Синквейн как способ развития речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Надежда Рудольфовна

В статье обозначена последовательность развития связной речи дошкольников посредством применения синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_kak_sposob_razvitiya_rechi.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

СИНКВЕЙН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В своей работе педагоги отмечают, что у старших дошкольников бедный словарный запас, часто имеются нарушения речи. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, не умеют пересказать прочитанное. Детям трудно даже выучить стихотворение наизусть.

На сегодняшний день это является важной и трудно решаемой задачей.

ФГОС ДО требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов, применения инновационных технологий к образовательной деятельности. Поэтому педагоги находятся в постоянном поиске путей решения сложившейся задачи.

Одной из эффективных и интересных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей дошкольного возраста, является технология по составлению нерифмованного стихотворения – «Синквейн».

Инновационность технологии «Синквейн» заключается в том, что создаются условия для развития личности, которая способна в будущем критически мыслить, то есть выделять главное, исключая лишнее, и обобщать, классифицировать.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Цель нашей работы - стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста через внедрение технологии «Синквейн». Применение данной технологии позволяет решить ряд задач:

- научить детей исключать лишнее и выделять главное;

- научить детей обобщать и классифицировать;

- сформировать активный и пассивный словарь детей;

- пополнить знания детей по лексическим темам;

- развивать интерес детей к поисковой деятельности и составлению синквейна;

- развивать связную, творческую, образную речь;

- развивать память, логическое мышление, воображение;

- поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.

При творческом использовании синквейна на занятиях дошкольники воспринимают его как увлекательную игру. Но нужно помнить, что следует составлять синквейн только на те темы, которые хорошо известны детям и обязательно с показом образца.

Алгоритм составления синквейна

Его форма напоминает елочку.

Первая строка – название предмета, имя героя и т.д. (существительное или местоимение). Состоит из одного слова.

Вторая строка – слова-признаки (прилагательные). Состоит из двух слов.

Третья строка – слова действия (глаголы). Состоит из трех слов.

Четвертая строка – предложение из четырех слов (фраза, в которой человек выражает личное мнение к предмету разговора).

Пятая строка – обобщающее слово (ассоциация-существительное).

Более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание детям помогают графические схемы. В этой работе целесообразно использовать различные картинки и предметы. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая полные слова печатными буквами на листе бумаги.

При составлении синквейна очень важно принять во внимание, чтобы дети имели достаточный словарный запас в рамках темы, умели правильно оформлять свою мысль в виде предложения, умели высказывать свое мнение, объединять и кратко излагать.

Основные правила составления синквейна

С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так, в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Для совместной деятельности ребенка и родителей можно предложить задание – нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует много времени. А в результате этой работы реализуются практически все личностные способности ребенка-образные, интеллектуальные, творческие. Родители могут собрать с ребенком коллекцию синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, рассказам и сказкам…

Эффективность и значимость синквейна заключается в следующем:

- простота технологии, синквейн могут составить все;

- в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои речевые, творческие, интеллектуальные возможности;

- синквейн является игровым приемом, чем и интересен детям;

- составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу и для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Планируемы результаты в процессе использования синквейна:

  • у детей пополнится словарный запас;
  • дети научатся краткому пересказу;
  • дошкольники научатся обобщать и классифицировать;
  • у детей будут развиты образная речь и мышление;
  • дети научатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Список источников:

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников//Логопед.-№5.-2005.

2. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов: Феникс, 2008.

3. Терентьева Н. Синвейн по «Котловану»//«Первое сентября».-№4.-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Дидактический синквейн как средство развития речи дошкольников

С педагогической точки зрения синквейн - это прекрасный способ творческой реализации дошкольника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, комп...

Проект "Синквейн – новая технология развития речи дошкольников".

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами....

Синквейн, как средство развития речи дошкольника.

Консультация для воспитателей по использованию синквейнов в детском саду. В ней представлены этапы работы над синквейном, дидактические игры....

Буклет для родителей и педагогов "Использование Синквейн технология для развития речи дошкольников"

Буклет для родителей и педагогов, которые хотят научить детей составлять небольшой связный рассказ-описание....

Синквейн – новая технология развития речи дошкольников.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

Синквейн - помощь в развитие речи дошкольников.

Синквейн - помощь в  развитие речи дошкольников....