Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»Тема: «В поисках сокровищ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Валентина Анатольевна Тучина

Сценарий непрерывной образовательной деятельности  «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ-РТВ для подгруппы детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) с общим недоразвитием речи  в условиях логопедического пункта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poisk_sokrovishch_gotovyy_moy1.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сценарий

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

с использованием технологии ТРИЗ-РТВ

для подгруппы детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

с общим недоразвитием речи  в условиях логопедического пункта

Тема: «В поисках сокровищ»

Подготовила: Тучина В.А. ,

учитель-логопед

1 квалификационной категории

                                                                               

г. Энгельс

2019

Конспект подгрупповой логопедической НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ

Учитель-логопед Тучина В.А.  

Возраст детей: 6-7 лет

Тема НОД:  « В поисках сокровищ»

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Задачи:

1. Коррекционо-образовательные задачи: закреплять словарь детей по теме «Дом и его части»;  учить связно, последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец; развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;

2.Коррекционо-развивающие задачи: развивать связную речь, внимание, память; развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве; развивать координацию движений, мелкую моторику рук; развивать логическое мышление;

3.Коррекционо-воспитательные задачи: воспитывать эстетические качества; учить выслушивать высказывания товарищей; формировать умение работать в команде.

Виды детской деятельности:

____эксперимент____________________________________________________________________________________________________________________

Формы реализации детских видов деятельности:

______опыты и эксперименты с воздухом, с водой__________________________________________________________________________________________________________________

Формы организации:

__________________________________________________________

Оборудование: ПК, проектор, экран, дома из разных материалов, лейка, вентилятор, конверты с разрезными картинками, мяч, модули, книга, медали.

_________________________________________________________

Материалы:

Содержание(ход) НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть (создание благоприятного климата, постановка проблемы)

Здравствуйте, ребята!
Посмотрите в окно, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный светлый или солнечный?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно?
Надо улыбнуться.
А ещё, чтобы у нас настроение сохранялось в течение дня, поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Будем называть имя соседа в ласковой форме и передавать друг другу колокольчик.

А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!», а значит пожелали здоровья.  

Ребята, нам пришло видеосообщение от нашего доброго друга. Присаживайтесь!


 Видео: «Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. Желаю удачи».
- Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?

Дети здороваются!
Ответы детей




-Здравствуй, Дашенька! Дин-дон-дон!
-Здравствуй, Лизонька!Дин-дон-дон!
- Здравствуй,Пашенька! Дин-дон-дон! И т. д.



























Да

2.Основная часть

В конверте находится карта. (Приложение 1)

Посмотрите по карте, в каком уголке группы находится первое задание.

 

Слушайте первое задание домового: «Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание -правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить».

Игра «Назови, какой дом»

- Дети, из чего можно построить дом?

(Игра с мячом « Назови какой дом» (Дети встали)
Если дом построен из кирпича, он какой?
Из соломы?
Из дерева?
Из камня?
Из бетона?
Из глины?

Изо льда?

Из бумаги?


(Буква
«К» на полу, это наверно за правильные ответы).


Посмотрите, на столе стоят 3 дома. ( Приложение 2)

Из какого материала сделаны эти дома?
Как вы думаете, какой из этих домов самый прочный? Надежный?
Почему?

А почему вы считаете, что бумажный дом менее надёжный?
А соломенный дом надежный?
Почему?
А мы можем проверить какой дом прочнее?
( опыт)
Мы польём все дома водой, как будто идёт дождь. Что произошло? Посмотрите внимательно!




Теперь подуем на эти дома, представим, что подул сильный ветер.
Что произошло?

Так какой же мы сделаем вывод, какой? Домик самый прочный  и самый надёжный?

Конечно, вы правы, молодцы!

 Посмотрите, а в самом прочном доме кажется что-то лежит, это ещё одна буква «Н».


 Смотрим на карту. В какой части группы находится второе задание?

Слушайте задание Домовёнка: «Ребята, я знаю, что вы очень любите играть, а я люблю строить дома. Вот вам фото моего дома.( Приложение 3)

 Посмотрите внимательно, запомните и постройте точно такой же, помогут вам в этом модули. (элементы ТРИЗ: из частей целое по образцу по памяти).

Обратите внимание на то,  как расположены модули, какого цвета каждая часть дома. Начинайте строить!
Молодцы! В конверте еще одна буква
«И»

Смотрим на карту, где же следующее задание?

