Сценарий совместной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «На поиск молодильных яблок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ахмадиева Гульфия Раифовна

Сценарий совместной ОД на тему "На поиск молодильных яблок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Сценарий

совместной образовательной деятельности

по речевому развитию

в подготовительной к школе группе

на тему:  «На поиск молодильных яблок»

                                   

     

                                                                          Составила:

воспитатель МАДОУ №87                                                                          

                                                                                  Ахмадиева Г.Р.

                                                                                       

г.Нижнекамск

2023г.

Дата

28.04.2023г.

Тема

«На поиск молодильных яблок»

Программа

«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Возраст

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Количество детей

18

Место проведения

Групповая комната

Направление

Речевое развитие

Интегрируемые образовательные области

Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, этнокультурный компонент

Вид

Интегрированный

Тип

Закрепление ранее приобретенных знаний

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей - рассказ с обсуждением

Цель

Обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки детей

Программное содержание

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к школе, усидчивость доброту, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью.

Развивающие задачи:

Развивать способность к словообразованию.

Продолжать развивать умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением.

Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Продолжать развивать интерес детей к  художественной литературе.

Способствовать умению работать в небольших группах, в парах, индивидуально, оценивать свой результат работы, формировать фонематический слух, развивать логическое мышление детей.

Развивать связную речь детей; расширять, уточнять и активизировать их словарь.

Обучающие задачи:

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

Формировать умение понимать  значение фразеологизмов русского языка.

Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «потому что», «чтобы».

Совершенствовать развивать фонематический слух: определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Актуализировать умение разгадывать простейшие ребусы; упражнять выделять первый звук в слове.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать предпосылки учебной деятельности.

Словарная работа

Пассивный словарь: мнемотаблица, отвести глаз, дух захватило.

Активный словарь: семя, росток, рассвет, молодильные яблочки.

Методические  приемы

Словесные: беседа, напоминание, вопросы, рассказ, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание - поощрение, индивидуальные ответы детей.

Наглядные:  наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: самостоятельная деятельность детей, работа с мнемотаблицей, карточками с заданиями, дидактическое упражнение,  дидактическая игра, нетрадиционное рисование.

Игровой: использование сюрпризных моментов, выполнение игровых действий, физкультминутка.

Планируемый результат

Ориентировано на разностороннее развитие дошкольников, формированию интеллектуальных и личностных качеств детей в ходе освоения образовательных областей.

Оборудование

мультимедийный проектор (ноутбук), экран; мольберт, указка, магнитная доска.

Материал

Демонстрационный: презентации по содержанию ОД: «Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского  «Яблоко и рассвет»,   дидактическая игра - ребусы «Прочитай слово по первым буквам», «Молодильные яблочки» 2 вазы в виде яблока, задания, флешка, мнемотаблица для составления рассказов «Как растёт живое?», «Расскажи-ка о фрукте», буквы слова ШКОЛА, магнитики синего, зелёного и красного цвета, часть картинки для составления пересказа рассказа В.А.Сухомлинского  «Яблоко и рассвет» (черно-белый вариант), задания с картинками мальчика и девочки .

Раздаточный: индивидуальные карточки с заданиями, пенал с  квадратами синего, зелёного и красного цвета на каждого ребенка, фишки синего, зелёного и красного цвета, картинки яблок  красного, жёлтого и зеленого цвета, дидактическая игра «Определи место звука в слове», половина листа белого картона с шаблонами яблок, кисти  для клея, клей ПВА, цветная соль крупная, клеёнки, салфетки, изображение дерева, угощение - пастила.

Предшествующая работа

Создание презентации, подбор оборудования.

Предварительная работа

Дидактические игры, работа с мнемотаблицами, чтение рассказа В.А.Сухомлинского  «Яблоко и рассвет»,  чтение и составление слов; разгадывание ребусов.

Индивидуальная работа

 С Наилем - закрепление понятия «рассвет»; с Димой -  пересказ рассказа; с Сабиной - подбор прилагательных к слову «Яблоко».

