Картотека речевых игр
картотека по развитию речи (старшая группа)

Корнева Мария Юрьевна

Данные материал поможет воспитателям и родителям дошкольников в интересной и увлекательной форме поработать над словообразованием, словоизменением, соотнесением частей речи. Речевые игры позволяют  малышам ориентироваться в родном языке, правильно и грамотно формулировать предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 154»

Воспитатель Корнева М.Ю.

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

Игры, направленные на уточнение названий предметов и активизацию в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным

Игра № 1 (Чье платье лучше?)

Цель: формировать умение выделять части предметов одежда и называть их словом.

Игровая задача: помочь куклам помириться

Ход игры: педагог вносит в группу двух кукол из фетра (Катю и Веру) со сменяющейся одеждой.

Рассказ педагога: Куклу Катю и куклу Веру пригласили на День рождения. Куклы стали собираться на день рождения и начали спорить, у кого самое красивое платье. Из-за того что они спорили, Катя и Вера поссорились. Из-за своей ссоры куклы стали плакать. Они так сильно плакали, что стали обе некрасивыми. Ребята, давайте умеем кукол, погладим им платья и поможем помириться (дети имитируют действия вслед за воспитателем). Одежда у кукол перепуталась, и теперь они не знают, кому какое платье принадлежит.

Педагог просит кукол рассказать ребятам о своих платьях. А они обязательно помогут куклам разобраться, где чье платье. Рассказ куклы Кати: У моего платья длинные рукава, оно голубого цвета, у него белый воротник, и два маленьких кармана. Рассказ куклы Веры: Мое платье желтого цвета, у него короткие рукава, зеленые пуговицы, красный воротник и большой карман с цветком. Дети слушают описание платья, вслед за куклами вслух повторяют описание деталей и отыскивают их на платьях.

Игра № 2 (Чья мама?)

Цель: формировать умение называть животных и их детенышей. Игровой материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: Педагог раздает детям картинки с изображением детенышей животных. Взрослый достает из мешочка картинку с животным и задает вопрос: «Чья мама?». Ребенок, у которого на картинке изображен детеныш этого животного, поднимает руку и называет взрослое животное и детеныша. Если ребенок затрудняется назвать животное, ему помогают другие дети.

Игра № 3(Найди игрушку)

Цель: закрепление названий знакомых предметов, активизация словаря.

Ход игры: педагог показывает детям определенное количество игрушек (игрушки могут быть подобраны следующим образом: одна кукла с бантом, другая в шапочке; мячи: большой синий, маленький желтый и т.д.). Дети рассматривают предметы, а после выходят в другую комнату или отворачиваются. Педагог раскладывает игрушки по разным местам. Игроки возвращаются (поворачиваются), перед каждым ставится задача найти определенный предмет: Катя –куклу с бантом, Андрей –большой синий мяч и т.д. После того, как предмет найден, ребенок должен назвать его.

Игра №4 (Помогаем готовить обед).

Цель: Закрепить знание об овощах и фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие овощи и фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «овощи» и «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: муляжи овощей (морковь, капуста, картофель, лук) и фруктов (яблоко, груша), две кастрюли.

Ход игры: педагог раскладывает перед детьми овощи и фрукты, и говорит, что куклы проголодались и хотят приготовить суп и компот, но из чего их готовят, они не знают. Спрашивает: знают ли дети, что кладут в суп, а что в компот. Просит детей назвать предметы, лежащие перед ними, и разделить их на группы. Предлагает помочь куклам приготовить обед: в одну кастрюлю сложить овощи, в другую –фрукты.

Игра №5 (Парные картинки малышам)

Цель: знакомство с окружающим. Закрепление слова и развитие речи. Развитие внимания.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определенное количество разложенных карточек (картинки подбираются исходя из программных задач, стоящих перед педагогом, это могут быть растения, животные, предметы обихода, игрушки и т.д.), ребенок должен подобрать пары картинок по сходству признаков(ведро, кувшин; кукла, машинка), назвать предметы, а затем объяснить свой выбор.

Словесное упражнение «Объясни слово».

Цель: закреплять умение через объяснение узнавать новые слова, описывать их признаки, указать основной вид использования.

