Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)
методическая разработка по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Формирование активной речи у детей

с расстройствами аутистического спектра

(картотека дидактических игр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov._aktivnoy_rechi.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование активной речи у детей

с расстройствами аутистического спектра

(картотека дидактических игр)

Этот раздел содержит ряд упражнений, которые используются при стимулировании экспрессивных языковых способностей аутичных детей.

 К учебным целям относятся: произносить простые звуки, говорить односложные предложения, формулировать короткие предложения, задавать вопросы, описывать действия, делать сообщения и беседовать с кем-то.

Упражнения тесно связаны с упражнениями предшествующих разделов. Языковые навыки приобретаются прежде всего через подражание: ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Ребенок может, как попугай, повторить целый ряд слов, но общаться с помощью этих слов он сможет только лишь тогда, когда поймет их значение. Поэтому в программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые еще не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами. Вы найдете в следующих упражнениях указания по использованию жестов и других знаков.

 Беседа 

Учебная цель: имитировать звуки

Задание: подражание ряду односложных звуков

Материал: отсутствует

Всегда, когда ребенок спонтанно произносит звук, копируйте его непосредственно и следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Постарайтесь наладить «беседу», повторяя вместе с ним поочередно звуки. Всякий раз, когда он повторяет свой звук, поглаживайте его, чтобы сообщить, что вы находите прекрасным его подражание вам. Время от времени повторяйте различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом, и наблюдайте, подражает ли он вам снова. Как только ребенок скопирует ваш звук, повторите его еще пару раз, попытайтесь установить, подражает ли он вам дальше, чтобы завязался контакт. Когда он начинает проявлять радость при подражании звукам, попытайтесь сделать следующее: позвольте ему копировать только определенный звук, а затем перейдите к другому простому звуку, чтобы установить, следует ли он при этом за вами.

Гласные звуки

Учебная цель: подражать простым гласным звукам (А, У, О, Э, И)

Задание: ознакомиться с определенными гласными и повторять их во время пения

Материал: картинки с изображением бегемота, девочки.

Сядьте с ребенком в уютный уголок комнаты и спойте песенку с гласным звуком А. Покажите соответствующую картинку, привлеките к ней его внимание, переведите его взгляд к вашему рту. Постарайтесь постепенно подвести его к тому, чтобы он приблизительно произносил звуки персонажей (животных или людей). Хвалите его сначала за каждый подобно звучащий звук. Когда он подучится, заставьте его четче произносить звуки (используйте в работе альбом звукоподражаний).

Оп-Оп

Учебная цель: подражать определенным звукам

Задание: целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры

Материал: отсутствует

Сядьте в кресло и посадите ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая его, четыре раза подбросьте на коленях, повторяя при этом ритмично «оп», «оп, «оп». Затем слегка наклоните его назад и сразу же верните в прежнюю позу, говоря при этом «оп». После того как вы повторите это многократно, замедлите подбрасывание. Наблюдайте, произносит ли он подобный звук «оп», чтобы побудить вас опустить его еще раз. Если он ничего не говорит, то попытайтесь показать ему, что он должен повторить этот звук тогда, когда вы касаетесь его губ. Если он на это не реагирует, продолжайте свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа ребенка. Ждите только несколько секунд, а затем произнесите звук сами, касаясь его губ, показывая ему, что он должен также произнести этот звук.

Животные

Учебная цель: подражать простым согласным звукам

Задание: ознакомиться с определенными согласными и повторять их во время пения

 Материал: картинки с изображением кур, гусей, коров

Сядьте с ребенком в уютный уголок комнаты и возьмите картинки с животными. Выделите голосом название животного, покажите соответствующую картинку, привлеките к ней его внимание. Переведите его взгляд к вашему рту, подражая голосам животных. Скажите, например, «Прибежали две курочки», проследите, чтобы он смотрел на соответствующую картинку, которую вы ему показываете. Затем опять привлеките его внимание к своему рту, в то время, когда говорите: «Она делает тук-тук». Подчеркните опять «Т», открывая при этом широко губы, чтобы привлечь его внимание к своему языку. Когда переходите к строфе о коровах и говорите «му», повторяйте «М», сжимая губы ребенка большим и указательным пальцами. Когда изображаете гусей «Га-га-га», подчеркивайте начальную букву «Г», нажимая легонько пальцем под его подбородком. Постарайтесь постепенно подвести его к тому, чтобы он приблизительно произносил звуки животных. Хвалите его сначала за каждое подобно звучащее слово. Когда он подучится, заставьте его четче произносить звуки и выговаривать целые слова (используйте в работе альбом звукоподражаний).

Соедини звуки

Учебная цель: учить различным комбинациям звуков

Задание: комбинировать друг с другом два звука

Материал: картинки с изображением животных (коза, гусь, кот ) Посадите к себе на колени ребенка и тренируйте с ним согласные, которые он как раз изучает. Если он произносит их охотно и имитирует без помощи рук, то начинайте комбинировать согласные с простыми гласными. Если ребенок произнесет несколько раз «К», то помедлите некоторое время и скажите: «Коза». Если он произносит лишь «К», то не хвалите его тотчас, а повторите комбинацию звуков, подчеркивая гласные. За каждую попытку объединить два звука поощряйте его. Для этого упражнения используйте лишь те согласные, которые он уже успешно имитирует.

 

О-о-о!

