Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа) "Признаки осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дергачева Анна Борисовна

Цель: учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осени и ее приметах
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • продолжать учить ребят составлять предложения по образцу и с опорой на картинку;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

развивающие:

  • развивать интерес детей к выполнению заданий;
  • развивать внимание, память.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

коррекционные:

  • развитие плавного выдоха
  • координации речи с движением

 

Методические приемы:

1.Словесные- вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений.

2.Наглядные- рассматривание иллюстраций, показ.

3.Практические- дидактические игры и упражнения.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, разучивание стихов об осени.

Организация детей:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Оборудование:

  • Доска
  • Раздаточные индивидуальные карточки с картинками
  • Мяч
  • Письмо с осенней иллюстрацией
  • Осенние листочки.

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей. А как обычно приветствуют гостей? (дети здороваются). Давайте поприветствуем друг друга еще и улыбкой!

Присаживайтесь на стульчики.

2.Сюрпризный момент.

Дети к нам в группу пришло необычное письмо, чтобы оно открылось надо разгадать загадку- «Пришла без красок и без кисти, разукрасила все листья. Птиц к югу я отправила, зонты всех взять заставила. Я прячусь среди сосен, зовут меня все….». (Дети- осень). Правильно (распечатываю письмо), внимательно посмотрите на иллюстрацию.

3. Задание.

По каким признакам можно определить, что наступила осень?

Дети:

  • Листья на деревьях пожелтели.
  • Небо хмурое.
  • Улетают птицы.
  • Нет солнца на небе.
  • Лужи на дорожках.
  • Идет дождь.

Поднимите руку кто из вас любит осень. А почему расскажите, какая для вас осень?

3а. Игра «Какая осень». Правило надо сказать только одно слово, нельзя повторяться.

Волшебная

Яркая

Дождливая

Хмурая

Золотая

Холодная

Грустная

Печальная

Красивая

3б. Игра «Небылицы» за столом или на ковре.

  • Осенью часто идут дожди.
  • Птицы прилетают с южных стран.
  • На улице тает снег.
  • В лесу много грибов и ягод.
  • Медведи просыпаются после спячки.
  • Люди купаются и загорают на солнце.
  • Облетают листья, деревья стоят голые.
  • Желтеет и вянет трава и цветы.
  • Животные готовятся к зиме.

      4. Игра с мячом.

А теперь вставайте на ковер в круг, поиграем с мячом. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду дарить вам осенние листья.

  • Листья осенью (что делают) Листья осенью желтеют и опадают.
  • Дождь осенью (что делает)-Дождь осенью моросит, идет.
  • Солнце осенью (что делает)- Солнце осенью прячется за тучами.
  • С урожаем осенью (что делают)- Урожай осенью убирают, собирают.
  • Деревья осенью (что делают)- Деревья осенью теряют, роняют листья.
  • Звери осенью (что делают)- Звери осенью меняют шубки, готовятся к зиме.
  • Птицы осенью (что делают)- Птицы осенью улетают в теплые края.
  • Вода в реке осенью (что делает)- Вода в реке осенью замерзает.
  • Дети осенью (что делают)- Дети осенью идут в садик и школу.

4.2. Упражнение «Осенние листочки».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Дети, встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам. Немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется 3-4 раза по команде. Следить чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи.

5. Упражнение «Осенью».

Координация речи с движением. Совершенствовать умение прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить высоко поднимая колени.

Приглашаю детей на ковер. Встаньте лицом в круг и выполните упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи                   поднимаются на носочки, поднимают вверх

 

                                                                         Перекрещенные руки         

Начал капать дождь колючий         прыгают на носочках, держат руки на  поясе     

 

Долго дождик будет плакать            

 

Разведет повсюду слякоть                приседают руки на поясе

 

Грязь и лужи на дороге                     идут по кругу, высоко

Поднимай повыше ноги.                  поднимают колени

6.Дети присаживайтесь на свои места. Перед вами лежат карточки. Вам нужно сказать полным предложением что у вас  изображено. Правило- в каждом предложении должно быть полным. Пример- наступила осень.