Задание: «Я хочу узнать, сколько слов ты знаешь и можешь о них рассказать. Скажи, что такое стол (мяч, зонтик, подушка, гвоздь, лопата и т.д)?»

Словесное упражнение «Отгадай-ка».

Цель: Развивать умение определять предмет по существенным признакам. Педагог загадывает детям загадки о животных, овощах и т.д., называя их существенные признаки. Например: неуклюжий, косолапый, зиму всю сосет он лапу, а когда весна придет станет ждать пчелиный мед. Вы догадались, о ком идет речь? А теперь попробуйте вы описать какой-нибудь предмет так, чтобы я могла догадаться, что вы загадали.

Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи слова –признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным.

Игра №6(Узнай по описанию)

Цель: развивать умение определять и называть словом признаки и качества предметов. Дидактическая задача: учить детей находить предметы в соответствии с заданным образцом. Игровая задача: определить животных по описанию. Игровые правила: определять героя в соответствии с описанием.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что у Мишутки День рождения. И он пригласил гостей. Он будет описывать детям своего друга, а они должны его угадать, если они назовут неправильно, то Мишутка огорчается. На фланелеграфе размещаются фигурки: лисы, зайца, волка, ёжика. Педагог от имени Мишутки описывает гостей: «В пушистой, рыжей шубке, длинным хвостом, очень хитрая» – лиса. «С длинными ушами, коротким хвостом, в белой или серой шубке, очень быстрый и трусливый» –заяц. В серой шубе, зубастый, злой»–волк. «Маленький, быстрый, колючий» – ёж. После усвоения качеств и признаков, можно предложить детям самим описывать героев. А Мишутка будет угадывать, кто идет к нему в гости.

Словесное упражнение «Назови такой же...»

«Я буду называть предметы, а ты будешь называть мне предмет такого же цвета или размера или формы. Например: назови мне предмет такой же круглый как тарелка...; такой же большой как дом...;такой же узкий как ленточка.... и т.д.»

«Словесное упражнение «Назови признаки»

Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных «Скажите, если предмет сделан из железа (бумаги, дерева, снега, стекла и т.д.), то как его можно назвать, какой он?»

Игры, направленные на развитие умения называть

слова –действия (глаголы), связанные с движением, состоянием.

Игра №7 (Кто что умеет делать?)

Цель: расширение глагольного словаря.

Ход игры: на первом этапе педагог называет действие, а детям предлагается назвать как можно больше предметов, которые относятся к этому действию. После того, как дети усвоят данный вариант игры, ход игры изменяется, детям предлагаются предметы или предметные картинки, и ставится задача объединить их в группы относящихся к действию. Речевой материал: Летит...(самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).Плывет...(пароход, лодка, рыба, бревно, утка).Растет...(трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).Ползает...(змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Игра № 8 (Кто что делает?)

Цель: пополнить словарь детей глаголами, обозначающими действия людей.

Ход игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.

Словесное упражнение «Кто что делает?».

Цель: Закреплять умение подбирать слова-действия. Воспитатель: «Сейчас я буду называть вам слова, а вы будете мне называть, действия этого предмета?»

–Метель –метет, а гром –.., ветер –.., а снег –..., дождь –..., а солнце–...

Методические указания: необходимо при каждом ответе задавать наводящие вопросы, например: «Солнце не только греет, что еще оно умеет делать?» Нужно давать детям возможность подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Так же можно проводить данное упражнение наоборот: «Кто летает? Кто ловит мышей? Что светит?» т.д.

Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова.

Игра №9 (Птицы, летите!)

Цель: формировать умение объединять предметы в тематические группы и использовать в речи обобщающие слова.

Игровая задача: освободить птиц и зверей.

Игровые правила: птицы улетают, а звери убегают, только после того как услышат правильный сигнал: «Птицы улетайте!», «Звери, убегайте!»