Учебная цель: произнести первые звуки

Задание: повторять и спонтанно произносить самостоятельно звуки в определенном месте, распознавать связь между звуком и действием Материал: мяч. Когда играете с ребенком в мяч, уроните его и воскликните: «О-о!» Повторяйте оба действия много раз и постарайтесь, чтобы он подражал вам. Если ему в этом необходима помощь, то придайте его рту форму «О». Если ребенок вместе с вами начал воклицать: «О-о!», то бросьте мяч и помедлите, прежде чем воскликнуть, чтобы увидеть, правильно ли он сам восклицает. Похвалите его тотчас, если он воспроизводит желаемый звук. Если он самостоятельно говорит: «О-о!» или когда бросает мяч, то попытайтесь таким же образом научить его говорить протяжное «О-о-о!» для выражения удивления. Покажите ему его любимую игрушку или кекс и воскликните: «О-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем вы дадите ему игрушку. Если он овладеет обоими восклицаниями, то создайте ситуацию, в которой он сможет их применить. Так, в течение дня уроните что-то на пол (небьющееся), если знаете, что ребенок наблюдает за вами. Посмотрите, спонтанно ли он восклицает «О-о!». Подобным образом можете обнаружить что-то удивительное, в то время как ребенок смотрит на вас, чтобы увидеть, от удивления ли он восклицает «О-о!». Если он произносит какой-нибудь другой звук, то повторите его пару раз и возвратитесь к звуку «О-о-о!».

Тик-так

Учебная цель: лучшая артикуляция; обращать внимание на движение рта другого человека

Задание: подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек

Материал: 3 игрушки или предметы быта, которые издают различные шумы (например, часы, звонок, игрушечный автомобиль) Сядьте за стол напротив ребенка и положите в стороне 3 предмета так, чтобы он мог увидеть, из скольких частей состоит задание. Возьмите один из предметов и своим голосом продемонстрируйте шум, который обычно ассоциируется с этим предметом. Если к предмету относится также и характерное движение руки, то объедините шум и движение. Наблюдайте за тем, чтобы ребенок смотрел на вас, и повторите шум. Затем дайте ему предмет и коснитесь его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму голосом. Неважно, воспроизводит ли он шум правильно. Если он воспроизвел шум первого предмета, то положите его на другую сторону стола и проделайте то же самое со вторым и третьим предметами. Примеры для предметов, шум которых хорошо воспроизводится голосом: часы — «тик-так»; колокольчик — «бим-бим»; автомобиль — «би-би»; поезд — «ту-ту».

Алло!

Учебная цель: улучшать социальную способность к взаимодействию

Задание: самостоятельно ответить на телефонный звонок и позвать к телефону

Материал: игрушечный телефон (если есть)

Обучайте ребенка этому действию, прежде чем позволить ему ответить на настоящий телефонный звонок. Лучше всего для этой цели подходит игрушечный телефонный аппарат. Сначала научите его поднимать трубку и говорить: «Алло!». При этом весьма полезно наклеить рисунки уха и рта на соответствующие части трубки, чтобы он легче понял, как держать трубку. Когда он научится поднимать трубку и говорить: «Алло!», научите его говорить: «Одну минутку!» — и звать к телефону того, кого спрашивают. Обучайте его этому, вызывая к телефону каждого члена семьи. Когда он этим основательно овладеет, начинайте обучать его обращению с настоящим телефоном. Попросите родственника или знакомого позвонить в определенное время, чтобы ребенок мог. Оговорите, что должен сказать звонящий, чтобы не запутать ребенка. Повторяйте это многократно, а когда он станет ловчее и увереннее, попросите вызывающего разнообразить ваше поручение, чтобы ребенок учился реагировать на множество различных ситуаций. Когда он будет хорошо себя чувствовать при приеме любого звонка, пусть подходит к телефону, когда хочет, но будьте поблизости на случай, если он не справится.

Мама, папа

 Учебная цель: переход от подражания звуков к смысловым словам

Задание: говорить простые слова в смысловой связи

 Материал: мяч, дом, кот

Самыми подходящими словами для начала являются обычно «мама» и «папа». Начните, посадив ребенка на колени так, чтобы он на вас смотрел. Укажите на себя и скажите: «Мама». Возьмите его руку, подведите ее к своему лицу и еще раз повторите: «Мама». Поощряйте каждую его попытку подражать слову. Когда он привыкнет к этому упражнению, замедлите поощрение, чтобы дать ему стимул произнести слово более четко. Так же поступите со словом «папа». Другими подходящими словами являются: «мяч», «дом», «кот». Важно, чтобы нужные предметы были у вас под рукой, когда вы тренируете эти слова, чтобы он мог соединить звучание с объектом. Обучая его первым словам, выбирайте лишь те, которые состоят из одного или двух слогов (у слов из двух слогов оба слога должны звучать идентично). Выбирайте слова с простыми начальными буквами, которые вы уже изучали с ребенком.

Привет и пока!

 Учебная цель: обучать социальному взаимодействию

Задание: в соответствии с ситуацией приветствовать словами и жестами

Материал: отсутствует

Входя и выходя из комнаты, в которой находится ребенок, используйте повод научить его приветствию и прощанию. Каждый раз, когда входите, поднимайте руку, улыбайтесь и говорите: «Привет, Ваня!» Если вы находитесь с ним вместе в комнате, а кто-то входит, то помогите ему поднять руку для приветствия и за каждую попытку сказать «Привет» поощряйте его. Таким же образом обучите его прощанию. Если вы выходите из комнаты, то говорите: «Пока» и помашите ему рукой. Следите, чтобы он видел, что вы выходите из комнаты. Если он не делает попыток ответить на приветствие или не машет в ответ, то остановитесь у двери и повторите оба действия.

