Перспективный план по развитию речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Росянова Ирина Ивановна
  1.  

IY неделя:

 

«Любимые игры и игрушки».

 

 

«Мои любимые игрушки»

 

Уметь составлять описательный рассказ об игрушках.

 

Формировать умение составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана.                                                                                         Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими признаки формы, величины, цветных оттенков, твердости, относительные признаки                         ( по материалу, по назначению)                                                                                             Развивать умение наблюдать и выделять характерные признаки игрушек. Воспитывать береженое отношение к игрушкам.

26.09

 

     ОКТЯБРЬ «Осень»

 

  1.  

I неделя: 

 

«Осенняя карусель»

 

 

 

Составление описательного рассказа «Осень»

Уметь составлять описательный рассказ об осени с опорой на мнемо -таблицу.

Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.                                                                                                                            Развивать внимание, память, мышление, связную речь у детей.                                           Обобщать и систематизировать словарный запас по теме.                                           Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Развивать интерес к совместному выполнению познавательных заданий. Воспитывать навыки сотрудничества.

 

03.10

  1.  

II неделя:

 

 «Хлеб».

 

 «Хлеб всему голова»

Уметь применять навыки связной речи, составлять коллективный рассказ на заданную тему

 

Учить правильно использовать в речи грамматические формы, изменять слова в роде, числе, падеже. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Развивать умение изменять темп речи. Развивать  мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение, связную речь детей, умение  составлять предложения. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих. Активизировать словарь детей..         Закреплять знания детей, что хлеб –ценнейший продукт питания

 

10.10

  1.  

III неделя:

 

«Дары осени: грибы, ягоды, овощи, фрукты»

 

 

Рассказ по картинкам «Собираем урожай»

 

Уметь составлять рассказ по картине на выбор.

                                                                                                                                                   Продолжать формировать представления и знания детей об осени (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень), , закреплять названия осенних месяцев. Активизировать знания детей об овощах ,  фруктах и грибах. Учить дошкольников образовывать относительные прилагательные от названия овощей ,  фруктов и грибов. Формировать умение дошкольников образовывать однокоренные слова и подбирать к словам определения.. Учить детей составлять рассказ по картине на выбор, самостоятельно придумывать событие, предшествующие изображенному на картине. Развивать   умение обобщать, выделять существенные признаки при составлении загадок-описаний; речевую активность и речевое творчество. Воспитывать коммуникативные навыки.

 

17.10

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_k_sborniku.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Старшая группа

2019-2020 учебный год.

Тема

Цели

Задачи

Дата

    СЕНТЯБРЬ «Я и мои друзья»

I  неделя:

«Семья»

 

«Моя семья»

Уметь составлять рассказ о своей семье.

Развивать умение детей составлять рассказ о своей семье по опорным вопросам; развивать речевое дыхание и связную речь.                                    Формировать коммуникативные навыки.                                                                          Воспитывать любовь, ответственность и уважение к старшему поколению, друг другу.

 05.09

II неделя:

«Мой детский сад»

 

«Мой детский сад»

Уметь составлять рассказ из личного опыта.

Развивать умение детей составлять рассказ из личного опыта.                           Прививать любовь к детскому саду, уважение к его традициям.      Формировать чувства принадлежности к детскому коллективу, навыки фразовой речи и речетворчества.                                                                             Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание, нравственные качества.

12.09.

III неделя:

«Мои друзья».

Пересказ художественного произведения Л.Толстой

«Два товарища»

Уметь пересказывать текст художественного произведения.

Познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями.                                                                                                     Способствовать развитию умения пересказывать текст.                                                Воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.  

19.09

IY неделя:

«Любимые игры и игрушки».

«Мои любимые игрушки»

Уметь составлять описательный рассказ об игрушках.

Формировать умение составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана.                                                                                         Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими признаки формы, величины, цветных оттенков, твердости, относительные признаки                         ( по материалу, по назначению)                                                                                             Развивать умение наблюдать и выделять характерные признаки игрушек. Воспитывать береженое отношение к игрушкам.

26.09

     ОКТЯБРЬ «Осень»

I неделя:  

«Осенняя карусель»

 

Составление описательного рассказа «Осень»

Уметь составлять описательный рассказ об осени с опорой на мнемо -таблицу.

Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.                                                                                                                            Развивать внимание, память, мышление, связную речь у детей.                                           Обобщать и систематизировать словарный запас по теме.                                           Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Развивать интерес к совместному выполнению познавательных заданий. Воспитывать навыки сотрудничества.

03.10

II неделя:

 «Хлеб».

