Парциальная программа "Дошкольникам о поэзии"
рабочая программа по развитию речи

Парциальная программа "Дошкольникам о поэзии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partsialnaya_programma_doshkolnikam_o_poezii_1.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №15» с.Кабанск

Республика Бурятия

Парциальная программа «Дошкольникам о поэзии»

Воспитатель высшей категории

Демидкина Г.М.

Все, что может трогать

сердце, наполнять и возвышать

 душу, есть поэзия.

Н.А.Бестужев.

Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение  в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.

      Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

      Здесь педагог призван воспитывать на лучшем, что есть в детской литературе. Это великие поэты, которые пишут для детей: К. Чуковский, С. Я. Маршак, Е. Благинина, А. Блок, С. Есенин и др.

     Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.

  Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап  Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова, Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на  их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать  каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.

 Чтобы донести  все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения. Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:

*) речевые разминки,

*) пятиминутки речевой гимнастики;

*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);

*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);

*) упражнения по словарной работе.

    Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.

    Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия, игровые ситуации с введением  литературных персонажей. Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать ТСО, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в  сравнении.

Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период  детского словотворчества. И, начиная курс « Поэзия для дошкольников» с младшего возраста, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.

   Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии  способствует:

  • приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
  • воспитанию культуры речи;
  • расширению поэтического репертуара за счет  изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
  • нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.      

Содержание программы.

Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной  модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Поэзия для дошкольников» подобран на основе  объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать  материал искусства.  

  Итак, в младшем возрасте педагог знакомит детей с малыми  фольклорными формами ( русские народные песенки, потешки, прибаутки). Дополнительно вводится изучение стихов поэтов родного края. В конце квартала проводится фольклорный праздник. В его программу  входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.

Дети среднего и старшего возраста изучают творчество отдельных поэтов. В конце квартала проводится  Литературная  викторина или « Книжкин праздник», на котором дети встречаются со знакомыми литературными героями ( Мойдодыр, Бармалей и др.) В конце  праздника – вручение детям  подарков – книг.

 Основные формы кружковой работы – совместная деятельность, игры – драматизации, беседы, поэтические развлечения, индивидуальная работа.

 

Объект исследования   - дети 2 – 6 лет, посещающие детский сад.

 

Предметом исследования  является использование  различных произведений  отечественных русских и бурятских авторов в формировании основ художественной культуры у детей.

 

                           Цель данной программы:

 

    познакомить детей с фондом детской литературы.

                            Задачи курса « Поэзия для дошкольников»:

*    Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.

*    Воспитать художественный вкус детей, поэтический и  музыкальный слух.

*    Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)

*    Дать знания об искусстве поэзии как жанре художественной литературы.

                                        Гипотеза:

     Если ввести  литературные произведения по региональному признаку,

 как более доступные детям;

Если разнообразить формы  совместной деятельности с детьми;

Если подобрать соответствующий  контингент детей, желающие заучивать

стихи:

Если осуществить взаимосвязь с семьей и преемственность  с начальной школой,

     То  дети научатся умело использовать приемы художественного чтения;

     -  получат знания о родном крае через творчество поэтов Бурятии;

     -  значительно обогатится эмоциональная жизнь ребенка в детском саду.

Сроки изучения курса : младший, средний, старший возраст  

                 Критерии оценки ожидаемых результатов:

  • Удовлетворение требований начальной школы овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
  • Повышение эффективности  совместной деятельности  воспитателя с детьми  за счет  использования поэтического слова.
  • Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.

База исследования  - детский сад № 15 « Рябинка» с. Кабанск.

                                        Младший возраст

     Содержание

     Цель

Формы, средства, методы и приемы педагога.

*Знакомство с русской народной потешкой

« Заинька, походи…»

*Разучивание стихотворения « Осень – художница»

Л.Кирилловой (изд-во «Радуга», Улан –Удэ).

Потешка « Сидит белочка в тележке»

Русская народная потешка « Пошел котик на торжок».

Русская народная потешка « Анютины глазки  купили салазки».

« В гостях у заюшки».

Данри Хилтухин

« Вороне что…»

Д. Хилтухин « Мороз».