Ход игры: педагог детям располагает на магнитной доске изображения запертых в клетке птиц и зверей. Рассказ педагога: «Однажды Мальвина с Пьеро гуляли по лесу (располагает изображения персонажей) и увидели две клетки: в одной сидели птицы (синица, воробей, снегирь), а в другой звери (волк, лиса и медведь), они догадались, что это злой Карабас-Барабас запер животных. Мальвина и Пьеро хотят спасти обитателей клетки, но не знают, как к ним обратиться, нужно назвать их одним словом. Дети, должны назвать обитателей клетки обобщающим словом (синицу, снегиря, воробья–«птицы»;волка, медведя и лису –«звери») и определить, кому нужно сказать: «Бегите!», а кому –«Летите!». Пока Карабас-Барабас не вернулся, нужно всех выпустить на волю. Если дети назвали персонажей правильно обобщенным словом, то птицы улетают, звери убегают. Детям показывают соответствующую картинку. В завершении игры между детьми распределяют роли (птицы, звери), для игры в обитателей клетки. Мальвина и Пьеро играют с детьми, называют обобщающие слова, дети делятся на группы в соответствии с ролью.

Игра №10 (Новоселье)

Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова. Дидактическая задача: помочь разобрать вещи кукле Даше и Медвежонку.

Игровые правила: разложить вещи по местам: посуду на полку для посуды; одежду в шкаф; обувь на обувную полку.

Ход игры: педагог размещает на фланелеграфе фигурки куклы Даши и Мишутки и говорит, что кукла Даша и Мишутка переезжают в новый дом. Машина подъехала к новому дому и нужно разгружать вещи. Перед детьми посудный шкаф, платяной шкаф, полка для обуви. Мишутка все время ошибается и расставляет вещи не правильно. Дети помогают игрушкам распределить привезенные вещи по группам: одежда –платье, кофта, куртка; посуда –кружка, стакан, тарелка; обувь –сапоги, сандалии, туфли.

Игра № 11 (Четвертый лишний).

Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова. Для игры используют четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Педагог раскладывает картинки перед ребенком и просит определить, какие картинки подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Наборы картинок могут быть разнообразными, например: стакан, тарелка, кружка и груша; заяц, медведь, ёж и утка; рубашка, платье, брюки и береза. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, педагог задает ему наводящие вопросы или просит назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Игра № 12 (Назови одним словом)

Цель: закреплять в речи обобщающие слова.

Ход игры: педагог размещает на фланелеграфе предметы одной тематической группы: посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки и т.д. Дети проговаривают название предметов, когда выложены все предметы, педагог просит назвать предметы одним словом.

Словесное упражнение «Игра в слова»

Цель: Закреплять умение подбирать имена существительные к обобщающему слову. «Назовите мне слова обозначающие: игрушки; овощи; фрукты; мебель, одежда и т.д.»

Игры, направленные на развитие умения сравнивать и называть парные противоположные признаки предметов.

Игра №13 (Противоположности)

Цель: закреплять в речи слова парные противоположные признаки предметов.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком изображения предметов и задает вопросы, например: «Слон какой? (большой), мышь какая? (маленькая)», «Посмотри, этот мальчик какой? (грязный), а этот мальчик?(чистый)». После педагог раскладывает картинки и предлагает распределить их по парам, подбирая противоположное значение.

Словесное упражнение «Сравни предметы»

Цель: Закреплять умение называть слова с противоположным значением. Детям предлагается сравнить различные предметы по разным признакам, например: по вкусу, цвету, размеру и т.д.

 Словесное упражнение «Слова-неприятели» (упражнение на закрепление антонимов). 

Детям дается следующая инструкция: сейчас я буду называть слова, а вы мне будете говорить слова, как можно сказать наоборот. Примеры слов: сухой, горячий, тонкий, острый, темный, чистый, быстро, далеко, высоко, поздно и т.д.

 

Игры для развития навыков словообразования.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

§   Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

§   Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

§   Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

3. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее…

Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия
детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.

— Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)

4. Игра«Назвать животных парами».

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

— Кто это? (Белка)

— А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)

5. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинки «Лиса и лисята».

Сначала дети вспоминают название одного детеныши.

— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

— А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

6. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»

На доске картинка по сказке «Три медведя».

— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

— Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.

— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)

7. Игра «Два брата ИК и ИЩ».

— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.

Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

8. Изменить слово по аналогии.

а) виноград — виноградина, горох — ...

свинья — ... жемчуг— ..

баран — ... картофель — ...

теленок — ... лед — ...

б) бусы — бусинка, дождь — ...

пыль — ... снег— ...