Голоса животных

Учебная цель: развивать более четкую артикуляцию, осознание собственных движений рта; имитировать движения рта

Задание: подражать голосам пяти животных

Материал: миниатюрные животные или картинки с изображением животных

Сядьте за стол напротив ребенка и положите в стороне 5 миниатюрных игрушек животных или картинки с их изображением. Возьмите одну из них и покажите ее ребенку. Побудите его посмотреть на ваш рот и воспроизвести голос этого животного. Передайте его своим голосом и сделайте при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмите руку ребенка и позвольте ему потрогать ваш рот, в то время как вы воспроизводите еще раз голос животного. Затем дайте ему животное и предложите ему сделать это самому. Похвалите его за каждую попытку и помогите ему правильно двигать ртом. Продолжайте воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Животные, которые хорошо подходят для этого упражнения: собака, кошка, овца, корова, гусь

Я!

 Учебная цель: расширять языковые выразительные способности, углубление самопознания

Задание: воспитывать у ребенка положительной Я-концепции

Материал: зеркало

В течение дня или при встрече с ребенком следует задавать ему вопросы, которые требуют ответа «Я!». Ребенок должен ответить «Я» и показать на себя рукой. Если ваш ребенок пока не делает этого, помогите ему. — Кто проснулся? — Я! — Кто сегодня умылся? — Я! — Кто самый красивый? — Я! — Кто самый смелый? — Я! 2.2. Формирование экспрессивной речи у детей с расстройствами … 55 — Кто самый умный? — Я! — Кто со мной сегодня будет играть? — Я!

 Скажи свое имя

Учебная цель: расширять языковые выразительные способности, углубление самопознания

Задание: назвать свое имя

Материал: зеркало

Когда ребенок будет понимать свое имя, научите его соотносить имя с самим собой. Подойдите с ним к зеркалу, покажите ему его отражение и многократно повторите его имя. Пусть он покажет на себя и свое отражение. Скажите: «Кто это? Это . . .». Скажите лишь первую букву его имени и называйте его полностью лишь тогда, когда он сделает попытку сам его произнести. Хвалите его за каждую попытку. Постепенно называйте имя полностью. Чтобы научить его называть свое имя, даже когда он не стоит перед зеркалом, важно предоставлять ему для этого много возможностей в течение дня. Пусть, например, каждый сидящий за столом скажет свое имя и одновременно покажет на себя. Когда подойдет очередь ребенка, помогите ему.

Слова — действия

Учебная цель: усвоить понятия, обозначающие действия, и расширение языковых выразительных возможностей

Задание: самостоятельно и правильно использовать простые слова, обозначающие действия

Материал: изображения людей, выполняющих повседневные действия. Сядьте с ребенком за стол напротив друг друга. Покажите ему картинку, на которой человек выполняет хорошо различимое простое действие, которое ребенок хорошо знает. Покажите ему, например, человека, который гуляет или бежит. Скажите: «Смотри, Ваня, человек бежит!» Подчеркивайте слово, выражающее действие, чтобы ребенок заметил, о чем идет речь в этом упражнении. Повторите предложение «Человек бежит» много раз, каждый раз подчеркивая глагол. Затем спросите: «Ваня, что делает человек?» Поощрите его сразу, если он попытается сказать «бежит» или «бежать».

Таким же образом поступите с другими картинками, на которых люди выполняют простые, четко различимые действия. Подходящими словами, выражающими действие, для начала являются: сидеть, спать, бежать и прыгать. Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово. Используйте любую возможность в течение дня, чтобы укрепить его знания слов, выражающих действия, касательно их понимания и использования. Если ребенок, например, бегает, спросите: «Что делает Ваня?» или «Ваня, тебе нравится бегать?» Если перед вашим домом идет человек, то покажите на него и спросите: «Что делает человек?» Сначала изучите с ним лишь 2–3 слова. Постепенно доводите до пяти, но не забывайте повторять все слова, которые он изучил ранее, и таким образом вы укрепите его словарный запас.

Семья

Учебная цель: расширять активный словарь

Задание: самостоятельно назвать членов семьи

Материал: фотографии членов семьи, домашних животных (все люди и животные должны быть четко различимы) Сначала покажите ребенку лишь одну фотографию. Покажите на сфотографированного человека, убедитесь, что он смотрит, и скажите: «Мама. Это мама. Ваня, кто это? Это…».

Пусть он сам дополнит предложение. Если он затрудняется, то покажите ему свои губы, медленно повторяя слово. Затем помогите ему произнести слово, помогая своей рукой составить губы соответственно слову. Повторяйте это действие, пока он не назовет первое фото как минимум пять раз. Затем добавьте вторую фотографию, показывайте ему обе фотографии сначала в уже известной ему последовательности, а затем переходите к непоследовательному их показу. Если он минимум пять раз правильно назовет обе фотографии, то укажите на реального человека и повторите вопрос. Еще раз покажите ему фото, если ему нужна помощь. Если он овладеет двумя именами, то добавьте таким же способом имена следующих членов семьи. Не забывайте в течение дня спрашивать имя человека, которого он видит и имя которого он выучил.