Стих. « Огонек»

Е. Благининой.

Стих. «Мороз»

Е. Благининой.

Д.Хилтухин

« Снежный пирожок».

Праздник книги

«Зимняя сказка».

Русская народная потешка

« Ласточка, ласточка».

     

      В. Берестов

« О чем поют воро-бышки».

Данри Хилтухин

« Как меня зовут?»

( стихотворение – загадка).

Русская народная потешка

    « Солнышко –

колоколнышко».

Стих. «Воздушный

Барабанчик»

Д. Хилтухин.

В. Берестов « Май».

« Иди, Весна, иди, красна».

  Сентябрь.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить воспроизводить движения  по ходу по- тешки. Доставить детям  удовольствие от встречи с потешкой.

Познакомить детей с данным стихотворени-ем, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонаци-онную выразительность речи.

        Октябрь

Продолжать знакомство с устным народным творче-ством, постараться, чтобы дети запомнили слова родной речи, их мелодику, воспитывать поэтический слух.

Разучить с детьми поте-шку, приобщить к народному опыту, народной морали, народной мудрости. Воспитывать чувство сопереживания, щедрость.

         Ноябрь.

Познакомить детей с новой потешкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Закрепить пройденный материал по изучению произведений устного народного творчества, доставить детям удовольствие от встре-чи с героями потешек, воспитывать доброжелательность, общительность.

      Декабрь.

Продолжать знакомить детей с поэзией родного края, отражающей природу. Дать детям представление о птицах ( ворона, синица, воробей).Продолжать воспитывать чувство ритма, интерес к поэзии.

 Доставить детям удовольствие от встречи с новым произведением Д. Хилтухина, показать, как поэт отражает в стихах характерные особенности зимы. Закрепить названия предметов зимней одежды.

             Январь.

Познакомить детей с творчеством Е. Благининой. Разучить стихотворение с желающими детьми. Развивать интонационную выра-зительность, громкость, темп.  

Продолжать знакомить детей с творчеством Е. Благининой. Сравнить со стих. Д.Хилтухина. Воспитывать интерес к поэзии.

         Февраль.

  Продолжать знакомить с творчеством  поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание  выучить стих. наизусть.

Доставить детям удовольствие от встречи  со знакомыми стихами, закрепить представление о характерных особенностях зимы в Бурятии, их отражении в стихах.

              Март.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, донести до детей богатство интонаций, развивать чувство ритма.

Начать изучение творчества В. Берестова, помочь детям понять смысл произведения, вызвать у детей желание  разучить стихотворение.

          Апрель.

Продолжать знакомство с поэтом Бурятии Д. Хилту-хиным, показать детям, как умело и доступно поэт рассказывает о первом цветке – подснежнике. Вызвать желание  разучить стихотворение – загадку.

  Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

        Май.

Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово Д. Хилтухина

( весенние цветы – жарки, одуванчик, ромашки).Выучить стих. по желанию.

Продолжать знакомить с творчеством В. Берестова, донести до детей красоту стиха, дать представление о весне через поэтическое слово.

Создать у детей весеннее радостное настроение, используя произведения В. Берестова о весне, потешки. Воспитывать у детей  общительность, доставить детям удовольствие.  

Заучивание текста потешки, закрепление потешки в ходе хороводной игры с использованием музыкального сопровождения.

Предварительная беседа об осени с показом иллюстраций. Использование классической музыки из серии «Времена года» П. Чайковского –

« Осень».  

Использование иллюстрации по потешке. Прохлопывание ритма потешки.

Использование грамзаписи, иллюстраций по содержанию потешки. Ввести  в потешку имена детей, разучивающих потешку (Я и сам укушу, я и Ванечке ( Анечке) снесу.)

 

Беседа о приближении нового времени года – зимы,с зимними забавами; с последую-щим знакомством с потешками.Словарная работа (салазки).Показ иллюстраций.

  Фольклорный праздник с использованием русских народных потешек, русских  народных мелодий, игра «Заинька, походи».

Беседа о птицах Бурятии, которых непосредственно могут наблюдать дети. Использование магнитофонной записи

« Голоса леса», иллюстрации.