дождь — ... песок — ...

изюм — ... пух —

9. Добавить похожее слово.

Утренник, ночник ...

говядина, виноградина ...

дупло, весло ...

ножищи, ручищи ...

10. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Далее логопед задает вопрос:

— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?

При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

11. Игра «Как назвать того, кто...?»

Логопед предлагает детям назвать того, кто ...

— Кто на паровозе ездит? (Машинист)

— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

— Кто песни сочиняет? (Композитор)

— Кто играет на рояле? (Пианист)

— Кто все ломает? (Хулиган)

— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

— Кто такой полководец?

— Кто главнее: маршал или полководец?

12.Игра «Покажи, что я назову». Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, чётко выделяя суффикс -ИК-, объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, — ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-. Материал: куст – кустик, сад – садик, стол – столик, корабль – кораблик, мяч – мячик, арбуз – арбузик; шкаф – шкафчик, стул – стульчик, помидор – помидорчик, карман – карманчик, банан – бананчик; лента – ленточка, юбка – юбочка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, яблоко – яблочко, ёлка – ёлочка, снежинка – снежиночка; чашка – чашечка, ложка – ложечка, кружка – кружечка, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка; зеркало – зеркальце, дерево – деревцо.

13.Игра «Угадай» Логопед раздаёт детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

14.Игра «Услышь ласковое слово» Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОК- (-ЁК-) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, ели они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-, -ОНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-. Материал: лес – лесок, снег – снежок, гриб – грибок, сапог – сапожок, огонь — огонёк; берёза- берёзка, шуба – шубка, капля – капелька, ягода – ягодка, машина – машинка, туфля – туфелька; берёза – берёзонька; лиса – лисичка, вода – водичка; зима – зимушка, зерно – зёрнышко, перо – пёрышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко, бревно – брёвнышко, солнце – солнышко; вода – водица, каша – кашица, кожа – кожица, масло – маслице, кресло – креслице, платье – платьице; пальто – пальтецо.

15.Игра «Ласково – неласково». Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

16.Игра «Назови ласково». Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и поэтому её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т.д.)

17. Игра «Волшебник». Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета. Картинки с изображением объектов: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, карман, лента, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, дерево, зеркало.

18.Игра«Дюймовочка». На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые её окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка – маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие. Материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

19.Игра «Два медведя». Детям демонстрируются два медведя – большой и маленький – и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение. Образец ответа: Большой медведь живёт в доме. Маленький медведь живёт в домике. Материал: У большого медведя … У маленького медведя … Большой медведь надел … Маленький медведь надел … Большой медведь взял … Маленький медведь взял … Большой медведь собрал … Маленький медведь собрал … Большой медведь испёк … Маленький медведь испёк ….…

20.Игра «Покажи, кого я назову». Перед ребёнком размещают картинки с изображением пар животного и его детёныша. Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОНОК- (-ЁНОК-), объясняя, что «волшебная часть» с -ОНОК- (-ЁНОК-) превращает животное в его детёныша. Затем логопед называет пары слов и предлагает детям определить, где изображены детёныши, а где – их родители. волк – волчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок.

21.Игра «Кто у кого?» В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей. Вначале логопед задаёт детям загадку про животного: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. Кто это? (Белка) А как называют детёныша белки? (Бельчонок) Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Для этого вам надо вспомнить детёнышей животных». Логопед называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детёнышей животных (лисёнок, котёнок и др.) Логопед: «Послушайте ещё раз названия детёнышей животных и скажите, что слышится в конце всех этих слов. Какая общая часть в этих словах? (-ОНОК-; -ЁНОК-) А у каких животных названия детёнышей отличается от названий взрослых животных?» (корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, собака – щенок) «Волшебник». Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением животного, превратить его в детёныша, правильно назвав слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируют картинку с изображением детёныша животного. Картинки: тигр, волк, медведь, заяц, лев.

22.Игра «В зоопарке». На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какое животное (детёныши) живут в зоопарке. Образец ответа: Здесь живут слон и слонёнок. Картинки: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, волк – волчонок, медведь – медвежонок,, заяц – зайчонок, лев – львёнок.