Структура и длительность

      I.Вводная часть -  3мин

1. Организационный момент - эмоциональный настрой на занятие. «Необычное яблоко с посланием».

2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми (игровая)

     II.Основная часть -   24м.

1.Мнемотаблица.

   1 подгруппа - «Составь рассказ о фрукте»

   2 подгруппа - «Как растет живое?»

2.Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

а)Дидактическое упражнение «Объясни смысл выражения» (разбор фразеологических оборотов)

б) Словесная игра «Яблоко, какое оно?»

3.Дидактическая игра «Определить место звука в слове»

4.Физкультминутка «Поменяйтесь местами те, у кого …»

5.Дидактическая  игра - ребусы «Прочитай слово по первым буквам»

6.Словесная игра  «Сложные слова»

7.Дидактическое  упражнение «Заблудившиеся буквы»

8.Дидактическое упражнение «Дополни начатое предложение»

9.Показ презентации «Молодильные яблочки»

10.Нетрадиционное рисование цветной солью «Молодильные яблочки»

    III.Заключительная часть - 3мин

1. Рефлексия «Яблоня»

2.Домашнее задание

3.Итог.

Организация детей

Вводная часть - сидя на ковре.

Основная часть - стоя за столами; сидя в кругу на подушках.

Заключительная часть - сидя в кругу на подушках.

Ход ОД:

I. Вводная часть.

Организационный момент

«Необычное яблоко

с посланием»

II.Основная часть.

  1. Мнемотаблица.

1 подгруппа -

«Составь рассказ

о фрукте»

2 подгруппа -

«Как растет живое?»

  1. Пересказ рассказа

В.А.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

а) Дидактическое  упражнение

«Объясни смысл выражения»

 ( разбор фразеологических оборотов)

б) Словесная игра

«Яблоко, какое оно?»

3.Дидактическая игра «Определить место звука

в слове»

4.Физкультминутка «Поменяйтесь местами те,

у кого …»

5.Дидактическая  игра - ребусы

«Прочитай слово

 по первым буквам»

6.Словесная игра

«Сложные слова»

7. Дидактическое  упражнение

 «Заблудившиеся буквы»

8. Дидактическое  упражнение

 «Дополни начатое предложение»

9.Показ презентации «Молодильные яблочки»

10.Нетрадиционное рисование

 цветной солью

«Молодильные яблочки»

III. Заключительная часть.

1.Рефлексия «Яблоня»

2.Домашнее задание

3.Итог.

    -Ребята, сегодня в нашей группе присутствуют гости. Давайте расскажем им, что интересного сегодня утром произошло.

 «Сегодня утром, когда мы выходили на улицу, на гимнастику, на нашем участке нашли необычное яблоко с посланием».

    -Ребята, но прежде чем прочитать, что в ней написано мне стало интересно, кто же  прислал это яблоко? Как вы думаете? Что может быть в ней? (Дети называют самые разные предложения). Хотите узнать, что лежит внутри? (Да)  

  -Давайте прочитаем, что написано в послании. (Воспитатель читает письмо.) «Здравствуйте дорогие ребята! Мы - ребята первоклассники, хотим поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. Для этого вам нужно многое знать и многому научиться.  Мы знаем, что вы хотите вырасти умными и смекалистыми. Ребята, а вы слышали, что за семью морями, за семью долами есть сказочная страна и растёт там волшебное дерево. На этом дереве раз в году вырастают молодильные яблочки. Называют их молодильными, потому что, кто съест это яблочко, тот сразу же становится сильным, смелым, любознательным, умным, находчивым и внимательным. А сегодня, ребята, как раз тот самый день, когда на волшебном дереве поспели аппетитные, ароматные, сладкие яблочки.

     А чтобы увидеть волшебное дерево, где вырастают молодильные яблочки, вам необходимо выполнить задания, которые спрятаны внутри этого волшебного яблока. Желаем удачи!»