Беседа о зиме с показом  картины  местного художника. Словарная работа (рукавицы, унты, студит).

Беседа о комнатных растениях (бальзамин).

Рассматривание комнатного растения. Разучивание стих., при этом меняя силу голоса (громко, тихо, ше-потом).

  Использование классической музыки.

Наблюдения на прогулке.

Заключительная беседа о зиме, Сагаалгане. Рассматривание картины местного художника. Прослуши-вание магнитофонной записи.

«Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения.

В программе:

-песни,

-стихи,

-выставка картин о зиме или рисунков старших дошкольников.

Использование музыки бурятских композиторов.

Небольшая беседа о весне, использование иллюстраций. Чтение потешки по ролям, сначала с воспитателем, затем в исполнении детей.  

Наблюдение, слушание чириканья воробьев на прогулке. Обратить внимание на их поведение  с приходом весны. Прохлопывание ритма стиха. Использование грамзаписи ( расск. стих. в исполнении детей).

Рассматривание альбома « Цветы Бурятии». Рассматривание подснежника.

Беседа о весне родного края, ее характерных особенностях.

Слайды о весне.

Предварительная работа: рисование на тему

 « Жарки»,

« Одуванчики».

Рассматривание одуванчиков на прогулке. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки П. И. Чайков-ского « Времена года»

« Весна».

Заключительная беседа о весне. Слушание классической музыки. Рассматривание иллюстраций о весне. Работа над интонационной выразительностью.

Использование русских народных мелодий.

Стихи, потешки, хороводные игры.

 Песни о весне.

                         

                                                                                                             

                                                                                                     

   

                                                                                                                                                                                                          Средний возраст

Содержание

Цель

Формы, средства, методы и приемы педагога

В. Липатов

«Ах, листопад, осенний листопад…»

И.Бунин

 «Листопад».

И.Бунин

«Осень»,

Д.Хилтухин

«Осень».

И.Бунин

«Первый снег»(отрывок).

И.Бунин

«Метель».

Вечер творчества И.Бунина

«Осенняя мозаика».

И.Суриков

«Белый снег пушистый…»

Сентябрь

Познакомить детей со         стихотворением, отражающим красоту природных явлений. Донести до детей музыкальность и красоту поэтического слова.

Продолжать знакомство с творчеством И.Бунина, отметить красоту стихотворения.

Октябрь

Познакомить детей со стихами разных авторов, сравнить их. Предложить выучить стихотворение на выбор детей.

Познакомить детей со стихотворением, вызвать  у детей эмоциональный отклик на природное явление – первый снег, развивать интонационную выразительность и музыкальный слух.

Ноябрь

Познакомить детей со стихотворением, прочесть его так, чтобы дети представили картину, описанную поэтом. Подчеркнуть контраст природных явлений в разные месяцы осени.

Через стихи, картины, музыку  дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы Бурятии, научить сравнивать отражение  одного и того же природного явления в разных поэтических строках. Закрепить пройденный материал.

Декабрь

Познакомить детей с творчеством Сурикова, его прекрасным стихом, отражающем живописность природного явления – снегопада, понять гармонию окружающего мира, почувствовать себя частицей природы, учить выразительно воспроизводить стихотворение.

Слайды «Осень»

Словарная работа :

Листопад, мозаика

Использование музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь».

Использование сравнения.

Знакомство со стихами на фоне природы.

Рассматривание картин бурятских художников, использование классической музыки, наблюдение за первым снегопадом.

Использование классической музыки -  Свиридов «Метель».

1.Выставка книг И. Бунина.

2. Выставка картин русских и

бурятских художников.

3. Чтение стихов с использованием классической музыки.

Групповая комната украшена осенними поделками из природного материала

(панно, гирлянды из листьев и пр.)

Наблюдение снегопада.

Наблюдение за окружающей природой:

Снег накрыл все деревья, дома, поля.

Рассматривание картин  бурятских художников на тему «Зима».

Д.Хилтухин «Снег»

Д.  Хилтухин

«Облепиха»

С.Есенин

«Белая береза».

