МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал по развитию речи (старшая группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadno-shematicheskoe_modelirovanie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: познакомить родителей с применением наглядно-схематического моделирования при развитии связной речи.

Задачи:

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок).

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно- развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Мнемотаблицы - это дидактический материал, который можно использовать для:

обогащения словарного запаса;

обучения составлению рассказов;

пересказов художественной литературы;

отгадывания и загадывания загадок;

заучивания стихотворений.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Достоинства использования данной технологии в работе с детьми:

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

применяя        моделирование,        дети        учатся        видеть        главное,        систематизировать полученные знания;

дети самостоятельно используют полученные знания на практике.

Ход мастер-класса

Уважаемые родители, давайте попробуем применить данную технологию на практике.

Мы предлагаем Вам выполнить ряд заданий с применением мнемотехники.

«Отгадай сказку»

Необходимо Вам назвать сказки, которые зашифрованы в мнемокарточках (по 5 каждой команде). Названия сказок: «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Золотой ключик», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Цветик-семицветик», «Маша и медведь»,

«Снегурочка», «Горшочек каши», «Дудочка кувшинчик», «Колосок».

«Загадай загадку»

Вам предстоит по мнемодорожке узнать знакомую загадку и загадать ее. Загадки:

«Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает – тот слезы проливает»,

«Само с кулачок, круглый бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко».

«Опиши овощ или фрукт»

Мнемотаблицы также можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере схемы предлагаем вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт, и, опираясь на схему, нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать (родители по мнемотаблице описывают и загадывают фрукты и овощи).

«Заучивание стихотворения «Весна»»

При заучивании стихотворений по разным лексическим текстам, конкурсам, утренникам мы используем мнемотаблицу, которую составляем вместе с детьми. Работа над стихотворением начинается с того, что ребенку зачитывается текст, задаются вопросы по содержанию, уточняется лексическое значение малознакомых слов. Далее совместно с ребенком схематично «зарисовываем», опираясь на ассоциации ребенка, строчки стихотворения. Таким образом, получается мнемотаблица.

Предлагаем Вам, зашифровать стихотворение «Весна» с помощью мнемотаблицы. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Далее, стихотворение воспроизводится с опорой на схематичные рисунки. Предлагаем Вам воспроизвести зашифрованное Вами стихотворение.

После многократного воспроизведения, проводится работа по эмоциональному, выразительному воспроизведению текста стихотворения.

Представляем вашему вниманию мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице).

А сейчас предлагаем поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы.

Их необходимо расшифровать:

«Не рой другому яму, сам упадешь»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Не имей сто рублей, а имей – сто друзей»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Делу – время, а потехе – час»

«Семеро одного не ждут».

Таким образом, у детей повышается интерес к занятиям, постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Рефлексия

Мастер-класс подошел к завершению. Спасибо за внимание. Просим выразить свое отношение к мастер-классу, украсив дерево листочками.

Если Вам понравился мастер-класс и Вы хотели бы использовать наглядно- схематическое моделирование в работе с ребенком дома, то выберите зеленый листочек.

А если мастер класс не заинтересовал Вас, то красный.

Мы желаем успехов и творчества в воспитании и обучении детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Материал заинтересует воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих людей, работающих с детьми....

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....