Самообразование Подготовительная работа
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Хатаян Лусине Самвеловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№1 «Звездочка»  города Новокубанска

Муниципального образования Новокубанский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 План по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи детей подготовительной группы».

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

Воспитатель: Хатаян Л.С.

 

 

г. Новокубанск

2023г.

План работы воспитателя по самообразованию в подготовительной к школе группе на тему: «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- развивать умение детей свободно общаться со взрослыми;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
          Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
          В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
          Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
          Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
          Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
          Эта тема показалась мне очень важной и интересной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Как показала практика, дети очень любят творческий характер речевых игр, заданий и занятий, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Как педагогу мне очень хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.

План работы с детьми на 2023 – 2024 год.

В течение года изучение информации из различных источников по теме самообразования:
- Изучение методической литературы.
- Обзор информации в интернете.
- Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Сентябрь.
1. Проведение диагностики  детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
3. Обновление уголка развития речи.

Октябрь.
1. Внесение в речевой уголок дидактических игр на развитие связной речи, сюжетных картинок, сюжетных картинок с развитием действия, картотеки загадок об овощах и фруктах.
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов:
- «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову),
- «Осень» (по И. Соколову-Микитову).
3. Беседы с детьми:
- «Что я знаю о себе»;
- «Мой речевой аппарат».

Ноябрь.
1. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
2. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях.
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок»,
- В. Даль «Война грибов с ягодами»,
- р. н. с. «Вершки и корешки».

Декабрь.
1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
3. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
- Театр теней «Рукавичка».
4. Работа над интонационно-выразительным рассказыванием стихотворений к Новогоднему утреннику.

Январь.
1. Проведение вечера загадок с детьми подготовительной группы.
2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
- «Зайка – зазнайка»,
- «Волшебные слова»,
- «Непослушный Ваня».  ( помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов)
3. Внесение в речевую зону игр и пособий на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Цветок»;
- «Заморозим ладошку»:
- «Свеча».

Февраль .
1. Внесение в речевую зону дидактических игр: «Маленькие слова», «Логопедическое лото», «Маленькие истории в картинках» и др.
2. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

Март.
1. Работа с загадками. Составление загадок.  Обучение детей отгадыванию загадок  по схемам. Разгадывание логических загадок.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам:
- «Март»  И. Левитан
-  «Грачи прилетели»  А. Саврасов
3. Театрализованная деятельность:
- театр на конусах «Морозко»,
- настольный театр «Бычок – смоляной бочок».

Апрель .
1. Обучение детей сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
2. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.
3. Изготовление книжек-малышек с литературными произведениями детей группы.

Май.
1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.

Работа с родителями.

Сентябрь.
Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».

Октябрь.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь.
Изготовление папки-передвижки «Учим ребёнка общаться».

Декабрь.
Информационный листок «Книжки в нашем доме».
Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Январь.
Конкурс «Сказка, которую я сочинил». (конкурс книжек-самоделок)

Февраль.
Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».

Март.
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».

Апрель.
Стендовая консультация  для родителей «Развитие связной речи детей в условиях семьи».

Май.
Ознакомление родителей с результатами диагностики и консультирование их по дальнейшей работе по развитию связной речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

 4. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

5. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994

 6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_l.s2023-2024.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№1 «Звездочка»  города Новокубанска

Муниципального образования Новокубанский район

        План по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи детей подготовительной группы».

                           

Воспитатель: Хатаян Л.С.

г. Новокубанск

2023г.

План работы воспитателя по самообразованию в подготовительной к школе группе на тему: «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- развивать умение детей свободно общаться со взрослыми;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
            Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
            В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
            Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
            Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
            Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
            Эта тема показалась мне очень важной и интересной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Как показала практика, дети очень любят творческий характер речевых игр, заданий и занятий, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Как педагогу мне очень хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.

План работы с детьми на 2023 – 2024 год.

В течение года изучение информации из различных источников по теме самообразования:
- Изучение методической литературы.
- Обзор информации в интернете.
- Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Сентябрь.
1. Проведение диагностики  детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
3. Обновление уголка развития речи.

Октябрь.
1. Внесение в речевой уголок дидактических игр на развитие связной речи, сюжетных картинок, сюжетных картинок с развитием действия, картотеки загадок об овощах и фруктах.
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов:
- «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову),
- «Осень» (по И. Соколову-Микитову).
3. Беседы с детьми:
- «Что я знаю о себе»;
- «Мой речевой аппарат».

Ноябрь.
1. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
2. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях.
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок»,
- В. Даль «Война грибов с ягодами»,
- р. н. с. «Вершки и корешки».

Декабрь.
1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
3. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
- Театр теней «Рукавичка».
4. Работа над интонационно-выразительным рассказыванием стихотворений к Новогоднему утреннику.

Январь.
1. Проведение вечера загадок с детьми подготовительной группы.
2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
- «Зайка – зазнайка»,
- «Волшебные слова»,
- «Непослушный Ваня».  ( помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов)
3. Внесение в речевую зону игр и пособий на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Цветок»;
- «Заморозим ладошку»:
- «Свеча».

Февраль .
1. Внесение в речевую зону дидактических игр: «Маленькие слова», «Логопедическое лото», «Маленькие истории в картинках» и др.
2. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

Март.
1. Работа с загадками. Составление загадок.  Обучение детей отгадыванию загадок  по схемам. Разгадывание логических загадок.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам:
- «Март»  И. Левитан
-  «Грачи прилетели»  А. Саврасов
3. Театрализованная деятельность:
- театр на конусах «Морозко»,
- настольный театр «Бычок – смоляной бочок».

Апрель .
1. Обучение детей сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
2. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.
3. Изготовление книжек-малышек с литературными произведениями детей группы.

Май.
1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.

Работа с родителями.

Сентябрь.
Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».

Октябрь.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь.
Изготовление папки-передвижки «Учим ребёнка общаться».

Декабрь.
Информационный листок «Книжки в нашем доме».
Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Январь.
Конкурс «Сказка, которую я сочинил». (конкурс книжек-самоделок)

Февраль.
Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».

Март.
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».

Апрель.
Стендовая консультация  для родителей «Развитие связной речи детей в условиях семьи».

Май.
Ознакомление родителей с результатами диагностики и консультирование их по дальнейшей работе по развитию связной речи детей.

Список использованной литературы:

 1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

 4. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

5. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994

 6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)

Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...

План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС....

Самообразование (опыт работы) на тему "Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Музыкотерапия - эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии линости, коррекции эмоциональной и поведенческой функций. в материале описывается применение танцев, коррекционной ритмики и...

Отчет по самообразованию(Подготовительная группа). ТЕМА : " Социализация детей дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры".

Социализация - это процессво время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок.Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить ...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Отчет о работе над темой самообразования Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».

Отчет о работе над темой самообразованияТема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым»....