«Поет зима, аукает…»

Разучить с детьми стих. Бурятского поэта. Дать сравнительную характеристику со стих. Сурикова «Зима». Донести до детей  ритмичность, музыкальность стих. Д.Хилтухина.

Воспитывать интонационную выразительность, темп речи.

         Январь

Продолжать знакомство с

Творчеством Д.Хилтухина. Дать представление о природе родного края, о ее богатстве и красоте.

Развивать интонационную выразительность.

Разучить с детьми стихотворение. Повысить уровень эстетического восприятия природы на основе  поэтического образа, в частности, березы. Продолжать учить детей  умелому использованию приемов художественной выразительности.

      Февраль

Продолжать знакомство с творчеством С.Есенина.

Разучить с детьми стих., рассказывать его, исполь-зуя различные средства  выразительности: темп, силу голоса и др. Обсудить, как автор передает  настроение природы, воспитывать интерес к природе.

Прохлопывание ритма стиха.

Картины  русских и бурятских художников.

Слайды «Зима».

Целевая прогулка в уголок леса.

Рисование дерева облепихи.

Рассматривание иллюстраций.

Словарная работа (снежною каймою, бахромой, заря).

Целевая прогулка к березе, чтение при непосредственном наблюдении  за березкой.

Рассматривание картины «Зимний лес» с изображением берез.

Пение песен о зиме.

Выставка детских рисунков «Зима».

Чтение стихов детьми.

Введение сказочного персонажа – Снежной Королевы.

Вручение подарков – книг.

Плещеев А. «Весна»

(«Уж тает снег…»)

«Подснежник»

(сборник «Детям» Д.Хилтухин)

В.Петонов

«Цветет багульник».

Я.Аким

«Апрель»

В.Жуковский

«Жаворонок»

          Март

Познакомить детей со стихотворением Плещеева. Учить детей ценить красоту и богатство родной природы. Формировать умение рассказывать стихотворение, соблюдая  правильный темп, интонационную выразительность.

Продолжать знакомство с поэзией Д.Хилтухина .

Вызвать у детей желание разучить стихотворение. Развивать умение рассказывать стих. Выразительно, сохраняя  правильный темп речи, громкость.

           Апрель

Познакомить со стихотворением, окрашенным ярким национальным колоритом. Учить детей воспроизводить стих. Живо, выразительно. Развивать интерес к родной природе.

Совершенствовать умение детей  воспроизводить стих. выразительно, хорошо проговаривая  слова.

             Май

Продолжать знакомить детей с явлениями родной природы через поэтическое слово. Воспитывать у детей эмоциональность, ра-дость от прихода весны.

Наблюдение на прогулке.

Рассматривание слайдов «Весна».

Рассматривание иллюстраций.

Слушание вальса

И.Штрауса «Весенние голоса».

Рассматривание иллюстраций с изображением подснежника.

Использование музыки.

Словарная работа (пушистый побег, хлещет).

Словарная работа( пламя багульника, аил, безбрежная степь).

Слайды «Весна».

Внести в группу веточки вербы.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».

Рассматривание альбома «Птицы Бурятии».

Слайды «Весна».

П.И.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»).

«Весна пришла к нам молодая…»

Создать у детей праздничное настроение от праздника прихода весны. Закрепить ее характерные особенности.

Выставка рисунков старших дошкольников «Весна пришла».

Пение песен о весне.

                                        

                                        Старший возраст

        

Название произведения

        

Цель

Формы, средства, методы, приемы.

Л. Корнакова «Осень»

Познакомить детей с новым стихотворением, отражающим красоту родного края, повысить уровень эстетического восприятия природы на основе поэтических сравнений; вызвать желание  выучить стих, соблюдая правильный темп речи. интонационную выразительность.

Использовать слайды «Природа Бурятии»;

Слушание Чайковский «Времена года»;

Образец

чтения стихотворения воспитателем.

«Люблю бананы»

Познакомить с творчеством современного автора, помочь  понять и запомнить стихотворение Помочь родителям прислушаться к мнению своего ребенка.  Развивать интонационную выразительность, силу голоса.

