Конспект занятия по речевому развитию старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сидуганова Светлана Георгиевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 «Речевое развитие»

 (приобщение детей к художественной литературе)

в старшей группе.

 Тема: «Путешествие в сказочный лес».

Программные задачи:
Образовательные
• Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о
произведениях русских писателей.
* Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с
определенным цветом.
* Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Равивающие
* Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок
появления героев в сказках.
* Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к
существительному.
* Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать
согласованно.
* Развивать сенсорные чувства.
Воспитательные
* Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному
творчеству.
* Закреплять умение ориентироваться в добре и эле.
Оборудование:
Сундук, конверт с письмом, цветик-семицветик, лепесточки цветика-семицветика, игрушка лисы, иллюстрации к сказкам, подарки детям, портрет К.И Чуковского.

Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал. Встают полукругом

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, посмотрите сколько добрых глаз смотрят на нас.

Рады видеть мы гостей?

Улыбнитесь поскорей!

А теперь давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)


Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Кому же оно адресовано? (читает). Детям старшей группы. Это вам! Сейчас я его прочитаю:
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус!
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке
(шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик-семицветик
Быстро соберём.
Веточки березы
(качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят!
(кланяются)
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)                          

Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать!
(хлопают в ладоши).
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик.. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета?
Дети: Желтый
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет?
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Какая бывает осень? Что делают люди осенью в огороде?
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай.
Воспитатель: посмотрите, какая иллюстрация? Что на ней изображено? Может быть сказка?
Дети: Сказка «Репка».
Воспитатель: Кто из героев изображен на картинке?
Дети: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.(дети выстраивают сказочных героев по порядку)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток

Дети: ПО ЛЕСНОЙ ТРОПИНКЕ В СКАЗКУ МЫ ПОЙДЁМ (речевая игра под музыку)
Воспитатель: Какого цвета лепесток следующий?.
Дети: Синего цвета.
(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет ).Обратить внимание детей на выставку.

Воспитатель: Ребята! Чей портрет вы видите? – (Корнея Ивановича Чуковского). Какие сказки Чуковского вы знаете?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

МОЙДОДЫР»

-. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи?

Дети: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)        

Воспитатель:- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топору – то, топоры

Так и сыплются с горы                                    

Испугалася коза,

Растопырила глаза  

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Воспитатель: Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке...А ну может вы знаете, в какой сказке?

Дети:: («МОЙДОДЫР»)

 «Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,                                      

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

Воспитатель: Вот сколько сказок Чуковского мы знаем

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вот вам и синий лепесточек.

Дети: По лесной тропинке(дети под музыку ищут следующий лепесток)
Воспитатель: Скажите, какого цвета лепесток?
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет?
Дети: Рыжий.
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?                                           

Дети: Сказки «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и другие.
Дети, а какая лисичка в сказках? Как ее можно охарактеризовать?

Дети: Хитрая, ловкая, умелая, обаятельная…

Воспитатель:. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.

Дети под музыку ищут следующий лепесток

Какого цвета этот лепесточек?
Дети: Зеленого цвета. Воспитатель: Ребята, что у меня в руках?

-Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

-Значит это... русская народная сказка.

-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву»).

-А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает…)

-Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю - вершки, себе -корешки

-А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

-Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

Воспитатель: Вот ребята вам зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!

Дети под музыку ищут следующий лепесток

Какого цвета лепесток следующий?
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: Поиграем в игру
«Подбери слово». В этой сказке (показ):
1. Баба Яга злая, а Машенька (добрая).
2. Волк доверчивый, а лиса (хитрая).
3.  Собака и медведь трусливые, а петух (смелый).
4. Теремок маленький, а Медведь (большой).
5.
 Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная).
 Сказки вы все отгадали
И сравнения назвали
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.

Дети под музыку ищут следующий лепесток

Воспитатель: Ребята, какого цвета лепесток следующий?
Дети:  черного цвета.
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — добро или зло?
Дети: Зло
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой -затопаете.
-Он чемпион по кровожадности,
Он рекордсмен по беспощадности.
Он страх наводит на детей,                                  топаем ногами
Он злой разбойник... (Бармалей).
- Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый... (доктор Айболит).                                  Хлопаем в ладоши
- Белая у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!» гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Карабас).                          Топаем ногами
- Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
Всюду нос суёт он длинный.                                        Хлопаем в ладоши
Кто же это? (Буратино)
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток

Дети под музыку ищут следующий лепесток

Какого цвета этот лепесток?

Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро о маленькой девочке, в имени которой есть красный цвет.
Дети: Красная Шапочка.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Назови сказку» и поможем Красной Шапочке назвать сказочных героев. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится —назовём сказочных героев. (песенка Красной Шапочки)
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей.

(Дети получают подарки). Сюрприз

Воспитатель:  А теперь, ребята, возвращаемся в д/сад.

По лесной тропинке в садик мы пойдем,

Топая, ногами быстро мы дойдем

Воспитатель: Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Буратино

- добрыми, как Доктор Айболит

- обаятельными, как Красная Шапочка

- трудолюбивыми, как Мужик в сказке "Вершки  корешки»

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, спасибо нашим гостям.

(Выход детей из зала под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА...

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа) Тема: Заучивание стихотворения А.Т. Твардовского «Осень»

Учить детей запоминать стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки....

Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа) Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу».

Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана....

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа.) «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная… »....

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.

Вашему вниманию предлагается план - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.   Тема занятия: Изготовлени...

Занятия по речевому развитию старшая группа

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения. Цель: Оказать значитель...

Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа) "Признаки осени"

Цель: учить составлять по образцу простые и сложные предложения.Задачи:образовательные:уточнить и расширить знания детей об осени и ее приметахактивизировать словарь детей по теме занятия;продолжать у...