23.Игра «Покажи, что я назову». Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом – домище) и объясняя детям, что «волшебная часть с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой – обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-. Картинки: дом – домище, нос – носище, кот – котище, усы – усищи, комар – комарище, куст – кустище, помидор – помидорище, волк – волчище; дом – домина, нос – носина.

24.Игра «Узнай, о чём я говорю». Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обычный, и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорил – о большом или нет. «Волшебник». Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшебной части» -ИЩ- или -ИН-. Назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, ему демонстрируется картинка с изображением соответствующего предмета. Картинки: дом, нос, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

25.Игра «Комарик и слон». Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком. Материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

26.Игра «Поймай мяч». Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- и -ИЩ-. Образец ответа: маленький дом – домик; большой дом – домище. Материал: маленький комар, маленький куст, большие усы, большой куст, маленький ковёр, большая лапа, маленький винт, большой помидор, маленький глаз, большая нога, маленькая рука.

27.Игра «Большой – маленький». Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям подобрать к ним как можно больше слов. Образец ответа: большой – носище, домина, усищи …; маленький – мячик, стульчик, домик …

28.Игра «Цепочка». Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу. Образец ответа: человек – человечек – человечище. Материал: кулак – … – … нос – … – … голос – … – … нога – … – … рука – … – … сапог – … – … волос – … – … усы – … – … глаза – … – …

«Лишнее слово». Логопед называет детям ряд слов и предлагает определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Материал: избушка – садик – крылечко – деревцо – окно – дворик – скамеечка – дверца; ручка – ножка – глазик – щёчки – ножища – лобик – садик; волчище – домище – глазищи – ротик – ручищи — носище.

29.Игра «Ждём гостей». Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата – салатница. Материал: посуда для супа, посуда для хлеба, посуда для соуса, посуда для сливок, посуда для масла, посуда для конфет, посуда для сухарей.

30.Игра «Сложное слово». Логопед читает стихотворение Е. Измайлова и предлагает детям назвать встретившееся в нём сложное слово.

Жил да был на свете пар.

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Пар из чайников струился,

Над кастрюльками клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ход.

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход.

 В паре ходят пар и ход.

Так и жили пар и ход. (пароход)

 Назвав сложное слово, дети объясняют, из каких слов оно получилось.

31.Игра «Придумай одно слово вместо двух». Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово. Образец ответа: снег падает – снегопад. Материал: звёзды падают – … , листья падают – … , лёд колет – … , рыбу ловит – … , пчёл разводит – … , лес рубит – …, книги любит – … , сам летает – … , пешком ходит – … , сок выжимает – … , пыль сосёт – … , трубу чистит – … , сам сваливает – … , мышей ловит – … , сам катит – … , трубы укладывает – … , возит с помощью электричества – … , сам ходит– … В случае затруднения логопед называет слово, дети его повторяют.

32.Игра «Создай новое слово». Логопед называет существительное и прилагательное и предлагает детям по образцу «создать» новое слово. Образец ответа: чёрные глаза – черноглазый. Материал: голубые глаза – … , зелёные глаза – … , длинный нос – … , широкий лоб – … , острый ум – … , большие глаза – … , карие глаза – … , тонкие брови – … , белые зубы – … , короткий хвост– … .

33.Игра «Похожие слова». Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены; сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Педагог объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со словом «сад» («садик» – маленький сад, «садовые цветы» – те, которые растут в саду, «садовник» – человек, который ухаживает за садовыми растениями). Затем логопед читает стихотворение «Как растут слова» Е. Измайлова.

Как-то много лет назад

 Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

 Разрастаться стало вскоре

 И плоды нам принесло –

 Стало много новых слов.

Вот из сада Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот и садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно.

 Гулять в саду словесном.

После прочтения стихотворения детям даётся задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируется сюжетные картинки. Материал: Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нём мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

34.Игра «Назови лишнее слово». Логопед произносит группу из трёх слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. Материал: нос – носовой – носить; вода – водить – водный; белка – белый – белить; ножной – ножевой – ножик; вина – виноватый – виноград; измученный – мучной – замучить; распарывать – распарить – парилка; пылинка – запылать – запылить; растоптать – топот – растопить.