Использование мнемотаблицы или прорисовывание сюжета на доске

Октябрь

Данри  Хилтухин «Осень»

Сборник «Детям» Бурятское книжное издательствоУлан-Удэ,1969.,с.39.

Продолжать знакомить детей с природой родного края ,используя стихи замечательного бурятского поэта. заучивание стихотворения-задание на дом; сравнить со стихотворением Л. Корнаковой «Осень»

Работа с родителями(Консультация: «Методика заучивания стихотворения»);

Экскурсия в парк совместно с родителями.

В.Н. Орлов «Дом под крышей голубой» стр 529 , хрестоматия №2

Прочесть детям стихотворение познавательного характера, учить беречь родную природу. Вызвать желание выучить наиболее понравившийся отрывок ;продлжать работу над дикцией, темпом, мелодикой  голоса.

Экологические беседы, О.Д. на эту тему.

Ноябрь

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...», Хрестоматия для старшего дошкольного возраста.

Выучить стихотворение великого русского поэта ,дать сравнительный анализ стихов об осени. Работа над интонационной выразительностью, отработкой речевого дыхания.

  Выставка картин местных художников.

Литературные чтения  «Осенины»

Используя  музыку, картины бурятских художников, выставку  устроить праздник чтения стихов об осени.  

Предварительная работа над интонацией.

Выставка картин об осени.

декабрь

Л.В. Корнакова «Декабрь»

Книга «Играют дети», Улан-Удэ Бурятское книжное изд-во»,1986г.

Познакомить с новым стих-м,  несложным ,но содержательным. Отработать интонационную выр-ть, правильный темп речи, жестикуляцию при чтении стиха

Использование слайдов на тему «Зима»

Мнемотаблица

Н. Кнушевицкая «Мандарин»

(Сборник «Стихи»)

Продолжать знакомить детей с авторами современности. Учить грамотно пользоваться средствами вы- разительности.

Беседа «Откуда пришел Новый год?»Познавательная информация о происхождении празднования Нового года

январь        

Владимир Степанов, стих-е «Зимний лес»

«Учебник для малышей»

ООО изд-во «Фламинго»,2006.

Познакомить с творчеством поэта современности В  Степановым. Выучить стихотворение. Развивать умение правильно использовать силу голоса, мелодику, интонацию.

Выставка картин о зиме ;слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года»; прохлопывание  ритма стиха.

«Ох, уж эта пенка»

Выучить стихотворение, выражающее протест детей, просьбу прислушиваться к их мнению,  учить детей умелому использованию приемов художественной выразительности.

Прорисовывание сюжета стиха в процессе ознакомления

Февраль        

Д. Улзытуев, «С Белым месяцем»; .С. Санджаева, О.П  Кушеева,

Учебное пособие по этнокультуре.

Улан-Удэ «Бэлиг»,2011.

 Познакомить детей с новым стихотворением-поздравлением с праздником Белого месяца ,приобщать детей к бурятской культуре,создать положительный  эмоциональный настрой, желание поздравить всех с этим чудесным праздником.

Выступление на утреннике «Сагаалган» с поздравлением, участие  в подготовке и проведении праздника (бурятские игры, танец «Ехор»,пожелания)

«Хочу конфет»

Познакомить с юмористическим произведением, вызвать желание выучить.

Сопровождение текста движениями

        Март

«Колыбельная для мамы»                                      Сборник «Стихи»

Вызвать желание выучить стих , воспитывать уважительное отношение к маме

Мнемотаблица,чтение по частям

Д. Хилтухин «Любим край родной» Бурятское книжное изд-во Улан-Удэ, 1969.: с. 58

Развивать познавательный интерес к родному краю через поэтическое слово. Задание на дом: закрепить знание текста

Использование мнемотаблицы

        Апрель

Л. Корнакова «Сон-трава»

«Играют дети», -Удэ», Бурятское книжное издательство.

Познакомить детей со стихотворением, окрашенным ярким национальным  калоритом, вызвать желание выучить стихотворение, используя средства художественной выразительности.

Рассматривание слайдов «Природа Бурятии»;

Альбом «Цветы», «Лекарственные растения»

Л.Корнакова «Апрель»

Продолжить знакомство с характерными признаками весны родного края; вызвать  желание выучить стих, продолжать формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, с естественными интонациями  читать стих.