Еще

Учебная цель: изучить и осознать понятия «больше» (еще)

Задание: самостоятельно требовать больше (еще)

Материал: продукты питания или какие-нибудь предметы, которых ребенок хотел бы иметь больше. Возьмите достаточно большое количество кусочков печенья (или орешков), конфет или других сладостей, которые нравятся ребенку и которых он хотел бы иметь больше. Положите их на стол. Пусть ребенок не просто возьмет их, а некоторое время посидит перед ними. Когда он будет внимательным, дайте ему кусочек и спросите его: «Ваня, хочешь еще?». Подчеркните слово «еще» и повторите его многократно. Дайте ему следующий кусочек и повторите вопрос. Сделайте жест, который обозначает «еще», или повторите это слово многократно. Если он берет предмет без слов, то отведите его руку и повторите вопрос. Не давайте ему ничего, пока он не скажет слово «еще» или не сделает соответствующий жест. Если он старается, то дайте следующий кусочек и скажите: «Да, Ваня, еще». Продолжайте этот процесс, пока не отдадите ему все. Это упражнение нужно повторять ежедневно, пока ребенок без вашей помощи не потребует еще. Разумеется, теперь вы должны считаться с тем, что он начнет просить у всех и каждого «еще», если он понял это слово. Важно, чтобы вы с пониманием реагировали на этот новый навык.

Играть

Учебная цель: развивать коммуникативные способности и расширять словарный запас.

Задание: выражать желание одним словом

Материал: машинка, велосипед, мяч

При развитии речи важно использовать любой малейший повод, чтобы побудить ребенка к речевому выражению. Если он, например, хочет пойти поиграть, то остановитесь и спросите: «Что ты хочешь делать?» Тихонько скажите ему: «Играть» — и подчеркните при этом слово «играть». Задержите его, пока он не скажет что-нибудь, что звучало бы как «играть». Повторяйте основное слово так часто, как это необходимо. Другими подходящими отдельными словами являются: гулять, катать, рисовать, нажимать, закрыть, открыть. Ребенок уже знает многие звуки, из которых он может образовать слова, поэтому для него сейчас важно изучить, как он может их образовывать и когда употреблять. Ограничивая свои требования односложными предложениями, дайте ему возможность точно узнать, что обозначает каждое слово и что происходит, если он его использует.

Что бы ты хотел?

Учебная цель: расширять словарный запас и улучшать речевые выразительные способности

Задание: из двух данных предметов назвать нужный

Материал: 3 различные пары предметов домашнего обихода, которые хорошо знакомы ребенку (один предмет из каждой пары, который ребенок особенно хотел бы иметь) Ребенок знает, что он должен использовать речь, чтобы получить вещи, которые ему нравятся. Хороший способ показать ему это состоит в том, чтобы он выбирал его из двух предметов, из которых один хотел бы иметь, а другой не имеет для него значения. Сядьте за стол напротив ребенка и на середину положите два предмета. Возьмите, например, игрушечный автомобиль, с которым он любит играть, и крышку от кастрюли. Следите, чтобы второй предмет был таким, который не отвлекает его внимания. Двумя руками возьмите руки ребенка. Подведите его руки к каждому предмету и назовите их медленно и четко. Продолжайте называть предметы и следите, чтобы его руки касались их. Таким образом ему будет легче связать наименование с предметом. Удерживайте его руки, но отведите их от предметов. Спросите: «Ваня, что бы ты хотел?» — и сделайте так, чтобы он понял, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если он скажет «машина» или другое подобно звучащее слово, то похвалите его и дайте ему поиграть с ней пару минут. Повторите это действие с парами других предметов. Обращайте внимание, какие предметы он называет быстрее и начинаются ли эти слова с определенных букв, которые ему легче произносить. Буквы, которые даются детям легче всего: П, Б, М, Н, Д, К и Т.

Чей это…?

Учебная цель: расширять речевые выразительные способности, употреблять родительный падеж

Задание: распознать, кому принадлежит предмет

Материал: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, машинка брата, кукла сестры, очки бабушки.) Сядьте с ребенком за стол и положите на него 4 предмета. Поднимите каждый и скажите, чей он: «Папины ботинки, машинка Саши...» Подчеркивайте имя человека и его собственность. После того как вы назвали людей и предметы, им принадлежащие, попросите ребенка показать их и скажите: «Ваня, дай мне папины ботинки!» Проделайте это с четырьмя предметами, пока он вам не подаст. Затем спросите другим образом: «Чьи это ботинки?» Если он медлит, то подскажите ему начальную букву. Сразу же поощряйте его, если он пытается назвать вещь правильно. Не ожидайте, что он сразу скажет «папины ботинки». Весьма приемлемым ответом для начала будет «папа ботинки». Однако повторяйте окончание «-ны», пока он не начнет произносить его.

«Да» и «Нет»

Учебная цель: расширять словарный запас, отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет»

Задание: на вопрос «Это...?» отвечать «Да» или «Нет»

Материал: 2 коробки, 5–8 предметов домашнего обихода, которые ребенок хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)

Сядьте за стол напротив ребенка и в центре поставьте две коробки. Покажите ему последовательно все предметы и положите их в коробку. Показывая ребенку предметы, дайте ему понять, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его ребенку. Когда он на него смотрит, спросите: «Это ботинок?» Сначала отвечать будете вы, чтобы он повторил за вами. Скажите: «Нет, это не ботинок». Положите его в другую коробку, чтобы ребенок знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все не окажутся в другой коробке. Сначала он будет отвечать лишь «Да», «Нет» или просто кивать головой. Если он будет прогрессировать, то пусть повторяет за вами все предложение: «Да, это чашка». Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя другие, если его концентрация улучшится. Выбирайте для этой игры предметы, которые хорошо знакомы ребенку, а также и их названия. В противном случае упражнение будет для него слишком запутанным. Используйте ответы «Да», «Нет» также в повседневной жизни, спрашивая его постоянно: «Ты хотел бы покачаться на качелях?», «Ты Ваня?»