Слушайте внимательно задание: «Вы очень находчивые ребята! Откройте конверты и соберите разрезную картинку.

( Приложение 4)

 Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом

Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нём, в нём.


Открывайте конверты, выполняйте задание.
Что у вас получилось?
А из каких частей состоит дом?

Игра «Для того, чтобы» (по картине «Части дома» Приложение 5)
Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.
Двери дому нужны для того, чтобы…
Окна дому нужны для того, чтобы…
Стены дому нужны для того, чтобы…
Труба дому нужна для того, чтобы…
Балкон дому нужен для того, чтобы…
Лифт дому нужен, для того чтобы …


Педагог: Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву
«Г» 

Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту.

Задание. «Ребята, вы все живете в разных домах: высоких и низких, кирпичных и деревянных.

Я высылаю таблицу, по которой предлагаю рассказать про свой дом. Задание не простое, но я уверен, что вы справитесь».
Игра «Расскажи про свой дом» Составление рассказа по мнемотаблице. (
с помощью признаков по  ТРИЗ Приложение 6)
(Перед началом игры вспоминаем, что обозначает каждый символ.)

Вот мы и выполнили последнее задание Домовёнка и получили  букву «А».  

 
Ой, кажется на ноутбук пришло сообщение, посмотрим что там?
«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ.» 
В ней можно найти ответы на многие вопросы.
Скажите мне пожалуйста, где в вашей группе можно найти книги?
Пойдёмте посмотрим в книжном уголке и найдём сокровище - Новую книгу. А ещё здесь  вам медали «За выполнение особо важного задания».

Ребенок отправляйся на поиски.











Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.
- Кирпичный.
-Соломенный.
- Деревянный.
-Каменный.
- Бетонный.

-Глиняный.
- Ледяной.
- Бумажный.
Ответы детей
.



Из бумаги, из камня, из соломы

Самый прочный дом каменный
Потому что камень не пропускает воду, не гнётся, не ломается, ветром не сдуть, потому что он тяжёлый.

Потому что бумага разваливается, горит, пропускает воду, лёгкая, мнётся.

Нет, солома ломается, лёгкая, пропускает воду.

Да

Бумажный домик намок, пропускает воду, соломенный домик тоже намок, внутри сырой, каменный домик сухой, вода внутрь не прошла.

Вывод: из всех материалов только камень водонепроницаемый.

Бумажный домик и соломенный домик разлетелись, а каменный домик остался на месте.

Вывод: камень тяжёлый, бумага и солома– лёгкие.

Самый прочный каменный домик, потому что не ломается, не пропускает воду, не сдувается ветром. А бумажный и соломенный домик не надёжные, потому что могут промокнуть, их может сдуть ветер и их можно сломать.


Ребенок отправляется на поиски. Находит конверт и возвращается на свое место.


Дети строят дом из модулей.




Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.




(Постукиваем кулачком правой руки
по расправленной ладони левой руки.) (То же движение, но меняем руки.) (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
(Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
У нас получился дом.


Из крыши, стен, окон, дверей, трубы...

Дверь нужна для того, чтобы можно было зайти и выйти из дома.
Окна нужны для того, чтобы в доме было светло. 
Стены дома нужны для защиты дома.
Труба нужна для того, чтобы воздух спокойно поступал и удалял газы.
Балкон нужен дому для того, чтобы сушить бельё, проветривать дом.
Лифт нужен дому для быстрого перемещения людей и грузов в доме.

Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место

Дети составляют рассказы

Дети составляют слово «Книга»

В книжном уголке
Дети находят новую книгу- энциклопедию.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Дети, чем мы занимались? А зачем мы выполняли эти задания? О чём говорили? Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?


Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у русской народной сказке» в средней группе

Программные задачи:Образовательные задачи:     -  продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;     - учить детей отгадывать загадки, построенн...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Как зимуют лесные звери»

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»  Тема: «Как зимуют  лесные звери» ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области«Познавательное развитие» Тема: «Ознакомление с числом 3»

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области«Познавательное развитие» Тема: «Ознакомление с числом 3»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (индивидуальный) образовательная область «Речевое развитие» тема «Мишка в гости к нам пришел»

Конспект непрерывной образовательной деятельности (индивидуальный) образовательная область «Речевое развитие»тема «Мишка в гости к нам пришел»...