Выставка картин о весне ;

экскурсии в природу, прогулки;

слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года»;

        

Цыден Жап Жамбиев «Байкал»

Познакомить с новым стихотворением о Байкале, в  котором поэт ярко и точно передает интересные сведения об этом чудесном озере , его красоте и неповторимости.

Использование картин художников Бурятии; слайды о Байкале;

Литературная викториная детей

 

Доставить детям удовольствие от встречи со стихами ,которые разучивали в течение года,привлечь внимание детей к красоте и неповторимости природы  родного края через поэтическое слово,повысить самооценку и повысить эмоциональный настрой.

Выставка картин художников Бурятии;выставка книг поэтов Бурятии; слайды о природе Бурятии;каждому участнику викторины в подарок книга

        

Литература:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
  2. Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  3. Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
  4.  Панков В. И. Ваши помощники книги.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
  6. Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л

       « Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.

  1. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.

             

Р е ц е н з и я

на программу «Поэзия для дошкольников», составленную воспитателем детского сада № 15 Демидкиной Галиной Михайловной.

      Данная программа нацелена на знакомство детей младшего и среднего дошкольного возраста с фондом детской литературы.

      Ее основой является обогащение эмоциональной жизни ребенка путем ознакомления с поэзией. Работа по этой программе приобщает детей к основам искусства поэзии, воспитывает художественный вкус, поэтический и музыкальный  слух, помогает научить детей умело использовать приемы художественной выразительности, дает знания о родном крае, развивает память, воображение, речь детей.

     В работе представлен перспективный план для младшей и средней групп.

Методика по данной программе предусматривает: ознакомление с материалом курса «Поэзия для дошкольников» на занятиях, в процессе кружковой         работы, где дети  развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство.

      Основными формами кружковой работы являются совместная деятельность педагога и детей, игры – драматизации, беседы, поэтические развлечения,  индивидуальная работа.

     Галина Михайловна в своей работе предлагает в младшем возрасте знакомить детей с малыми фольклорными формами, дополнительно  вводить изучение стихов поэтов родного края. В конце квартала проводится фольклорный праздник.

   Дети среднего возраста изучают творчество отдельных поэтов, а в конце квартала – встречаются со знакомыми литературными героями на «Книжном празднике» или  Литературной викторине.

     Знакомство с поэзией доставляет детям радость от общения со словом. Поэзия – это такая область детского чтения, которая требует особого внимания, уважения и, конечно, грамотного подбора стихов. Все это учтено при составлении данной программы.

    Большое внимание уделяется расширению поэтического репертуара за счет изучения современного классического творчества, а также поэзии родного края. Накопленный опыт помогает Галине Михайловне в экспериментальной работе детского сада по теме «Формирование основ художественной культуры у детей на основе регионального компонента».

    Программа одобрена научным руководителем детского сада Пазниковой Зоей Ивановной, к. п. н., доцентом, зав. кафедрой музыкального и изобразительного искусства БГУ.

  Работа Демидкиной Г.М. апробирована в детском саду № 15 с. Кабанск и рекомендована  в качестве методического пособия воспитателям младших и средних групп________Кобылкина В.Д.

                   Критерии диагностики  техники речи детей  

                                                     

Ф и о

Речев

дыха-ние

Работа

над

голо-сом

Дик-ция

Темп

Мело-дия

Ритм

Инто-нация

Ударе-ние

Тембр

Жела-ние  заучи-вать

Чет-кос-ть

Па-мять

Внятно-сть

         

 Анкета для родителей: «Книга в восприятии Вашего ребенка»

1.В каком возрасте Ваш ребенок сам начал обращать внимание на книги?

2. Что привлекало  ребенка в книгах – собственно чтение или иллюстрации?

3. Происходило ли со временем перераспределение интереса ребенка  - от иллюстраций к содержанию?

4. Как ребенок просит почитать ему? Называет ли он как – нибудь книгу, которую хочет читать, и как именно?

5. Называете ли Вы ребенку авторов книг? Кого именно?

