РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
статья по развитию речи (старшая группа)

Дмитриева Олеся Юрьевна

Традиционным средством в работе с детьми являются произведения устного народного творчества. Основой народной культуры является – фольклор. «Фольклор это совокупность разных видов и форм народного словесного творчества, вошедшего в бытовую традицию того или иного народа» .  Особую область народной поэзии составляет произведения, созданные для детей – детский малый фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитриева О.Ю.

Воспитатель  МБДОУ №5 «Детский сад «Белочка»

РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Согласно ФГОС одной из задач становится воспитание культурного с положительным отношением к миру, к труду людей  и самому себе ребенка, которое не возможно без усвоения культурно исторического опыта народа. По мнению татарского педагога и писателя К. Насыри  каждый народ имеет свою самобытную культуру, которую обязательно нужно сохранить и передать своим потомкам. «Исчезнут язык, культура - тогда исчезнет и народ»

             Обращение к народным традициям, обрядам устному творчеству способствует формированию и развитию личности и ее творческой активности. Так как, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко и интуитивно осваивает его. По мнению К.Д.Ушинского «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие, и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое»

Традиционным средством в работе с детьми являются произведения устного народного творчества. Основой народной культуры является – фольклор. «Фольклор это совокупность разных видов и форм народного словесного творчества, вошедшего в бытовую традицию того или иного народа» .  Особую область народной поэзии составляет произведения, созданные для детей – детский малый фольклор.

Используя в своей работе произведения устного народного творчества, мы решаем сразу несколько задач:

1.Расширяем и пополняем словарный запас ребенка

2. Развиваем лексику и фразеологию языка.

      3. Прививаем культуру и региональную принадлежность.

Развитие активного словаря детей – это развитие лексики и фразеологии языка, осмысленные и часто используемые для выражения своих мыслей в устной речи термины.

К педагогическим средствам развития активного словаря детей относятся произведения устного народного творчества. Малые формы фольклорного жанра - богатейший кладезь народной культуры, который можно применять не только на основных занятиях по развитию речи, а также ежедневно в режимных моментах. Дети с удовольствием повторяют и легко запоминают скороговорки, потешки за любимыми героями мультфильмов и сказок. Занятия, как правило, вызывают огромный интерес у детей, вследствие чего возрастает познавательная активность.

Методика ознакомления с малыми формами фольклорного жанра выстраивается на основе

- современных требований к образованию, отраженных в образовательных стандартах (деятельностный подход, партнерство образовательных отношений, субъектность ребенка);

- специфики видов детской деятельности, организуемых в процессе их знакомства с потешками, поговорками, сказками загадками.

 В своей работе я использую как  традиционные методы, так и современные игровые технологии ТРИЗ, (мнемотехнику). К традициым методам относятся:

Словесный, наглядный и практический; Рассказывание и  народных сказок,  потешек, скороговорок, загадок. Особое внимание уделяю к разбору трудных и незнакомых слов для ребенка, при разборе таких слов следует объяснять не только их смысл, но и использовать их в словосочетаниях близких по смыслу. В данном случае можно использовать  игры на развитие познавательной активности детей. Например: игра « Цепочка слов» . В данной игре разбор слов идет от исторического до современного значения слов. Например: (зыбка – люлька-детская кроватка, лучина - свечка лампа - электрическая лампа, чугунок – котелок - кастрюля и т.д.). Для наглядного закрепления важно использовать картинки, где данные предметы изображены в той же последовательности. Для закрепления смысла данных слов  можно использовать игру «Доскажи словечко».  Например: «Кашу варит всем дружок круглобокий….(чугунок, котелок)».

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребенка области познания. Приемы мнемотехники облегчают запоминания детей сказок потешек и скороговорок, и увеличивают оббьем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию активного словаря и используются в следующих случаях:

  1. Для заучивания потешек и скороговорок;
  2. Для пересказа сказок;
  3. При отгадывании загадок.

           Использование произведений устного народного творчества (загадок, пословиц, чистоговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок и т.д.) обогащают лексику, развивают фонематический слух и выразительность речи, способствует усвоению грамматического строя речи. Хороводные игры и игры с пением развивают выразительность речи и согласованность слов с движениями.

            Применение в работе с детьми произведений устного народного творчества даёт возможность в легкой форме устанавливать эмоциональный контакт с детьми, формировать духовное развитие и доброжелательное отношение к окружающему миру, развивать чувство патриотизма, прививать морально нравственные нормы поведения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора(на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапоги...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

«Формирование словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора»

Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном ...

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...