Вопросы-подсказки для тех кто затрудняется ответить.

  • Какое небо осенью?
  • Часто ли идут дожди?
  • Как часто на небе появляется солнце?
  • Как выглядят растения? (деревья, трава, цветы)
  • Чего много в лесу осенью?
  • Что убирают люди из садов и полей осенью?
  • Что происходит в жизни птиц?
  • Что происходит в жизни диких животных?
  • Куда идут дети? Что начинается осенью?

Дети отвечают. Вы отлично справились с заданием.

7.Сейчас я расскажу вам об осени по этим картинкам, слушайте внимательно.( может сделать презентацию?)

Рассказ.

Наступила осень. Часто небо покрыто тяжелыми темными тучами, идет холодный моросящий дождь. Солнце редко выглядывает из-за туч. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. В лесу в это время много грибов. Люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. Дикие животные готовятся к зимовке или к спячке. Осенью дети идут в школу, начинается новый учебный год.

8. Ребята я предлагаю построиться по номерам, указанным на ваших карточках в полукруг. Каждый скажет свое предложение и у нас получится целый рассказ про осень. Дети строятся в полукруг перед гостями.

У меня карточка номер один, я начинаю наш рассказ: «Наступила осень», дети продолжают.

Отлично. Ребята вам понравился наш совместный рассказ?  В завершении занятия предлагаю разместить наши карточки по порядку на доске, чтобы дети, которых не было сегодня с нами тоже могли рассказать об осени, используя полные предложения. Но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними (дети говорят до свидания и до новых встреч).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района

Город Санкт-Петербург

Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа).

«Признаки осени».

Выполнила воспитатель – Дергачева А.Б.

Цель: учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осени и ее приметах
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • продолжать учить ребят составлять предложения по образцу и с опорой на картинку;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

развивающие:

  • развивать интерес детей к выполнению заданий;
  • развивать внимание, память.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

корекционные:

  • развитие плавного выдоха
  • координации речи с движением

Методические приемы:

1.Словесные- вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений.

2.Наглядные- рассматривание иллюстраций, показ.

3.Практические- дидактические игры и упражнения.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, разучивание стихов об осени.

Организация детей:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Оборудование:

  • Доска
  • Раздаточные индивидуальные карточки с картинками
  • Мяч
  • Письмо с осенней иллюстрацией
  • Осенние листочки.

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей. А как обычно приветствуют гостей? (дети здороваются). Давайте поприветствуем друг друга еще и улыбкой!

Присаживайтесь на стульчики.

2.Сюрпризный момент.

Дети к нам в группу пришло необычное письмо, чтобы оно открылось надо разгадать загадку- «Пришла без красок и без кисти, разукрасила все листья. Птиц к югу я отправила, зонты всех взять заставила. Я прячусь среди сосен, зовут меня все….». (Дети- осень). Правильно (распечатываю письмо), внимательно посмотрите на иллюстрацию.

3. Задание.

По каким признакам можно определить, что наступила осень?

Дети:

  • Листья на деревьях пожелтели.
  • Небо хмурое.
  • Улетают птицы.
  • Нет солнца на небе.
  • Лужи на дорожках.
  • Идет дождь.

Поднимите руку кто из вас любит осень. А почему расскажите, какая для вас осень?

3а. Игра «Какая осень». Правило надо сказать только одно слово, нельзя повторяться.

Волшебная

Яркая

Дождливая

Хмурая

Золотая

Холодная

Грустная

Печальная

Красивая

3б. Игра «Небылицы» за столом или на ковре.

  • Осенью часто идут дожди.
  • Птицы прилетают с южных стран.
  • На улице тает снег.
  • В лесу много грибов и ягод.
  • Медведи просыпаются после спячки.
  • Люди купаются и загорают на солнце.
  • Облетают листья, деревья стоят голые.
  • Желтеет и вянет трава и цветы.
  • Животные готовятся к зиме.

