Словесные игры для дошкольников
картотека по развитию речи

Соловьева Ольга Владимировна

Развитие словаря

Игры с речевым сопровождением

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словесные игры...46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Белозерский детский сад № 1»

(младшая группа)

Описание: D:\Администратор\Desktop\i.jpg

                                                                                Подготовила: учитель-логопед

                                                                                              О.В. Соловьева

Словесные игры:

Игра «Один – много»

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

лужа — лужи Лист — листья

дерево — деревья Ветка — ветки

туча — тучи Птица — птицы

цветок — цветы Дождь — дожди

Луковица — луковицы Огурец — огурцы

Морковка — морковки Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки Кочан — кочаны

Горошина — горошины Стручок —стручки

Яблоко – яблоки Груша – груши

Вишня – вишни Лимон – лимоны

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

«Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных.

—Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

  • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
  • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
  • Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

«Назови ласково

Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Яблоко — яблочко

Апельсин — апельсинчик

Лимон — лимончик

Слива — сливка

Мандарин — мандаринчик

Ананас — ананасик

Вишня — вишенка

Помидор — помидорчик

Огурец — огурчик

Морковь — морковочка

Репа — репочка

Редиска — редисочка

Свёкла — свеколочка

Чеснок — чесночек

Лук — луковичка

Перец — перчик

Баклажан – баклажанчик

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Дидактические игры:

«Что где растет»

Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

«Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.

«Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

«Северные ягоды»

Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды»

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«Что за птица»

Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..


Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)

Салат, редис, капуста, лук (лук)

Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)

Клюква, малина, груша, рябина (груша)

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника)

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным

пальчиками.)

Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с

мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять. 
Беспорядочные удары.
Шел неспешно по привычке, 
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: 
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!" 
Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох. 
Ритмичные хлопки по коленям.

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

больших пальцев)

В лес идем гулять. (обе руки "идут" указательными и средними

пальцами по столу)

За черникой, (загибать пальчики, начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, 
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. 
Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? 
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!.. 
Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, 
Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. 
Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке 
Ладони складывают крест накрест.
Картошка, капуста, морковка, горох, 
Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!.. 
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! 
"Едят" суп.
Ю. Тувим

«Мы капусту рубим – рубим…»

Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

Подвижные игры:

«Гуси – гуси»

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

 Слова хозяйки гусей:
 Гуси! Гуси!
 Есть хотите?
 Ну, летите!
 Почему?
 
 Ну, летите как хотите,
 Только крылья сберегите!

Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.

« Огуречик, огуречик…»

Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

Ход: На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка: «Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

«У медведя во бору»

Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.»

Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

«У медведя во бору»

«Листопад»

По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,

Листья желтые летят, обеими руками,

Под ногами шелестят приседают,

И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для дошкольников

Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся общению и...

Статья для родителей о словесных играх для дошкольников

Предлагаем вниманию родителей игры, которые помогут развить воображение и логическое мышление ребёнка в непринуждённой форме, а также разнообразят ваш совместный с ребёнком  поход в садик, магази...

Словесные игры для дошкольников

Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные игры или речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прог...

Словесные игры для дошкольников (в копилку родителям)

В материале представлена подборка словесных игр для дошкольников, которая поможет родителям провестив занимательно интересно домашнее время....

"Словесные игры для дошкольников"

В данной разработке представлена картотека словесных игр для детей старшего возраста...

Консультация по теме "Словесные игры для дошкольников"

Консультация предназначена родителям детей с ТНР 5 - 7 лет....

Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями.

Консультация для родителей " Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями" дает представление о речевых играх и способах их применения со своими детьми....