     -Ребята, кто значит нам прислал это яблоко? (Дети первоклассники) Да, всё ясно, письмо нам прислали ребята первоклассники, которые ушли из нашего детского сада в том году.

     -Ребята, а вы хотите увидеть это волшебное дерево, где вырастают молодильные яблочки? Тогда открываем это необычное яблоко.

   -Для того, чтобы открыть волшебное яблоко я приглашаю девочку со светлыми длинными волосами. Как думаете, кто это? (Ясмина).

 Правильно, Ясмина, подойди, пожалуйста,  вытащи задание под №1.

  1. Яблоко с заданием. (Задание выполняется по подгруппам, возле

доски).

Мнемотаблица.1 подгруппе -   «Составь рассказ о фрукте»  

«Яблоко  - это фрукт. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко растет в саду. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, из него варят варенье, готовят вкусный сок, компот, пастилу, пекут сладкий пирог».

Ребята, кто вспомнил, как будет «яблоко» на татарском языке? («Алма»)

  1. подгруппе - «Как растет живое?»

-Посмотрите на схему, как дерево растет (семя - росток - деревце - взрослое дерево)

«Для того чтобы выросло дерево возьмем семя и посадим его в землю.  Чтобы семя взошло, надо его полить.

Пройдет время и появится росток.

Со временем из ростка вырастает деревце.

Потом деревце превращается в взрослое дерево»

 - Надеюсь, мы  с этим заданием справились. Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №2 я приглашаю  мальчика, который носит очки. Как думаете, кто это? (Амир). Правильно, Амир, подойди,

пожалуйста,  вытащи задание  под №2.

  2. Часть картинки из рассказа В.А.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (черно-белый вариант) (Задание выполняется на экране). Показ презентации «Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского  «Яблоко и рассвет».

- Ребята, вспомните, пожалуйста, из какого рассказа это картина? (В.А.Сухомлинского  «Яблоко и рассвет»).

- А что такое рассвет, Наиль, как ты думаешь? (Это время перед восходом солнца, начало утра).

Почему-то она черно-белая.

   Пересказ рассказа Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

-Сейчас я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Александрович Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».

   «Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

       А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

   Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

  Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

- Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, - сказал дедушка.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу еще раз увидеть рассвет».

а) Дидактическое  упражнение «Объясни смысл выражения» ( разбор фразеологических оборотов)

 - Не мог отвести глаз  - долго смотрел, любовался когда так говорят? (Когда видят что-то красивое или удивительное)

- Не мог одолеть - не мог победить, побороть когда так говорят? (Когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

- Собрался с силами, когда так говорят? (Накопил сил, заставил, решился что - то сделать)

- Дух захватило - стало трудно дышать, когда так говорят?  (Когда человек испытывает  какие-то сильные эмоции: это могут быть и страх, восторг, удивление, восхищение).

- Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов. Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»

- Я думаю, что первый пункт плана  надо назвать: «В саду у дедушки Корнея». У кого еще есть другие варианты? Чей вариант вам понравился больше?

- А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа как можно назвать? («Мечта Миши»).

- Третий пункт плана  как назовем? («Миша победил лень»).

- Четвертый часть назовем «Взошла утренняя звезда».

 - План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

   Пересказ детьми рассказа. Я вызываю для пересказа, а тот приглашает сверстника.

б) Словесная игра «Яблоко, какое оно?»

- Ребята, а  какие яблоки встречались вам? ( по размеру, запаху, цвету, вкусу)

По размеру - большое, маленькое, огромное.

По цвету - белое, желтое, красное, розовое, зеленое.

По вкусу - сладкое, кислое, сочное, нежное.

По запаху - душистое, ароматное.

- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

- Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №3 я приглашаю  девочку с двумя косичками. Как думаете, кто это? (Сабина). Правильно, Сабина, подойди, пожалуйста,  вытащи задание  под №3.

3.Дидактическая игра  «Определить место звука в слове». (Задание выполняется за столами)

   - Ребята, вам нужно определить, где находится определенный звук в словах (в начале, в середине или в конце), и поставить фишку в соответствующее деление (Взаимопроверка).