      4. Игра с мячом.

А теперь вставайте на ковер в круг, поиграем с мячом. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду дарить вам осенние листья.

  • Листья осенью (что делают) Листья осенью желтеют и опадают.
  • Дождь осенью (что делает)-Дождь осенью моросит, идет.
  • Солнце осенью (что делает)- Солнце осенью прячется за тучами.
  • С урожаем осенью (что делают)- Урожай осенью убирают, собирают.
  • Деревья осенью (что делают)- Деревья осенью теряют, роняют листья.
  • Звери осенью (что делают)- Звери осенью меняют шубки, готовятся к зиме.
  • Птицы осенью (что делают)- Птицы осенью улетают в теплые края.
  • Вода в реке осенью (что делает)- Вода в реке осенью замерзает.
  • Дети осенью (что делают)- Дети осенью идут в садик и школу.

4.2. Упражнение «Осенние листочки».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Дети, встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам. Немного отодвиньте ее от лица.Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется 3-4 раза по команде. Следить чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи.

5. Упражнение «Осенью».

Координация речи с движением. Совершенствовать умение прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить высоко поднимая колени.

Приглашаю детей на ковер. Встаньте лицом в круг и выполните упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи                   поднимаются на носочки, поднимают вверх

                                                                         Перекрещенные руки            

Начал капать дождь колючий         прыгают на носочках, держат руки на  поясе      

Долго дождик будет плакать            

Разведет повсюду слякоть                приседают руки на поясе

Грязь и лужи на дороге                     идут по кругу, высоко

Поднимай повыше ноги.                  поднимают колени

6.Дети присаживайтесь на свои места. Перед вами лежат карточки. Вам нужно сказать полным предложением что у вас  изображено. Правило- в каждом предложении должно быть полным. Пример- наступила осень.

Вопросы-подсказки для тех кто затрудняется ответить.

  • Какое небо осенью?
  • Часто ли идут дожди?
  • Как часто на небе появляется солнце?
  • Как выглядят растения? (деревья, трава, цветы)
  • Чего много в лесу осенью?
  • Что убирают люди из садов и полей осенью?
  • Что происходит в жизни птиц?
  • Что происходит в жизни диких животных?
  • Куда идут дети? Что начинается осенью?

Дети отвечают. Вы отлично справились с заданием.

7.Сейчас я расскажу вам об осени по этим картинкам, слушайте внимательно.( может сделать презентацию?)

Рассказ.

Наступила осень. Часто небо покрыто тяжелыми темными тучами, идет холодный моросящий дождь. Солнце редко выглядывает из-за туч. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. В лесу в это время много грибов. Люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. Дикие животные готовятся к зимовке или к спячке. Осенью дети идут в школу, начинается новый учебный год.

8. Ребята я предлагаю построиться по номерам, указанным на ваших карточках в полукруг. Каждый скажет свое предложение и у нас получится целый рассказ про осень. Дети строятся в полукруг перед гостями.

У меня карточка номер один, я начинаю наш рассказ: «Наступила осень», дети продолжают.

Отлично. Ребята вам понравился наш совместный рассказ?  В завершении занятия предлагаю разместить наши карточки по порядку на доске, чтобы дети, которых не было сегодня с нами тоже могли рассказать об осени, используя полные предложения. Но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними (дети говорят до свидания и до новых встреч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (2019 г.)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе " Осень в гости к нам пришла "

Конспект занятия в младшей группе  " Осень в гости к нам пришла "...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...

Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Приключение Маши в осеннем лесу"

В этом занятии дети помогают Маше, которая должна выполнить задания медведя.Дети в игровой форме совершенствуют грамматический строй речи....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие осеннего листочка»

Цель: Обучение детей связной монологической речи через придумывание сказки.Задачи:Образовательная:-Формировать навык умения составлять сказку по плану, предложенному воспитателем.-Упражнять дете...