 «Хлеб всему голова»

Уметь применять навыки связной речи, составлять коллективный рассказ на заданную тему

Учить правильно использовать в речи грамматические формы, изменять слова в роде, числе, падеже. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Развивать умение изменять темп речи. Развивать  мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение, связную речь детей, умение  составлять предложения. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих. Активизировать словарь детей..         Закреплять знания детей, что хлеб –ценнейший продукт питания

10.10

III неделя:

«Дары осени: грибы, ягоды, овощи, фрукты»

Рассказ по картинкам «Собираем урожай»

Уметь составлять рассказ по картине на выбор.

                                                                                                                                                   Продолжать формировать представления и знания детей об осени (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень), , закреплять названия осенних месяцев. Активизировать знания детей об овощах ,  фруктах и грибах. Учить дошкольников образовывать относительные прилагательные от названия овощей ,  фруктов и грибов. Формировать умение дошкольников образовывать однокоренные слова и подбирать к словам определения.. Учить детей составлять рассказ по картине на выбор, самостоятельно придумывать событие, предшествующие изображенному на картине. Развивать   умение обобщать, выделять существенные признаки при составлении загадок-описаний; речевую активность и речевое творчество. Воспитывать коммуникативные навыки.

17.10

IY неделя:

«Животные осенью»

Составление рассказа о диких животных по схеме.

Уметь составлять рассказ о диких животных по схеме.

 Формирование умения запоминать признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картины о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. Упражнять в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;  Развивать внимание, память, речь Воспитывать бережное отношение к животным

24.10

  1.                                    

IY неделя:

«Перелётные птицы»                                                      

Составление описательных загадок.

Знать внешние признаки зимующих и перелетных птиц.                                    

 Развивать в умении составлять загадки-описания по предметным картинкам. Формировать речевое творчество и речевую активность.                                           Обогащать словарь детей, обобщающими словами, словами-действиями, словами-признаками.                                                                                                Воспитывать бережное отношение к природе родного края.                                                                                                                                                        

31.10

     НОЯБРЬ «Я и окружающий мир»

I неделя:

«Одежда, обувь».

Составление описательного рассказа об одежде, обуви.  

Уметь составлять описательный рассказ об одежде, обуви.

Формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать словарь по теме «одежда, обувь, головные уборы». Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.                                                                                        Активизировать в речи антонимы.                                                                              Развивать речь, фонематический слух, мышление.                                                             Воспитывать бережное отношение к одежде, обуви

07.11

II неделя:

«Посуда и бытовые приборы».

  «Наши помощники в быту»

 

Уметь составлять рассказ, сравнивая предметы по внешнему виду и по назначению

 Учить дошкольников образовывать форму множественного числа относительных прилагательных, Образовать уменьшительно-ласкательной формы существительных . Учить сравнивать предметы по внешнему виду и по назначению. Упражнять детей в составлении рассказов описательного характера. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Развивать связную речь, умение употребление предлогов – с, — в, правильном употреблении местоимений мой, моё, мои, моя.. Развивать фонематический слух. Воспитывать умение слушать, уважительное отношение к собеседнику

14.11

III неделя:

«Продукты питания».

 

«Продукты питания»                        

Уметь составлять рассказ из личного опыта

Формировать умение составлять рассказ из личного опыта. Продолжать развивать умение склонять существительные по падежам, используя в речи прилагательные, образовывать относительные прилагательные, включать их в предложения.                                                                  Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека.                                                                                                                             Воспитывать культуру речевого общения.

21. 11

IY неделя:

«Мебель».

«В гостях у куклы Сауле»                        

Уметь отвечать полными предложениями.

 Формировать грамматическую и морфологическую сторону детской речи. Расширять в речи названия предметов мебели и их частей.                      Активизировать глаголы и прилагательные в речи детей.                                     Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы существительных Р.п ед.ч и мн.ч. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.

28.11

       ДЕКАБРЬ «Зима»

I неделя:

«Волшебница Зима».

«Здравствуй, гостья Зима!»                                                                                                                                                                      

Иметь представление о зиме, ее признаках.

Упражнять в подборе родственных слов к слову «Снег».                                      Формировать умение образно описывать содержание, колорит и настроение пейзажа; обогащать лексику синонимами.                                                                      Развивать память, воображение, образное мышление; учить устанавливать причинно-следственные связи к природе, эстетические чувства.

05.12

II неделя:

«Мой Казахстан».

«Мой Казахстан»

Знать и называть достопримеча-

тельности  Казахстана.

Развивать умение детей составлять рассказ по мнемотаблице о Казахстане. Упражнять в умении подбирать родственные слова; составлять предложения; согласовывать прилагательные с существительными  в роде, числе и падеже.                                                                                                           Способствовать развитию связной речи.                                                                  Воспитывать патриотические чувства.

12.12

III  неделя:

 

«Зимовье зверей»

«Лиса с лисятами».

(рассказ по картине)

Составлять сюжетный рассказ по картине.

Продолжать развивать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность, выразительность.   Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании.                                                             Способствовать развитию интонационной выразительности.

