Составление рассказа по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Составление рассказа по картине "Ежи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Составление рассказа по картине  « Ежи».

Старший возраст

Цель:  формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

1.Образовательная:

Учить самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы по картине.; Работать над четким произношением звука «Ж»; Совершенствовать умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже, обозначающих детенышей животных.

2.Развивающая:

 Развивать внимание, мышление, память, речь.

3.Воспитательная:

Воспитывать дружеские отношение между детьми, бережное отношение к животным.

Словарная работа: заросли, полакомиться, ежиха, ежата, ежонок.

Предварительная работа:

Наблюдение за животными, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей, рассказы по картине.

Ход занятия:

Лежала под елками подушечка с иголками.

Лежала, лежала, Да побежала. (Ежик)

Он живёт в норе под ёлкой,

 Носит колкие иголки.

 Если вдруг клубком свернётся

- Хищный зверь ни с чем вернётся.

 В зубы, в лапы не возьмёшь. Как его прозвали?...

-Правильно, это ёж. А что вы знаете о ежах? (ответы детей)

-Да, ребята, еж- это дикое животное. Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носиком. На спине он носит колючие иголки.
-А чем питается еж, вы знаете? ( червями, жуками, ящерицами, мышками, лягушками, змеями.)
-Ребята, а как вы думаете, что делает ёж зимой?
-Правильно, он впадает в спячку до весны.
-А что делают ежи, когда их настигает опасность? (Они сворачиваются в клубок).
-Молодцы.

-А теперь, ребята, посмотрите на эту картину.
-Ребята, как вы думаете, как она называется? (ответы детей)
-Да, она называется «Ежи» . Давайте её рассмотрим.
-О ком эта картина? (Эта картина о ежах)
-Как вы думаете, кто это?
-Да, это мама-ежиха. Давайте скажем вместе «ежиха».     А теперь ты….  

-А это кто?
-Да, ребята это ежата. Повторите, ежата.  

-Ребята, а куда привела ежиха ежат? ( на поляну)
-А какая поляна? ( ответы детей)
-Поляна очень красивая. На ней среди зарослей травы много опавших листьев. Как вы думаете, почему много опавших листьев? Правильно, потому что это осень. А осенью всегда бывает листопад. А что такое заросли вы знаете? ( ответы детей)
-Да, заросли- это густо разросшаяся трава. Давайте скажем вместе «заросли».  -А какая мама-ежиха? (большая, крупная)
-А ещё какая? Про неё можно сказать, что она осторожная. Как вы думаете, почему?
-Потому что она внимательно наблюдает за жуком . Давайте скажем вместе «Ежиха осторожная».

-А что она делает? (стоит и внимательно смотрит на жука) Давайте скажем вместе «Ежиха стоит и внимательно смотрит на жука».
-А теперь давайте посмотрим на ежат. Какие они? (маленькие, похожи на свою маму).
-А что делает этот ежонок? ( Он испугался большого жука и свернулся в клубок, немного высунув голову наблюдает за жуком.) Давайте скажем вместе «Ежонок испугался большого жука и свернулся в клубок».      

 -Ребята, кого испугался этот ежонок? (Жука). Что он сделал? (свернулся в клубок).
-А этот ежонок что делает? ( Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним) . Давайте скажем вместе «Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним».  

-Ребята, а что делает третий ежонок? (Он внимательно следит за мамой, что она делает) .  Давайте скажем вместе «Он внимательно следит за мамой, что она делает»?

 -А как вы думаете, хорошо ли ежихе с ежатами на этой полянке? Почему? (ответы детей)
-Да, ребята, я тоже думаю, что им там хорошо, потому что на этой полянке много насекомых, которыми они могут полакомиться. А вы знаете, что значит полакомиться? Полакомиться значит вкусно поесть. Давайте скажем вместе «полакомиться».  

-А сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Сначала послушайте мой рассказ:
«Стоял тихий осенний вечер. Ежиха вывела своих ежат на небольшую полянку. Там среди зарослей лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Один ежонок следил за тем, что делает мама-ежиха. Другой ежонок охотился на кузнечика. Третий убежал в сторону и повстречал там жука. «Ой, какой страшный!»,- подумал ежонок и свернулся в клубок. Ежиха занята своими делами. Она приметила жука и внимательно смотрит на него. Хорошо ежатам на лесной полянке».
-Ребята, как я начала рассказ? Что я сказала потом? Чем я закончила рассказ?
-А теперь кто хочет составить рассказ по плану: О ком эта картина? Когда происходит действие? Что делают герои?
Постарайтесь рассказать интересно и выразительно. Вы можете рассказать о том, какая ежиха. Вы не только повторяйте мой рассказ, старайтесь сказать о том, о чём мы ещё не говорили.
- А сейчас давайте и мы побудем ежатами.
Физминутка.
Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)

Сейчас мы с Вами выучим скороговорку  «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»
- Посмотрите и послушайте, как я это делаю. (Повторяю 2 раза)
- А теперь каждый проговорите эту скороговорку вполголоса.
 - Теперь скажем вместе.
  -А теперь скажите девочки, а теперь мальчики.
 - Молодцы. Послушайте ещё раз.
-А теперь попробуем проговорить её в быстром темпе. Вот так: «Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки.» А ещё быстрее. Молодцы!

А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови семью»

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
-Молодцы, ребята!

-Ребята, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине, учили скороговорку, играли в игру «У кого кто?»)
-Да, ребята, правильно.
-А какую картину мы рассматривали? ( «Ежи»)
-Да, мы составляли рассказы. Чей рассказ вам понравился больше? И почему?
 -Четко проговаривали звук «Ж» ...
-А кто выучил скороговорку? Кто сможет повторить её?
-Молодец!
-В быстром темпе получилось проговорить у… (В быстром темпе пока у нас не получилось проговорить скороговорку, но мы обязательно научимся.)
-А ещё мы играли в игру «У кого кто?». С этой работой все справились. Молодцы!
-А кто запомнил, что значит полакомиться? (Полакомиться значит вкусно поесть.)
-А что такое заросли? (Заросли- это густо разросшаяся трава.)
-Сегодня хорошо занимались…Нужно быть внимательнее…
-На этом всё, молодцы, ребята. Спасибо!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...