Кто как говорит» .

Продуктивная деятельность :

Лепка зернышек для птичек.

Театрализованная деятельность: разыгрывание ситуации воспитателем в роли кота, детьми в роли воробушков (в масках).        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

112.4

«Моя ферма»

15 мин

Групповая деятельность: просмотр обучающего мультфильма «Кто как говорит»

Коллективное взаимодействие развитие мелкой моторики, ознакомление с домашними животными, где они живут.

 Взаимодействие с родителями: изготовление с родителями кормушек для птиц.

Игровая деятельность: игра «Ферма для животных».

Продуктивная деятельность : рисование животных по наложению трафарета.

Театрализованная деятельность: разыгрывание ситуации воспитателем в роли кота, детьми в роли воробушков (в масках).        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

2.5

«Моя семья»

15 мин

Групповая деятельность: знакомство с членами семьи.

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, развитие мелкой моторики, ознакомление с членами семьи, активизация словарного запаса по теме «Семья»

Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: пальчиковая игра  « Это пальчик дедушка…».

Театрализованная деятельность: выполнение и игрушками би-ба- бо.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в игрушками на руку( театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.6

«Моя семья»

15 мин

Групповая деятельность: включение записи плясовой мелодии.

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, развитие мелкой моторики, ознакомление с членами семьи, активизация словарного запаса по теме «Семья».

 Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: пальчиковая игра  « Это пальчик дедушка…».

Театрализованная деятельность: выполнение и игрушками би-ба- бо.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат ( театрализованная деятельность и развитие двигательной активности).

2.7

«Мама и малыш».

15 мин

Групповая деятельность: проговаривание потешки «Ножки, ножки бежали по дорожке…».

Коллективное взаимодействие : Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, развитие мелкой моторики, ознакомление с членами семьи, активизация словарного запаса по теме «Семья».

 Взаимодействие с родителями: изготовление игры на липучках

Игровая деятельность: настольный театр «Теремок»

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Двигательная активность: подвижная игра (дети изображают зайчат).

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат ( театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.8

«Мама и малыш».

15 мин

Групповая деятельность: выполнение общеразвивающих упражнений  «Мы как зайки».

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, распределение ролей, проведение игры воспитателем; выполнение основных видов прыжков.

 Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Зайка серенький сидит…».

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: проговаривание потешки «Зайка шел…».

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат (театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.9

«Транспорт»

15 мин

Групповая деятельность: показ игрушечного транспорта.

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, развитие мелкой моторики, ознакомление с видами транспорта.

 Взаимодействие с родителями: изготовление игры на липучках.

 Взаимодействие с родителями: изготовление игры

Речевая активность: звукоподражание звука машин.

Двигательная активность:  игра «Паровозик»

Театрализованная деятельность: едем на автобусе

Общение: беседа о транспорте.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.10

«Транспорт»

15 мин

Групповая деятельность: показ игрушечного транспорта.

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, развитие мелкой моторики, ознакомление с видами транспорта.

 Взаимодействие с родителями: изготовление игры на липучках.

 Взаимодействие с родителями: изготовление игры

Речевая активность: звукоподражание звука машин.

Двигательная активность:  игра «Паровозик»

Театрализованная деятельность: едем на автобусе

Общение: беседа о транспорте.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.11

«Времена года»

15 мин

Групповая деятельность: Рассматривание картинок «Времена года»

Коллективное взаимодействие по  формированию и закреплению знаний о последовательной смене сезонов,привитие уважительного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями: изготовление игр на липучках

Речевая активность: упражнение «Язычок гуляет».

Игровая деятельность: игра с куклой «Как одеться на прогулку»

 Двигательная активность: пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки».

Театрализованная деятельность: использование масок-шапочек.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.12

«Времена года»

15 мин

Групповая деятельность: Рассматривание картинок «Времена года»

Коллективное взаимодействие по  формированию и закреплению знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями: изготовление игр на липучках

Речевая активность: упражнение «Язычок гуляет».

Игровая деятельность: игра с куклой «Как одеться на прогулку»

 Двигательная активность: пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки».

Театрализованная деятельность: использование масок-шапочек.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

Модуль3.Нейроигры.