6. Любит ли Ваш ребенок стихи? Каких авторов?         

7.Знает ли Ваш ребенок фамилии  каких –либо поэтов? Если да, то назовите ,каких именно.                

8.В течение какого времени ребенок может слушать  чтение стихов?

9.Есть ли у Вашего ребенка любимая книга? Какая именно?

10.Учите ли Вы дома стихи?  Практикуете ли ознакомление со стихами поэтов Бурятии (Д. Хилтухин, л. Корнакова)

11.Цитирует ли ребенок знакомые стихотворения?

12.Рассказывает ли дома стихи, разученные в детском саду?

13.Опишите интересные, необычные случаи, связанные с восприятием книг Вашим ребенком.

Сергей Есенин…      Поэт, который будет жить вечно в памяти народной.

       Детство и юность провел в родном рязанском селе Константинове. Ему было 17 лет, когда он перебрался в Москву.

       Он воочию видел и нищету деревенской жизни и тяготы сельского труда. Он пишет о пахоте и жатве, но больше всего в его ранних стихах деревенских праздников и гуляний. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «Белый перезвон» берез «со звонами» плачут глухари. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, кадит черемуховый дым. Простая крестьянская изба, родные просторы обретают почти  сказочную красочность:

   

                   Полыхают зори, курятся туманы

                   Над резным окошком занавес багряный

                   Вьются  паутины с золотой повети,

                   Где- то мышь скребется в затворенной клети…

   

        В его стихах обязательно присутствует тайна – тайна краткости, конечности  человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.

      Родная земля дала ему большее – народный взгляд на жизнь, наделили народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались в течение  столетий.  Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. Его первый сборник – «Радуница» - в нем брызжет через край весенняя озорная  радость молодой пробуждающейся жизни.

 

         К 1917 – 18гг. он выдвинулся в число ведущих русских  поэтов.  В своих стихах отражал все революционные события. Больше года он проводит в зарубежной поездке (Германия, Италия,  Франция, США и др.). В этот период возникает замысел «Черного человека» - это трагедия одиночества в людском мире.

          В чистые и нежные тона окрашивается любовная лирика поэта: «Вечер черные брови насопил». «Листья падают…»  Чувство любви воспринимается им как  возрождение, как пробуждение самого прекрасного  в человеке.

   

             

                    Все равно – глаза твои как море,

                      Голубым колышутся огнем.

Или:

 

                       Только б тонко касаться руки

                       И волос твоих цветом в осень

            В каждой строчке – неповторимость чувства, великая красоты любви. Через всю поэзию проходит красота, образ родной природы. Это «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»,  или нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из самых  первых стихов, или о березке:

                           

                        Я навек за туманы и росы

                        Полюбил у березки стан,

                        И ее золотистые косы,

                        И холщовый ее сарафан.

 

          В стихах Есенина и доброта, и любовь к природе, к родному краю, к людям.

        Прочтите детям стихи С.Есенина,

                                       пусть они почувствуют красоту поэзии.

 Рекомендуем стихи:

  • «Белая береза»,
  • «Пороша»,
  • «Край любимый!»,
  • «Вот уж вечер»,
  • «Поет зима – аукает» и др.

            Каждое поколение открывает для себя в Сергее  Есенине  нечто близкое и дорогое, потому что поэзия  рождена любовью к человеку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ПОЭЗИЯ.

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.ПОЭЗИЯ....

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.

Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...

Презентация творчества педагога "Поэзия в рисунках" автор Гаврилова А.А.

В презентации представлен авторский комплект мнемотаблиц "Поэтический Петербург".Это схемы - рисунки, в которых заложена информация об обьектах города сиспользованием поэтического слова....

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ЛУЧШЕ МАМЫ В МИРЕ НЕТ

Наш праздник мы посвящаем нашим дорогим мамам. Сегодня мы будем говорить им слова любви, благодарности и признательности за их заботу, тепло, ласку, которыми они нас окружают с момента нашего рождения...

Картотека поэзии 60 -80 -х гг. ХХ века, современной поэзии для детей

Картотека поэзии 60 -80 -х гг. ХХ века, современной поэзии для детей...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...