35.Игра «Подбери слова-родственники». Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы: Что нарисовано на картинке? (лес) Как можно назвать маленький лес? (лесок) Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные) Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник) Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (лесовик) Затем логопед называет слова «лес», «лесок», «лесные», «лесник», «лесовик» и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов. Материал: игра – игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть; ночь – ночка, ночной, ноченька, ночник, ночевать; печь – печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город – городок, городской, городовой, пригород; ягода – ягодка, ягодный, ягодник; лёд – ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

36.Игра «Назови родственные слова». Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребёнок, возвращая мяч, называет родственное слово. Материал: кот … (котик, котёнок, котище, кошка, котята, кошачий, кошечка); лиса … (лисёнок, лисий, лисонька); сад … (садик, садовый, садовник, посадить, посадки); соль … (солёный, посолить, соленья); лес … (лесок, лесной, лесник); вода … (водный, подводный, водовоз, водяной).

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла, вешает — повесила, умывается — умылся, рисует — нарисовал,

одевается — оделся, прячется — спрятался, гладит — погладила, стирает — постирала, рисует — нарисовал, пишет — написал, поливает — полил, ловит — поймал, чинит — починил, красит — покрасил, рубил — срубил, догоняет — догнал,

убирает — убрал, строит — построил.

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается. Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

входит — выходит,

подлетает — отлетает,

подходит — отходит,

влетает — вылетает,

переходит — перебегает,

наливает — выливает,

залезает — слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку...(влетает),

из клетки...(вылетает),

через дорогу...(переходит),

от дерева...(отходит),

к дому...(подъезжает),

в стакан...(наливает),

из стакана...(выливает),

на дерево...(влезает),

с дерева...(слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Переходит — перебегает

Наливает — выливает

Подходит — подбегает; подходит — уходит

Подлетает — отлетает

6.«Выполни инструкцию». Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции. Материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.

7.Игра «Покажи картинку». Логопед называет слова, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал: входит – выходит, влетает – вылетает, подходит – отходит, подливает и отплывает, подъезжает – отъезжает – съезжает, залезает – слезает. На наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов и людей. Логопед произносит предложение и предлагает детям показать соответствующую картинку. Материал: Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома. Птица влетает в клетку. Птица вылетает из клетки. Бабушка подходит к внуку. Бабушка отходит от внука. Мальчик приходит в магазин. Мальчик уходит из магазина. Машина съезжает с камня. Машина наезжает на камень. Утки подплывают к берегу. Утки отплывают от берега. ― в экспрессивной речи: Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

8.Игра «Найди общую часть в словах». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор. Материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

9.Игра «Найди лишнее слово». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

10.Игра «Назови слова». Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, .

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

1. Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Начало формы


Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий,.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий.

Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

2.Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

3.Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист,

лист осины — ...

лист березы — ...

лист клена — ...

лист липы — ...

лист яблони — ...

лист рябины — ...

лист смородины — ...

шишка сосны — ...

шишка ели — ...

сережка ольхи — ...

4.Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла — стеклянный,

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,

ваза из хрусталя — хрустальная,

чашка из фарфора — фарфоровая,

платье из шелка — шелковое,

коробка из картона — картонная,

шарф из шерсти — шерстяной,

булка из пшеницы — пшеничная,

хлеб из ржи — ржаной,

варенье из вишни — вишневое,

дорога из песка — песчаная,

сумка из кожи — кожаная,

мяч из резины — резиновый,

шуба из меха — меховая,

крыша из соломы — соломенная,

игрушка из пластмассы — пластмассовая,

шарик из пластилина — пластилиновый,

труба из кирпича — кирпичная,

подушка из пуха — пуховая,

одеяло из ваты — ватное,

салфетка из бумаги — бумажная,

сарафан из ситца — ситцевый,

кувшин из глины — глиняный,

погреб из камня — каменный,

шинель из сукна — суконная.

5. Сравните предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Дерево высокое, а башня еще ...

Куст низкий, а трава еще ...

Клен толстый, а дуб еще ...

Рябина тонкая, а камыш еще ...

Шар легкий, а пушинка еще ...

Сумка тяжелая, а чемодан еще ...

Диван мягкий, а подушка еще ...

Дерево твердое, а железо еще ...

Лед прозрачный, а стекло еще ...