3.1

«Кулак, ладонь, ребро»(1)

15 мин

Групповая деятельность: создание игровой ситуации.

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения за воспитателем

Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: пальчиковая гимнастика «Капуста.

Двигательная активность:  п/игры с детьми

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: речевое звукоподражание Мяу».

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.2

«Кулак, ладонь, ребро»(2)

15 мин

Групповая деятельность: создание игровой ситуации.

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения за воспитателем

Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: пальчиковая гимнастика «Капуста.

Двигательная активность:  п/игры с детьми

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: речевое звукоподражание Мяу».

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.3

«Кулак, ладонь, ребро» (упражнение на карточках)(1)

15 мин

Групповая деятельность: повторение гимнастики «Кулак, ладонь, ребро».

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения за воспитателем Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня…».

Рисование карандашом мячиков.

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.4

«Кулак, ладонь, ребро» (упражнение на карточках)(2)

15 мин

Групповая деятельность: повторение гимнастики «Кулак, ладонь, ребро».

Коллективное взаимодействие по развитию умения повторять движения за воспитателем 

Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: игра на карточках.

Двигательная активность: дорожка с препятствиями.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.5

«Иголочки у елочки»(1)

15мин

Групповая деятельность: рисование правой рукой, потом левой по точкам

Коллективное взаимодействие  по развитию умения рисовать обеими руками по точкам.

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений дома.

Двигательная активность: упражнения с карточками.

Игровая деятельность: игра «Хоровод».

Художественно- эстетическая деятельность: музыка «Песенка про елочку».

Интегрирование деятельности: общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.6

«Иголочки у елочки»(2)

15мин

 Групповая деятельность: рисование правой рукой, потом левой по точкам

Коллективное взаимодействие  по развитию умения рисовать обеими руками по точкам.

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений дома.

Двигательная активность: упражнения с карточками.

Игровая деятельность: игра «Хоровод».

Художественно- эстетическая деятельность: музыка «Песенка про елочку».

Интегрирование деятельности: общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.7

«По камушкам»(1)

15мин

Групповая деятельность: повторение пальчиковой гимнастики «Соберем листочки»

Коллективное взаимодействие  по развитию умения соотносить действия и слова

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с детьми дома.

Продуктивная деятельность: стихотворение «Ладушки».

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Ладушки».

Игра «Не урони мяч».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая

3.8

«По камушкам»(2)

15мин

Групповая деятельность: повторение пальчиковой гимнастики «Соберем листочки»

Коллективное взаимодействие  по развитию умения соотносить действия и слова

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с детьми дома.

Продуктивная деятельность: стихотворение «Ладушки».

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Ладушки».

Игра «Не урони мяч».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая

3.9

«Робот»(1)

15 мин

Групповая деятельность: показ движений, выполнение

Коллективное взаимодействие  по развитию умения повторять движения за воспитателем.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с детьми дома.

Восприятие художественной литературы: повторение пальчиковых игр

Речевая активность: проговаривание раннее изученных потешек

Игровая деятельность: игра «Мяч друг другу».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с мячами из разных материалов и развитие основных действий с предметами)

3.10

«Робот»(2)

15 мин

Групповая деятельность: показ движений, выполнение

Коллективное взаимодействие  по развитию умения повторять движения за воспитателем.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с детьми дома.

Игровая деятельность: игра  «Ты мне, я тебе».

Речевая активность :проговаривание стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

Двигательная активность: игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю».

Игра с мячом «Назови имя»

3.11

«Путаница»(1)

15 мин

Групповая деятельность: загадывание загадок.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения повторять движения за воспитателем

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с детьми дома.

Восприятие художественной литературы: повторение раннее изученных стихотворений

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…».

Двигательная активность: упражнение «Насос».

ОРУ с мячом.

3.12

«Путаница»(2)

15 мин

Групповая деятельность: проведение подвижных игр.

Коллективное взаимодействие  по выполнению различных видов движений вовремя проведения подвижных игр.

Восприятие художественной литературы: стихотворение С.Я.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…».

Игровая деятельность: игры «Мяч друг другу», «Ты мне, я тебе».

Двигательная активность: игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю».