 -  Вижу, что всё уже сделано, и я, предлагаю вам немного отдохнуть! Выходите в круг, давайте поиграем.

4.Физкультминутка «Поменяйтесь местами те, у кого …»

- Поменяйтесь местами те, у кого имена начинаются на звуки «Н»; ...кто любит яблоко;…светлые волосы; …темные глаза; …синие джинсы; …есть домашние животные; …есть братья или сестры; …у родителей есть машина; …кто занимается спортом; …кто увлекается рисованием; …кто занимается музыкой; …кто любит рыбалку и т. д.

- Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №4 я приглашаю  самую молчаливую девочку в нашей группе. Как думаете, кто это? (Аиша). Правильно, Аиша, подойди, пожалуйста,  вытащи задание под №4.

5.  Дидактическая  игра - ребусы «Прочитай слово по первым буквам» (Задание выполняется на экране по подгруппам мальчиков и девочек). Показ презентации д/и «Прочитай слово по первым буквам».

- Ребята, вам предлагается прочитать слово по первым буквам  названий картинок (банан, птица, груша, лодка, шапка, кукла, жираф, ручка, весна, кошка) 

- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №5 я приглашаю  мальчика в синих джинсах. Как думаете, кто это? (Камиль). Правильно, Камиль, подойди, пожалуйста,  вытащи задание под №5.

6. Словесная игра «Сложные слова» (Задание выполняется на ковре)

- Дети прислали для вас вот такую головоломку, называется «Сложные слова» - нужно образовать новые слова.

Мяч из резины - резиновый мяч.

Кораблик из бумаги - бумажный кораблик.

Стул из дерева - деревянный стул.

Шарф из шерсти - шерстяной шарф.

Сапоги из резины - резиновые сапоги.

Игрушка из пластмассы - пластмассовая игрушка.

Шуба из меха - меховая шуба.

Яд змеи - змеиный яд.

Стакан из стекла - стеклянный стакан.

Шлем из железа - железный  шлем.

Посуда из пластика - пластиковая посуда.

Машина, которая варит кофе - кофеварка.

Машина, которая рубит мясо - мясорубка.

Машина, которая ходит по луне - луноход.

Сам летает - самолет.

Ходит везде - вездеход.

Рыбу ловит - рыболов.

Пешком проходит - пешеход.

Пчёл разводит - пчеловод.

Сад разводит - садовод.

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

- Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №6 я приглашаю  девочку-смуглянку. Как думаете, кто это? (Каролина) Каролина, вытащи задание  под №6.

7. Дидактическое  упражнение «Заблудившиеся буквы» (Задание выполняет один ребенок на доске. Потом остальные делают звуковой анализ слова ШКОЛА за столами).

- Ребята, дети первоклассники отправили нам буквы. Нам необходимо из этих букв составить одно слово. Какие буквы заблудились, назовите их?(А, К, О, Ш, Л). Какое  слово получилось? (ШКОЛА). А что такое школа? (Это страна знаний)

-Предлагаю вам пройти за столы и составить звуковой анализ слова ШКОЛА.

- Для того, чтобы достать из волшебного яблока задание под №7 я приглашаю  мальчика, которого посещает секцию хоккея. Как думаете, кто это? (Никита). Никита, вытащи задание  под №7.

8.Картинка мальчика и девочки. Дидактическое  упражнение «Дополни начатое предложение» (Задание выполняется на ковре, по подгруппе мальчиков  и девочек).

- Ребята, в этом задании необходимо закончить предложение, с союзом потому что (мальчики), с союзом чтобы (девочки)

• Мама отругала сына, потому что….

• Мальчик решил переодеться, … .

• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

• Мальчик быстро бежал к школе… .

• У Саши заболели глаза … .

• Бабушка выключила телевизор … .

• Мама заплакала … .

• Гости громко рассмеялись … .

• Мама открыла окно … .

• Петя громко вскрикнул … .

• Машины резко затормозили … .