Назови животных

Учебная цель: расширять словарный запас

Задание: без помощи назвать 4 животных

Материал: игрушки или рисунки животных. Когда вы тренируетесь с ребенком правильно называть животных, проверьте, может ли он сделать это сам. Положите перед ним четыре игрушки.

Попросите его дать одну, говоря: «Ваня, дай мне собачку!» Повторите название животного много раз, если ребенок отдал его вам. Если он подал вам всех животных по вашей просьбе, то возьмите одного из них и спросите: «Ваня, кто это?» Если ему нужна помощь, то подскажите начальную букву и подождите, закончит ли он слово самостоятельно. За каждую попытку назвать слово поощряйте его. Избегайте в начале этого упражнения слишком часто повторять слова, иначе ребенок может запутаться.

Есть и пить 

Учебная цель: расширять словарный запас

Задание: показать, что можно есть, а что пить

Материал: картинки с изображением продуктов питания, которые можно есть: яблоко, банан, печенье, булочка, и пить: сок, чай, молоко, кефир, вода. Разместите картинки на столе так, чтобы ребенок их хорошо видел. Спросите: «Ваня, что можно есть?». Четко подчеркните понятие «есть». Если он указывает на картинку, которая относится к нужной категории, то скажите: «Хорошо, Ваня, что это?» Сами несколько раз произнесите название, и пусть он повторит. Далее спросите: «Ваня, что можно пить?» Четко подчеркните понятие «пить». Если он указывает на картинку, которая относится к нужной категории, то скажите: «Хорошо, Ваня, что это?» Так как ему трудно произносить многие слова, удовлетворитесь неполными ответами. Через определенное время он будет произносить их значительно лучше. Если он не найдет все предметы нужной категории, то привлеките его внимание к оставшимся предметам. Большой и маленький Учебная цель: овладеть словами и использовать слова, обозначающие свойства и понятия размера Задание: на вопрос: «Это маленький или большой?» отвечать словами «большой», «маленький» или подавать соответствующий знак Материал: 2 одинаковых предмета различной величины (например, кубики или мячики) Когда ребенок научился находить и подавать большие и малые предметы, начните учить его самостоятельно говорить, большой это предмет или малый. Положите 2 кубика различной величины на стол. Скажите: «Ваня, дай мне большой». Если он подает вам большой, то скажите: «Хорошо, Ваня, большой». Держите кубик перед ним и спросите: «Он большой или маленький?» Вначале вы сами отвечаете на вопросы. «Ваня, посмотри, он большой. Ну, а теперь скажи ты!» Помогите ему произнести слово. За каждую попытку поощряйте его. Чтобы не запутать ребенка, заставьте его дальше идентифицировать большие и маленькие предметы, но пусть он сам произносит слово, означающее величину. Затем научите его следующему понятию и спрашивайте его так, чтобы однажды он смог ответить «большой» или «маленький».

Он и она

Учебная цель: употреблять личные местоимения с учетом пола

Задание: различать рисунки лиц мужского и женского пола и использовать при описании картинок местоимения «он» и «она»

Материал: картинки из журналов, на которых изображены мужчина и женщина, девушка и юноша, выполняющие какое-то действие, знакомое ребенку (пол изображенного лица должен быть четко различим) Вы должны в повседневной жизни пользоваться личными местоимениями (называя папу, дедушку и брата — ОН, а маму, бабушку и сестру — ОНА). После того как ребенок хорошо усвоит эти понятия, сядьте с ребенком за стол и приготовьте стопку картинок. Покажите ему картинку с мужчиной, который делает то, что знакомо ребенку. Скажите: «Ваня, смотри! Он сидит!». Громко подчеркните местоимение. Таким же образом покажите ему рисунок женщины или девушки. Скажите: «Ваня, смотри! Она бежит!» Затем положите рисунки рядом. Следите за тем, чтобы он смотрел на нужную картинку, когда вы повторяете оба предложения и подчеркиваете при этом оба местоимения. Повторите их несколько раз, показывая на соответствующие рисунки, чтобы ребенок видел различие. Повторите это упражнение с другими рисунками или просмотрите всю стопку, прежде чем требовать от ребенка самому описывать картинку. Каждый раз подчеркивайте местоимение, когда кладете картинку на стопку. Попытайтесь, чтобы ребенок показал, на какой стопке лежит картинка. Если он без вашей помощи может сортировать картинки, то задержите ее в руке и спросите: «Кто бежит?» Сами произнесите начальный звук и заставьте его ответить: «Она». Следите, чтобы предложения были краткими и простыми. Выбирайте действие, которое ребенку хорошо знакомо. Пусть он сначала произносит только местоимение, но когда его языковые навыки улучшатся, пусть повторяет все предложение.

«На» и «под»

Учебная цель: понимать обозначение предлогов

Задание: использовать слова или знаки рукой «на» и «под», чтобы показать положение предмета

Материал: 3 чашки, сладости и т.п.

