ООД "Волшебные слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дмитриева Екатерина Александровна

ООД "Волшебные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_sotsialno-kommunikativnomu_razvitiyu.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебные слова»

Цель занятия: способствовать нравственному развитию и воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста с помощью вежливых слов.

Задачи занятия:

Обучающие:

- подвести к пониманию слов «Вежливость», «Доброта».  

- показать необходимость употребления в речи «волшебных» слов.

Развивающие:

- расширить представления детей о вежливости в ходе изучения новых вежливых слов.

- понять происхождение вежливых слов.

- способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

- пробудить уважение и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым людям.

- совершенствовать культуру общения.

Словарная работа: «волшебные» слова, вежливый, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, добрый день, добрый вечер, простите, пещерные люди.

Предварительная работа: беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», «Что такое доброта?», чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово», беседа с детьми о правилах пользования интерактивной доской.

Материалы и оборудование: проектор, интерактивная доска, почтовый ящик, письмо от колдуньи, презентация: «Путешествие в страну Волшебных слов», лепестки цветка с волшебными словами.

Методические приемы: использование ИКТ оборудования, художественное слово, беседа, проблемная ситуация, дидактическая игра, лексико-грамматические игры, физкультминутка.

Ход ООД:

Дети начинают замечать, что в группе нет няни, затем находят в почтовом ящике письмо от колдуньи и просят воспитательницу прочитать его.

Воспитатель (В): Давайте посмотрим, что же в этом письме нам написала колдунья.

Вашу няню я украла, я её околдовала,

Будет дома у меня накрывать столы она.

Пыль стирать и мыть полы, вытрясать мои ковры,

А как дом весь уберет, мой слуга её запрёт.

Коль вернуть её хотите, в волшебную страну вы поспешите,

Только чтоб ее спасти, придется испытание пройти.

Лишь тот, кто вежлив, добр и смел, способен прекратить тот плен.

В: Так вот куда пропала наша няня! Ребята, что будем делать? А как вы думаете, мы сумеем пройти все испытания и спасти нашу любимую няню? (Ответы детей)

В: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в волшебную страну? А что нам нужно сделать, чтобы очутится в волшебной стране? (Ответы детей)

В: А какие заклинания вы знаете? (Ответы детей)

В: Молодцы! Только заклинание нужно произносить дружно, все вместе. Попробуем?

Дети вместе с воспитателем произносят часто используемое заклинание и выполняют соответствующие действия.

                         В волшебную страну попасть легко,

                         Не надо ехать далеко.

                         Зажмурь глаза и сделай шаг,

                         И повернись, и улыбнись!

                         Теперь в ладоши хлопнем так:

                         Один хлопок, еще хлопок

                         Мы здесь, открой глаза дружок!

В: Вот мы и добрались до волшебной страны. В этой стране всегда рады гостям, особенно тем, кто знает, что такое быть добрым и вежливым.

На интерактивной доске слайд с дверью в волшебную страну.

В: Ой, ребята, смотрите, дверь в волшебную страну закрыта! А чтобы ее открыть, нужно произнести волшебные слова. (Дети с затруднением перечисляют известные им вежливые слова)

На интерактивной доске дверь открывается.Слайд с декорациями страны волшебных слов.

В: Какие молодцы, сумели открыть ворота. А куда же это мы попали? А попали мы в страну волшебных слов! А какие слова называются волшебными и почему? (Ответы детей: вежливые слова, потому что это слова, от которых становится теплее и радостнее окружающим)

В: Правильно, волшебное слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Когда слышишь добрые слова, сказанные от души, то сразу становится теплее.

На интерактивной доске слайд с аллеей приветствий.

В: Ребята, мы и не заметили, как добрались до аллеи приветствий. Скажите, пожалуйста, с каких слов мы обычно начинаем свое общение? (Ответы детей)

В: Правильно!  Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается любое общение людей, которое характеризует человека как вежливого. А что же  значит простое, обыкновенное слово «Здравствуйте»?

Дети затрудняются ответить на этот вопрос.

В: А об этом мы сейчас и узнаем. У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые  появились «Волшебные» слова.

На интерактивной доске слайд с изображением древних времен.

В: В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «Здравствуйте», ни «До свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?».

Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» - это значит будьте здоровы. «Здравствуйте» - сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «Здравствуйте» - это «Волшебное» слово, которое может помочь человеку в исцелении.

С тех пор придумали огромное количество «Волшебных» слов, которые люди используют каждый день: когда встречаются, прощаются или что-то просят. А какие еще волшебные слова вы знаете? А за каждое названное вежливое слово, я буду выдавать вот такие фишки. (Ответы детей)

Воспитатель дополняет слова, которые дети не назвали.

В: Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приветствую вас, доброго здоровья, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, спасибо, счастливого пути, в добрый путь, всего хорошего, спокойной ночи.

В: Молодцы ребята, вы показали, что знаете много волшебных слов. Но это еще не конец нашего пути. Впереди нас Океан Просьб, который нужно переплыть.

На интерактивной доске слайд с океаном просьбы.

Подвижная игра «Будь внимателен»

В: А чтобы его переплыть, нужно выполнить следующее задание. Я буду просить вас исполнить какое-то действие, но выполнять его нужно только тогда, когда я назову «Волшебное слово». Это очень сложное задание, будьте внимательны! Вы готовы?

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, 
пожалуйста.
Будьте любезны,  руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.

В:  Ничего себе, ребята! Какие вы молодцы! И с этим заданием справились, а оно было очень тяжелым! А нам пора двигаться дальше. Впереди последнее испытание, нам нужно перейти по полю Вежливости. А чтобы это сделать, придется потрудиться.

На интерактивной доске слайд с цветком без лепестков.

В: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? Какой цветок? (Грустный, некрасивый) Почему? (Он потерял все свои лепестки). Говорят, что если цветочку говорить «Волшебные слова», то оно обязательно быстрее распустится. Проверим так ли это? Я предлагаю вам его нарядить лепесточками, но не простыми, а волшебными, с «Волшебными» словами

Игра доскажи словечко -  вежливые слова.

Ребенок отгадывает слово и прицепляет лепесток со словом к цветку на интерактивной доске.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

4. Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

5. Даже во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания)

В: Молодцы! Наш цветочек расцвел и стал красивым? (Ответы детей) Значит и в правду, «Волшебные» слова исцеляют не только людей, но и цветы. Ребята, вы справились со всеми заданиями и закончили наше путешествие по волшебной стране.

В группе появляется няня и благодарит детей за спасение ее от злой колдуньи.

В: Видите ребята, волшебные слова помогли нам не только одолеть злую колдунью, но и спасти нашу няню от плена. А колдунья испугалась нашей доброты, и спряталась в своем замке.

В: Вам понравилось в стране волшебных слов? Хотели бы там побывать еще? Что нового вы узнали, вернувшись из путешествия? А что мы сделали, чтобы спасти нашу няню? Как вы думаете, мы и в правду от волшебных слов становимся здоровее? А какие волшебные слова вам нравятся больше всего? (Ответы детей)

В: Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать свою страну «Волшебных» слов, а потом мы посмотрим, что у вас получится.

В: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем всегда говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...