Итоговое мероприятие

20 минут

Итоговое занятие - рефлексия пройденного материала по развитию речи с применением пальчиковых игр, игры на липучках с детьми, нейрогимнастика

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Пальчиковые игры.

Тема 1.1. «Собираем листочки».

  Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. (Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.)

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

1«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем

          III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Кадровое обеспечение 

Старший воспитатель обеспечивает методическое сопровождение. Воспитатель подготавливает детей к деятельности и применяет программу на практике. Музыкальный руководитель участвует в подготовке и проведении игр.

         3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада оборудована в соответствии с требованиями ФГОС, имеется необходимое оборудование: картотека игр и упражнений на развитие логического мышления, дидактические игры, наглядно-демонстрационные материалы: образцы, схемы, таблицы для дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления, тексты стихотворений, загадки.

3.3.Научно-методическое обеспечение Программы 

1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Василь                       евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. – 2008 с.124

2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. – 224 с.

3.Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.

4.Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва:    «Грамотей», 2011

 5.В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»

 6.Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.

 7.Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.

      3.4.Время и сроки реализации Программы

ОД проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, длительностью 15 минут. Объем проведения ОД за год 540 мин.

3.5.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Оформление

пространства для детей

Содержание

Способы

использования среды

Центр познавательного развития

Набор посуды, строительный набор, книжки- малютки с клапанами- сюрпризами, « Веселые шнуровки»,«Собери половинки»,игры в кармашки, лото для малышей,домино «Машины»,«Чей домик?»,«Фрукты, овощи и ягоды»,лото «Животные», лото «Фрукты и ягоды»,лото «Одежда»,«Профессии», «Ассоциации», лего и кубики, лото «Цвета и фигуры»,«Объедини и назови»,«Схожее и различное», «Похожий непохожий», «Важные профессии», «Времена года».

В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе


IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приёмов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

У дошкольников дидактическая игра одна из ведущих форм развития логического мышления. В процессе дидактической игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Использование в образовательной деятельности дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, и способствует развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития логического  мышления дошкольников.

Занятия по программе «Размышляй-ка» интегрируют «Социально-коммуникативную» и «познавательные области», с одной стороны, они направлены на решение разнообразных познавательных задач, развитие инициативы и творчества, с другой стороны на осознание своего поведения при решении этих задач совместно с другими детьми и взрослыми, формированию конструктивных способов взаимодействия, способствуют  развитию общения, эмоционального интеллекта.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. На занятиях специально создаются ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а также возникает необходимость согласовывать свои действия с действиями других людей.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Антропова М.В. Физическое развитие ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А. Фарбер. - М., 2005 - С. 224-254.

  1. Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ»[Текст] / Т.М. Бондаренко. -Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;

 3. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Под редакцией Микляевой Н.В., Москва, 2013

            4.И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ,          2010 г. - 68 с.

5.Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).- Издательство «Учитель», 2016.

      6.Шарыпова Л.В. Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Норильск: АПЕКС, 2008.

Интернет-ресурсы:

1.Сорока Е. Развитие ребенка 2-3лет.,2011г.- http://signorina.ru/1306-razvitie-rebenka-2-3-let.html        

2.Тавстуха О.Г. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: дополнительная образовательная программа., 2012 г.-    http://www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/proekt13-dis-sv/utp-sv.htm

Приложение 1

Карта индивидуального развития дошкольника

№ пп

Целевые

ориентиры

Показатели развития ребенка

Качество проявляется

В процессе

деятельности

В результате

деятельности (продукте, личностном приращении)

1

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Ребенок умеет исполнять различные виды пальчиковых  игр, приобретает опыт воспроизведения действия взрослого.

2

Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Ребенок овладел первичным представлением о правильном поведении во время проведения игр.

3

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Ребенок способен проявлять интерес к развивающим играм.

Приложение 2

1«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем

2 «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,        

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)  

  3«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

4«Репка»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:

Репка-репонька,

Расти, расти крепенька.

Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)

До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)

Да! (хлопают)

Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.    

                                                      

5«Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

6 «Семья»

Этот пальчик – дедушка,   (С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!   (Ритмично сгибают и разгибают пальчики под каждый слог.)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование .Тема " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Самообразование.Тема "Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Консультация Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений.

В настоящее время рядом исследований, доказано, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, явл...

Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...