Лента узкая, а нитка еще ...

Шнурок длинный, а нитка еще ...

Линейка короткая, а карандаш еще ...

Волк большой, а медведь еще ...

Олень высокий, а жираф еще ...

Медведь тяжелый, а слон еще ...

6.Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще ...

Осенью холодно, а зимой еще ...

В пальто тепло, а в шубе еще ...

Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

Весной птицы поют звона, а летом еще ...

Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

7.Игра «Доскажи слово». Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом. Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький. Платок синий, и шарфик … (синенький). Цветок красный, и цветочек … (красненький).  Яблоко сладкое, и яблочко … (сладенькое). Солнце тёплое, и солнышко … (тёпленькое).  Кот пушистый, и котёнок (пушистенький).  Дом низкий, и избушка… (низенькая). Морковь вкусная, и морковочка … (вкусненькая). Пояс короткий, и ленточка … (коротенькая).  Берёза тонкая, и берёзка … (тоненькая). Девочка красивая, и куколка … (красивенькая).

8.Игра «Назови ласково». Логопед называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образец ответа: умный – умненький. Материал: белый, рыжий, пушистый, красивый, сладкий, хороший, синий, старый, добрый, тёплый.

9.Игра «Подумай и назови». Логопед предлагает детям дать словами правильные определения. Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задаётся вопрос «какая?» («какой?») Материал: Если на улице холод, то день … Если на улице шум, то улица … Если человеку сопутствует удача, то человек … Если у человека талант, то человек … Если весь день идёт дождь, то день … Если корова приносит людям пользу, то корова …

10.Игра «Назови правильно». Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос. Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный. Материал: Как назвать борца за силу? … Как назвать песню, если она вызывает тоску? … Как назвать ворону за крик? … Как назвать клоуна, если он вызывает смех? … Как назвать фильм, если он вызывает скуку? … Как назвать мальчика за драку? … Как сказать про носок, если он с дыркой? … Как назвать девочку, если у неё кудри? … Как назвать человека, если он делает людям добро? … Как назвать человека, если он делает людям зло? … Как назвать лежебоку за лень? … Как назвать книгу, если она вызывает печаль? …

11.Игра«Помоги Незнайке». Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок. ― в импрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс предложение, содержащее неправильное слово. ― в экспрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если он услышит предложение, содержащее неправильное слово, называет  правильный вариант. Материал: По лесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица. На улице льёт силовой дождь. Сегодня чудесный морозновый день. Мальчик не хочет есть холодный суп. Мальчик вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Я услышал очень тоскливую песню. На опушку выскочил трусостный заяц. Во дворе жил очень драчливый мальчик.

12.Игра в лото «Что из чего сделано?» Детям раздаются карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, «стакан из стекла». Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «какой?» (стеклянный стакан), а затем закрывает картинку фишкой. Речевой материал: стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шёлка – шёлковое, шарф из шерсти – шерстяной, мяч из резины – резиновый, игрушка из пластмассы – пластмассовая, пальто из кожи – кожаное.

13.Игра «Мастера-умельцы». Логопед предлагает детям побыть мастерами и изготовить предметы из разного материала. Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготовлять. Образец ответа: косынка из шёлка – шёлковая косынка. Материал: платок из пуха – пуховый платок, шкаф из дуба – дубовый шкаф, стол из берёзы – берёзовый стол, шуба из меха – меховая шуба, суп из гороха – гороховый суп, ваза из фарфора – фарфоровая ваза, сапоги из резины – резиновые сапоги, игрушки из пластмассы – пластмассовые игрушки, варенье из вишни – вишнёвое варенье, платье из ситца – ситцевое платье, одеяло из ваты – ватное одеяло, сковорода из чугуна – чугунная сковорода, коробка из картона – картонная коробка, печь из кирпича – кирпичная печь, бокал из хрусталя – хрустальный бокал, папка из бумаги – бумажная папка, хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб, ком из снега – снежный ком, повидло из яблок – яблочное повидло. Сумка из кожи – кожаная сумка, свитер из шерсти – шерстяной свитер, костюм из льна – льняной костюм, кольцо из серебра – серебряное кольцо, дом из дерева – деревянный дом, стакан из стекла – стеклянный стакан, солдатик из олова – оловянный солдатик, крыша из соломы – соломенная крыша.