Сядьте за стол напротив ребенка и покажите ему сладости. Спрячьте часть из них под опрокинутую чашку, и пусть ребенок возьмет их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к этому процессу. Часть сладостей положите на чашку и велите ребенку ее взять. Когда он начнет искать сладости на чашке и под ней, вводите выражения «на» и «под». Покажите ему, например, конфету и скажите: «Ваня, смотри под чашкой!» Положите ее под чашку, если уверены, что он на вас смотрит. Повторите этот процесс многократно, используя слова «на» и «под». Если ребенок сидит с вами за столом и вы оба занимаетесь этим упражнением, начните требовать от него нужные выражения, прежде чем поощрять его. Если вы сказали: «Ваня, смотри, под» — и спрятали вознаграждение под чашкой, то задержите его руку, чтобы он взял его не сразу. Спросите: «Где оно?» — и медленно многократно повторите предлог «под». Покажите губами, как произнести данное слово, и, если необходимо, коснитесь пальцами его губ, чтобы подсказать ему, что он должен вам подражать. Сначала будьте довольны любому ответу. Постепенно приучайте его говорить осознанно и обращать внимание на произношение.

«Или ... или»

Учебная цель: развивать выразительные возможности языка, самостоятельно делать выбор

Задание: выбрать из двух данных конкретных альтернатив и выразить выбор словами

Материал: предметы, с которыми ребенок любит играть

Так как ребенку с трудом дается выразить мысль словами, когда он поставлен перед выбором, используйте для этого ежедневно любую возможность, ставя ему вопросы со словом «или». Предложите ему на выбор две игрушки. Поочередно покажите на каждую игрушку и спросите: «Ты хотел бы эту или ту?» Побудите его к какой-нибудь языковой реакции, когда ставите его перед выбором. Выполнять это упражнение можно с пищей, игрушками и другими вещами, которые пробуждают его интерес. Когда ребенок привыкнет отвечать на вопрос с «или», требуйте от него более точных ответов, которые содержат обозначения предметов, категорий или цвета. Покажите ему, например, красный кубик и спросите: «Ваня, он красный или голубой?» Если он сомневается, покажите ему второй красный кубик и скажите ему, что он красный. Покажите ему голубой кубик и скажите, что он голубой. Затем повторите свой вопрос с прежним кубиком.

Беседа

Учебная цель: беседовать с кем-нибудь

Задание: в беседе отвечать на простые вопросы

Материал: картинки

Словарный запас ребенка значительно увеличился, и сейчас пришло время правильно использовать слова в беседе. Если в бессистемном разговоре он ориентируется и чувствует себя хорошо, то для ведения системной беседы ему еще нужен опыт. Для беседы выберите тему, по которой вы можете задать ему три простых вопроса, на которые, по вашему мнению, он может ответить. Например: «Ваня, что мы купим в магазине?», «Как нам пройти в магазин?», «Что мы сделаем с вещами, которые купим в магазине?» Для случая, когда он не сможет дать правильный ответ, держите наготове картинки, с помощью которых вы можете давать ему указания. Если он на второй вопрос ответит «автомобиль», то покажите ему рисунок автомобиля и повторите вопрос. Выбирайте темы, на которые он знает ответ, например темы, где речь идет о его собственных интересах и деятельности. Хвалите его за каждый вопрос, который он задает самостоятельно.

Сообщение

Учебная цель: улучшать разговорные навыки, тренировать память, расширять социальные способности

Задание: запомнить краткое сообщение (состоящее из четырех–шести слов) и передать его другому лицу

Материал: отсутствует

Сядьте с ребенком в комнате и попросите кого-нибудь задержаться в другой комнате. Подведите его к двери соседней комнаты, чтобы он видел, кто там находится. Вы и ваш помощник должны иметь для ребенка ряд поощрений. Прежде чем начнется упражнение, вы должны оговорить ряд сообщений, которые ребенок должен передать, чтобы вы могли проверить, правильно ли он их передает. Затем дайте ему краткое поручение и попросите передать его другому лицу. Скажите, например: «Ваня, скажи папе, чтобы он вставал!» Если он не сразу бежит, чтобы передать это сообщение, то направьте его в нужном направлении и повторите поручение. Если он подойдет к другому лицу, но сообщения не передает, другой человек должен ему помочь вопросом: «Что сказала мама?» Если ребенок медлит, то он должен получить следующее указание с вопросом: «Встать?» Если ребенок правильно передаст сообщение, то его нужно похвалить и дать подобное поручение, которое он должен передать вам. Выполняйте это тем же способом. Сначала ребенок должен передать лишь два сообщения. Постепенно давайте ему больше поручений, которые должны становиться все труднее. Постоянно следите, чтобы поручения были ребенку понятны. Иначе он запутается и может даже не вспомнить о сообщении. Если он затрудняется в понимании, то можно ему помочь повторить содержание сообщения, прежде чем послать с ним ребенка к другому лицу.

Множественное число

Учебная цель: использовать формы множественного числа

Задание: образовывать множественное число при наименовании предметов повседневного обихода

Материал: предметы быта, которые ребенок хорошо знает (конфеты, тетради, карандаши)

Сядьте с ребенком за стол и положите один из предметов около него. Назовите предмет, кладя его на стол. Положите на стол, например, конфету и скажите: «Ваня, посмотри, конфета!» Не позволяйте ему взять ее и спросите: «Что это, Ваня?» Если он ответит «конфета», положите три конфеты отдельно, а рядом оставьте одну конфету. Привлеките его взор к стопке из конфет и скажите: «Ваня, смотри, конфеты!» Подчеркивайте при этом форму множественного числа. Повторите слово «конфеты». Следите за тем, чтобы слово (конфеты) звучало отчетливо. Затем укажите на одну конфету и спросите: «Что это, Ваня?» Если он ответит: «Конфета», повторите этот вопрос о стопке конфет. Если он не поймет форму множественного числа, а будет говорить «конфета», то добавьте громко «Ы» и велите ему повторить.