• Дети сели в лодку, чтобы …

• Мама надела нарядное платье …

• Катя подняла с земли птенчика …

• Дедушка поставил в огороде пугало …

• Папа купил цветы …

• Лена размахивала руками …

• Водитель открыл багажник автомобиля …

• Мама подошла к телефону …

• Марина открыла окно …

-Ну что, ребята мы с вами справились со всеми заданиями.  На дне волшебного яблочка лежит флешка. Как думаете, для чего нам эту флешку прислали. (Можем увидеть волшебное дерево с молодильными яблоками в картинках).  

9.Показ презентации «Молодильные яблочки».

-А мы можем с вами нарисовать свое молодильное  яблоко. Но рисовать мы будем необычным способом, а с помощью чего, кто догадается? (С помощью цветной солью).  Проходите, присаживайтесь за столы.    9. 10.Нетрадиционное рисование цветной солью «Молодильные яблочки» (на шаблоне).

- Наносим клей ПВА и засыпаем рисунок солью. Цвета выбираете сами. Даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли и оставляем до полного высыхания.

 - Ребята, посмотрите внимательно, вы ничего странного не замечаете? (Дети находят вазу в виде яблока с сюрпризом).

- Здесь ещё записка от наших школьников: «Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили вкусняшки, которые сделаны именно из молодильных яблок. Пора подкрепиться, да и гостей угостить!  

Кто съест эту пастилу - с сегодняшнего дня садик и школу не пропускает.

На вопросы все правильно отвечает.

Будет здорово жить, петь, плясать и веселиться.

Здоровье укреплять, и никогда не унывать.

Ждём вас в школе».

III. Заключительная часть.

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Рефлексия «Яблоня».

Ребята, посмотрите на это дерево яблоньку. Почему-то на ней нет ни одного яблочка. Давайте мы с вами создадим в группе своё молодильное дерево. Каждое яблоко имеет свой определенный цвет: красный - мне все понравилось, все сделал правильно, желтый - встретились трудности, зеленый - мне не понравилось и было много ошибок. Предлагаю вам сейчас выбрать себе яблоко, кому все понравилось, и было легко выполнять задания возьмет себе красное яблоко, кому было сложно, и он затруднялся выполнять задания, выберет себе желтое яблоко, кому не понравилось наше занятие возьмет себе зеленое яблоко. Мне очень  понравилось, как вы сегодня работали на занятии и поэтому я приклеплю на яблоню яблоко красного цвета. (Каждый ребенок наряжает дерево яблоками соответствующего цвета). 

- Какое задание было самым сложным? Какое интересным? Чем вы поделитесь со своими родителями?

Домашнее задание.

-Предлагаю вам на выходные вместе с родителями узнать больше информации о молодильных яблоках. Непример, в каких сказках встречаются, какие легенды ходят про молодильные яблочки, какие есть ещё чудодейственные свойства этих яблок и т.д. После выходных мы с вами обязательно выслушаем друг друга.

 Желаю вам удачи, настойчивости, терпения. Спасибо вам большое. На этом наше занятие закончилось.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Итоговая НОД "На поиск молодильных яблок" для детей 6-7 лет

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки в течение 2018-2019 учебного года.Задачи:Образовательные:- формировать предпосылки учебной деятельности;- закреплять умение решать...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»Тема: «В поисках сокровищ»

Сценарий непрерывной образовательной деятельности  «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ-РТВ для подгруппы детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) с общим н...

Сценарий совместной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Весенние цветы»

Занятия по английскому строятся по принципу крепости, которую дети с каждым годом достраивают, опираясь на имеющиеся знания, постоянно повторяя пройденный материал....

Квест - игра "В поисках молодильных яблок"

quot;Квест - игра" современная игровая технология обучения дошкольников. Играя, у детей повышается двигательная активность, мотивация к познанию и исследованию....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Чебурашка в поисках весны».

Цель: Создание условий для формирования умения составлять связный рассказ с помощью мнемосхем. Расширение и систематизация представлений детей о весне. ...