14.Игра «Повар». Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед. Образец ответа: грибы – грибной суп. Материал: лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья.

15.Игра «Подумай и составь сочетание из слов». Логопед предлагает детям составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме. Образец ответа: зима и месяц – зимний месяц. Материал: осень и дождь … лето и отдых … утро и ветерок … май и праздник … море и берег … зима и лес … ночь и патруль … библиотека и книга … больница и халат … день и сон … берег и охрана … март и капель …

16.Игра «Помоги Незнайке». Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок. ― в импрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс словосочетание, звучащее неправильно. ― в экспрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, называет верный вариант. Материал: пухная подушка, капустовый суп, зимний день, снеговой ком, дубовая бочка, мехная шуба, бумажный змей, черниковое варенье, соломная крыша, морская рыба. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно быть образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный вариант ответа. Образец ответа: На улице льёт осень дождь – На улице льёт осенний дождь. Материал: Папа купил сыну футбол мяч. Наступил первый лето день. Над домом летит воздух шар. В вазе стоят поле цветы. Повар сварил яблоки компот. Дети слепили снег бабу. Мама приготовила овощи салат.

Логопед рассказывает сказку: «Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оборвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Давайте и мы им поможем. Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?» Вот на сосне висит серенький, пушистый хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенёчке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей этот хвостик? (Мышиный). Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады». Затем логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты домашних животных: хвост собаки – собачий, хвост кошки – кошачий, хвост коровы – коровий, хвост лошади – лошадиный, хвост быка – бычий, хвост козы – козий, хвост овцы – овечий, хвост барана – бараний.

17.Игра «Угадай, кто хозяин». На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?») Образец ответа: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка. Материал: платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.

18.Игра «Доктор Айболит». Логопед рассказывает детям о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и предлагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит. Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб. Материал: лисий зуб, медвежий зуб, олений зуб, беличий зуб, заячий зуб. «Прятки». Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагает угадать, кто играет в прятки. Образец ответа: Это лисья голова – лиса играет в прятки. Материал: голова – рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья; хвост – рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

19.Игра «Рассеянный ученик». Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, всё перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т.д. Детям демонстрируются картинки-нелепицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки. Образец ответа: Это волк, у него хвост заячий, в должен быть волчий. Материал: хвост – козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова – козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище – козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье. «Чей дом?» Логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос «чей дом?» Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

20.Игра «У кого какая шуба?» Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба? Образец ответа: у волка волчья шуба. Материал: лисья шуба, заячья шуба, медвежья шуба, беличья шуба, оленья шуба, волчья шуба.

21.Игра «Помоги Незнайке». Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок. ― в импрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс словосочетание, звучащее неправильно. ― в экспрессивной речи: Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, называет верный вариант. Материал: папиновая газета, мамино пальто, тётин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвежье ухо, птичин клюв, беличье дупло.

22.Игра «Чья голова?» На наборном полотне располагаются картинки с изображением животных (птиц) и их голов. Логопед, указывая на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова. Материал: лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.

23.Игра «Назови правильно листья». На наборном полотне располагаются картинки с изображением деревьев и листьев. Логопед предлагает одним словом назвать лист каждого дерева. Образец ответа: лист дуба – дубовый. Материал: ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, берёзовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение  слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.

  1. Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори:  утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».

  1. Игра «Чего не стало». 

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). 

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. 

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

  1. Игра «Телефон».  

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. 

Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

  1. Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». 

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются картинки.  

Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

  1. Игра «Кто, чем рисует (работает)?»  

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

  1. Игра ««О чем расскажешь?» 

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

  1. Игра «Жадина»  

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. 

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

  1. Игра «Кто, что делал вчера?» 

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)  

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

  1. Игра «Вместе делать веселей». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?). 

Инструкция:  «Вместе делать веселей»  Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

  1. Игра «Дай задание игрушкам». 

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. 

Инструкция:  «Дай задание игрушкам» Спать - спи! (Лети, танцуй, рисуй).

  1. Игра «Какие это вещи?». 

Грамматическая категория:  Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). 

Инструкция:  «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.

Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что   грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...