Геометрические фигуры 

Учебная цель: расширять словарный запас

Задание: назвать 3 простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)

Материал: геометрическая фигурная доска или фигуры, вырезанные из бумаги (круг, треугольник и четырехугольник).

Если ребенок может по вашей просьбе подать вам нужную фигуру), научите его называть эти фигуры. Если он по вашему требованию: «Ваня, дай мне круг!» — дает вам нужную фигуру, то держите ее перед ним и многократно повторяйте: «Круг!». Затем спросите его: «Какая это форма?». Повторяйте незнакомое понятие формы многократно, чтобы ребенок ассоциировал понятие «форма» с понятиями «круг», «треугольник» и «квадрат». Если вы многократно произнесли перед ним понятие «форма», задержитесь на несколько секунд и произнесите начальный звук. Побудите его произнести за вами этот звук, а затем все слово. Сначала ему будет трудно произносить такие слова, как «треугольник». Хвалите и поощряйте за каждое слово, которое звучит подобно этому. Если он делает успехи, постепенно ожидайте от него правильного звучания, пока он самостоятельно не произнесет слово четко и ясно.

Что ты делаешь с ...? 

Учебная цель: улучшать языковую коммуникацию и осознание цели использования предметов

Задание: назвать предназначение предметов домашнего обихода

Материал: четыре бытовых предмета (книга, ложка, чашка и игрушечный автомобиль).

 Когда ребенок уже знает многие бытовые предметы, научите его определять их предназначение. Дайте ему, например, книгу и скажите: «Ваня, смотри, книга! Что ты делаешь с книгой?» Так как вы раньше обучили его смотреть в книгу, возможно, он начнет ее «читать». Прежде чем дать ему следующий предмет, повремените несколько секунд и скажите: «Ваня, смотри, ложка! Что ты делаешь ложкой? Ешь?» Не давайте ему ложку, пока он не сделает попытку ответить на Ваш вопрос. Не забывайте четко произносить слово, выражающее действие, чтобы он имел образец для повторения. Повторите это упражнение с каждым предметом, который ребенок хорошо знает.

 Время суток

Учебная цель: овладеть понятием времени и расширять словарный запас

Задание: отвечать односложными предложениями на простые вопросы относительно времени суток

Материал: рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами (прием пищи, сон)

Покажите ребенку одну картинку и попытайтесь объяснить ему, что там происходит. Покажите ему, например, картинку со спящим мальчиком и спросите: «Что делает мальчик?» Если ребенок отвечает «спать», говорите: «Правильно, мальчик спит ночью». Повторите слово «ночью» многократно в связи со словом «спать». Таким же образом поступите с другими рисунками, которые обозначают деятельность, которая осуществляется утром и днем. Когда ребенок достаточно долго будет слышать слова «ночь», «утро», «день», повторите упражнение, но теперь спрашивайте: «Когда спит мальчик?» Если он сомневается, скажите: «Н...», пусть он закончит слово самостоятельно.

Если ребенок делает успехи, то попытайтесь изменить вопрос: «Что делает мальчик ночью?» Проверьте, ответит ли он, что мальчик спит, не глядя на рисунок. Научите его думать, что может происходить «утром», «днем», «ночью» (например, вставать, завтракать, идти в школу).

Посчитай

Учебная цель: расширять словарный запас, овладеть понятием количества

Задание: считать без помощи до пяти

Материал: кубики

Определите, может ли ребенок повторять числа. Потренируйтесь с ним подавать Вам определенное количество кубиков (до пяти). Каждый раз, когда он подает вам кубики, считайте их медленно и громко, складывая друг на друга. Сделав это несколько раз, задержитесь на последнем числе и подождите, скажет ли ребенок число сам. Скажите, например: «Ваня, дай мне три кубика». Если он даст вам нужное количество кубиков, считайте: «Один кубик, два кубика,..». Остановитесь, прежде чем сказать «три». Посмотрите на ребенка, держа в руке третий кубик, и спросите: «Как будет дальше?» Хвалите его за каждую попытку сказать «три». Повторяйте это упражнение много раз, но вначале требуйте от него называть лишь последнюю цифру. Когда он к этому привыкнет, пусть говорит предпоследнюю. Постепенно увеличивайте количество кубиков.

Назови цвет 

Учебная цель: использовать слова, обозначающие качество, и владеть понятием цвета

Задание: назвать цвета

Материал: цветные кубики (красный, желтый, зеленый, голубой)

Сядьте за стол напротив ребенка. Положите перед ним четыре цветных кубика. Если ребенок в девяти из десяти случаев на вашу просьбу: «Дай мне голубой кубик!» — подаст вам его, обучайте его самостоятельно назвать цвет кубика. Во время этого упражнения повторяйте как можно чаще понятие цвета, говорите медленно и четко, чтобы он мог хорошо слышать отдельные звуки и видеть движение ваших губ. Укажите на кубик и спросите: «Какого он цвета?» Шепотом подскажите ему. Если он произнесет цвет, сразу же похвалите его словами: «Хорошо, Ваня, он голубой». Продолжайте выполнять упражнение и все чаще давайте ему возможность самостоятельно называть цвет. Сначала не требуйте от него слишком часто самостоятельно называть цвет, так как он привык еще только подавать вам нужный кубик. Постепенно вовлекайте его в процесс наименования цвета, если это ему нравится.

Расскажи историю — 1

Учебная цель: улучшать языковые выразительные возможности и тренировать память

Задание: рассказать с небольшой помощью о недавно пережитом событии

Материал: телевизор

Для ребенка очень важно использовать как можно чаще в ежедневных ситуациях развивающиеся речевые способности. Если он охотно смотрит телевизионные передачи, используйте просмотр телепередач, чтобы научить его делать сообщение. Если он посмотрел свою любимую передачу (желательно короткую и простую сценку), спросите его о том, что он видел. Постарайтесь узнать от него всю историю. Если вы, например, вместе смотрели «Спокойной ночи, малыши!», то спросите его: «Что делал Хрюша?» Если он ответит, спрашивайте дальше: «Что было дальше?» Попытайтесь, чтобы он рассказал вам как можно больше подробностей о передаче. Ребенок учится легко, если он говорит о вещах, которые его интересуют. Это такое упражнение, которое можно повторять во время его свободного времени, и он не будет испытывать чувства, что должен «работать».

Расскажи историю — 2

Учебная цель: улучшать коммуникативную функцию речи при взаимодействии с другим лицом

Задание: описать без помощи 4–5 деталей картинки

Материал: книга рассказов с простыми иллюстрациями

Сядьте с ребенком в удобном месте и рассмотрите с ним картинки в книге. Покажите ему одну из картинок и велите по возможности детальнее рассказать, что там происходит. Сначала привлекайте его внимание к различным деталям и напоминайте ему, что он должен их описывать. Сначала можете задать такие вопросы: «Во что одет мальчик?», «Как он себя чувствует?», «Он радуется или печалится?», «Есть ли там животные?» Подсказывайте ему таким образом, а затем пусть он опишет картинку так подробно, как сможет.

 

Понятие времени

Учебная цель: расширять словарный запас, ориентироваться во времени

Задание: правильно использовать слова «вчера», «сегодня», «завтра»

Материал: большой лист бумаги или картона, фломастер и маленькие рисунки, изображающие фрагменты из повседневной жизни ребенка. Составьте простое расписание недели. Используйте при этом рисунки, которые изображают, что делает ребенок каждый день. Каждое утро смотрите с ним на план, который лучше всего повесить где-нибудь в комнате, и объясняйте ему, что на нем изображено. Начинайте с вещей, которые он должен будет делать в течение дня. Скажите: «Ваня, посмотри! Сегодня ты пойдешь в школу, будешь есть спагетти и смотреть телевизор!» Подчеркните слово «сегодня» и попросите его повторить, что он сегодня должен делать. Можете также использовать один из символов и спросите ребенка: «Что ты будешь еще сегодня делать?» Когда он усвоит понятие «сегодня», обучите его значению «завтра». Когда вы вместе просмотрите действия дня, вернитесь на календаре на день назад и покажите ему, что он сделал вчера. Скажите: «Ваня, посмотри! Вчера ты ходил в школу, ел сосиски на обед и играл на улице». Затем спросите его: «Что ты делал вчера?» Покажите на расписание, если он не может ответить. Хорошей идеей является также обозначить текущий день передвижным значком, например вырезанным из бумаги улыбающимся лицом. Когда ребенок правильно научится использовать понятия «сегодня» и «вчера», повторите упражнение с «завтра».

 Дни недели

Учебная цель: расширять словарный запас, развивать умение ориентировки во времени

Задание: перечислить дни недели

Материал: расписание недели

Если ребенок правильно использует понятия «сегодня», «вчера» и «завтра», то обучите его названиям отдельных дней недели. Работайте таким образом, как и в упражнении «Понятие времени», но используйте названия дней недели. Встаньте с ним перед расписанием и скажите: «Смотри, Ваня, сегодня понедельник, ты идешь в школу, ешь на обед сосиски и идешь плавать». Пусть он повторит эти действия и скажет также: «Сегодня понедельник». Если он не называет день, то скажите ему: «Смотри, Ваня! Сегодня понедельник. Какой сегодня день? Сегодня понедельник». Попытайтесь также, выполняя часть упражнения, называть соответствующее понятие времени. Работайте, как и в предыдущем упражнении: «Вчера было воскресенье, ты был на игровой площадке и ел там пиццу». Говоря с ним о расписании недели, задавайте ему вопросы, в которых есть названия дней недели. Вместо «Что ты делал вчера?» спросите: «Вчера было воскресенье. Что ты делал в воскресенье?» После каждого упражнения перечисляйте ему дни недели в правильной последовательности. Ребенок должен повторять слова за вами. Сначала нужно использовать название дней недели вместе с понятиями, которые он знает, то есть с «сегодня», «завтра», «вчера», однако если он делает успехи, то опустите эти понятия и спросите, что он будет делать в любой день недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства

Консультация "Развитие двигательной активности детей с аутистическим спектром расстройства"...

Особенности формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Одним из основных признаков расстройства аутистического спектраявляются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайномногообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: отполн...

Формирование жестов у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование  жестов  у детей  с расстройствами аутистического спектра...

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

Особенности формирования речевых функций детей с расстройством аутистического спектра

Для аутизма характерно нарушение речевых функций. В современном мире социализация занимает одно из важнейших ступеней, но без сформированных навыков коммуникации она невозможна. Как невозможно и полно...

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...