19.12 

IY неделя:

«Новогодние приключения»

Сочиняем сказку про Деда Мороза (творческое рассказывание

Уметь придумывать сказку.

Активизировать детское воображение.                                                                      Способствовать использованию в речи различных синтаксических конструкций, однокоренных слов-прилагательных и глаголов.                                                                  Развивать фантазию, воображение.

Воспитывать умение слушать собеседника, уважительное отношение к рассказчику

26.12

       ЯНВАРЬ «Как стать «Неболейкой»

I неделя:

«Зимние забавы»

«Зимние радости»

Уметь составлять творческий рассказ, отбирать для рассказа подходящие по теме факты и события.

                                                                                                                                                      Учить творческому рассказыванию по картинно-графической схеме. Развивать фонематический слух, речь, умение отвечать на вопросы. Упражнять в подборке синонимов, определений.                                               Воспитывать бережное отношение к природе.

09.01

II неделя:

ЗОЖ

«Основы безопасности».

«Спорт»

« Один дома»

Уметь логически рассуждать , составлять монолог, диалог

                                                                                                                                 Учить детей логически рассуждать и поддерживать диалог, Формировать у детей навыки  безопасной жизнедеятельности, учить рассказывать о  возможных негативных ситуациях для ребенка, если он находится один в доме; познакомить детей с правилами безопасности дома; знать свой телефон (если есть), адрес; номера службы безопасности: 101, 102, 103, 104;

Развивать связную монологическую и диалогическую речь. Воспитывать навыки здорового образа жизни, понимать и ценить свою жизнь, жизнь других людей.

16.01

III  неделя:

«Мир книг»

«Откуда книга пришла?»

Уметь четко отвечать на вопросы, кратко  рассказывать содержание книги

 Дать детям понятие как делается книга, совершенствовать монологическую речь детей , продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним, учить детей внятно и отчетливо произносить слова, обогащать речь числительными, местоимениями, наречиями, предлогами, сочинительными и подчинительными союзами;  Развивать мыслительные операции; монологическую речь детей. Воспитать уважение к тем профессиям людей, кто участвовал в изготовлении книги, любовь и уважение к книге.

23.01

IY  неделя:

«Профессии»

«Все профессии важны»

                            . Уметь составлять творческий рассказ. Знать и называть профессии людей

Формировать умение составлять творческий рассказ. Совершенствовать слуховое внимание, способствовать развитию интонационной выразительности речи. Обогащать речь существительными, глаголами, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, предлогами, сочинительными и подчинительными союзами. Учить образовывать слова действия от названия предметов.    Активизировать в речи слова-названия профессий. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа имен существительных прилагательных, в образовании существительных от глаголов и употреблении   глагола «хотеть», в образовании форм сослагательного наклонения глаголов

30.01

      ФЕВРАЛЬ  «Мир вокруг нас»

I неделя:

«Наши меньшие друзья».

Домашние животные. ( Словарная работа.) Рассматривание картины «Пастбище».

Называть существенные признаки домашних животных, составлять описательный рассказ

Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные».

Упражнять детей в образовании существительного с беглыми гласными (ботинок, чулок, тапочек, рукавичек) в родительном падеже множественного числа. Учить образовывать падежные формы предложного падежа единственного и множественного числа существительных. Учить узнавать детенышей животных и называть их. Формировать умение составлять описательный рассказ.

Развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. Развивать мышление, внимание, связную речь.                                                             Воспитывать интерес к домашним животным, желание заботиться о них.

 

06.02

II неделя:

«Транспорт. ПДД»

«Транспорт на нашей улице» (рассматрива-

ние сюжетной картины)

Уметь составлять связный повествовательный рассказ по картине.

Продолжать развивать умение составлять повествовательные рассказы об автомобилях по сюжетной картине.                                                                                    Упражнять в сравнении и различение различных видов транспорта. Активизировать использование в речи прилагательных; закреплять навык согласования прилагательных с существительными.                                             Воспитывать уважение к труду шофера.

13.02

III неделя:

«Мой город, моя улица»

                                Составление творческого рассказа «Родной Павлодар»

Уметь составлять творческий рассказ из личного опыта.

Формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях, улицах, заводах. Учить дошкольников согласовывать прилагательные с существительными в словосочетаниях. Развивать связную речь, умение составлять творческий рассказ о своем городе пополнять, уточнять, активизировать словарь детей по теме «Мой город», упражнять в подборе прилагательных – определений к существительному, в образовании форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, в составлении распространенных предложений. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к истории родного города, умение слушать собеседника

20.02

IY неделя:

«Животные

дальних стран».

Животные жарких стран

Уметь составлять описательные рассказы о животных.

Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы, называть животных и их детенышей, Знакомить детей с дикими экзотическими животными, учить узнавать их на картинках и правильно называть. Закреплять знания детей о диких животных, которые живут на севере; формировать представление о животных цирка и зоопарка. Упражнять дошкольников в словообразовании, образовании и использовании притяжательных прилагательных. Формировать связную и диалогическую речь. Развивать умение подбирать рифму, произносить предложение-скороговорку в разном темпе. Воспитывать любовь к животным

27.02

         МАРТ «Весна»

I неделя:

«Праздник мам».

Пересказ худ.произв-я К.Ушинский «Лекарство»

Уметь последовательно пересказывать текст.

 Уметь анализировать текст с помощью вопросов и ответов.                                       Развивать умение последовательности в пересказе.                                  Способствовать развитию диалогической и повествовательной речи. Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме. Воспитывать желание заботиться о своих самых близких людях

05.03

II неделя:

«Весенние ручьи»

Пересказ худ.произведения Л.Толстой «Пожарные собаки»

Уметь запоминать и пересказывать рассказ.

                                                                                                                                      Развивать умение детей связно, выразительно рассказывать текст без  помощи вопросов воспитателя.                                                                                      Упражнять в умении подбирать определения, синонимы и антонимы; в составление предложений-путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях.

++оставить

III неделя:

«Наурыз – начало года».

«Праздник весны -Наурыз»     (творческое   рассказывание)

Уметь очинять сказку  на предложенную тему

обучающие: формировать умение придумывать сказку на предложенную тему; упражнять детей в словообразовании; учить передавать интонацией различные чувства закрепить умение детей подбирать синонимы и антонимы, определения и сравнения, правильно употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода;; развивающие: мышление, внимание, память, фонематический слух; воспитательные: создать образовательные ситуации для формирования коммуникативной компетенции. умение слушать, формировать навык самоконтроля. Развивать уважение к культуре казахского народа, любовь к родной земле, дружеские отношения.

19.03

«Лес. Деревья, кустарники».

Составление сложносочиненных предложений по теме «Лес, деревья»

Уметь составлять предложения по сюжетной картине и опорным словам.

 Учить дошкольников составлять сложносочиненные  предложения по сюжетной картинке и опорным словам.

Формировать обобщающее понятие «лес», уточнить какую пользу приносит лес людям. Уточнить знания и представления детей о деревьях, о различных частях дерева. Развивать умение в образовании относительных прилагательных . Воспитывать бережное отношение к природе.

26.03

               

       АПРЕЛЬ «Пробуждение природы»

Iнеделя:

                                  «Птицы – прилетели».

Рассказывание по картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»

Уметь составлять описательный рассказ по картине.

Уметь подбирать слова-синонимы.

 Учить составлению  описательного рассказа  по пейзажной картине.  Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, наречия, слова- синонимы, формировать связную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение. Воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину

09.04

II неделя:

 

«Космос».

 

«Космос-вселенная»

Понимать значение слов «космос», «вселенная»

Уметь подбирать слова -антонимы

Развивать связную речь детей, навыки учебной деятельности.  Способствовать активизации словаря по теме, умению отвечать на вопросы, самостоятельно находить нужный ответ.                                                                     Воспитывать любовь к планете Земля.

16.04

III неделя:                 

«Труд людей весной»

«Весенние заботы»

Иметь представление о труде людей весной в природе.

Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Расширять словарный запас по теме.                                                                          Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, внимание, память. Воспитывать уважение к труду взрослых.

23.04

IY неделя:  

«Дружба народов»

«Ты мой друг и я твой друг»

Уметь составлять творческий рассказ.

Продолжать формировать нравственные основы личности дошкольника.  Совершенствовать монологическую речь.                                                          Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы. Воспитывать дружелюбие, сопереживание.

30.04

         МАЙ «Праздничный май»

I неделя:

«Наши защитники».

«Кто защитники нашей Родины?»

Знать наизусть стихотворение

Способствовать развитию умения запомнить стихотворение. Совершенствовать дикцию.                                                                                     Упражнять в умении применять приемы интонационной выразительности для передачи образа.                                                                                               Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии.

07.05

II неделя:

«Водоемы»

«Чудесный пруд»

уметь составлять рассказ по схеме

Расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.                                                                                                                Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными.   Обогащать и активизировать словарь по данной теме. Формировать умение слушать, задавать вопросы, строить короткие высказывания. Автоматизировать звук <ч> в словах и предложениях, развивать умение изменять темп речи. Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навык вопросно-ответной беседы..    Воспитывать интерес к окружающему миру

14.05

III неделя:

«Цветы».

 «Какие разные цветы».

Иметь представление о цветах.

Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.                                                                                          Продолжать развивать умение образовывать относительные прилагательные. Развивать грамматический строй речи через умение правильно согласовывать местоимения «мой, моя» с существительными. Активизировать и обогащать словарь детей.

21.05

Итого:   36 часов

37

IY неделя:

«Здравствуй, лето!».

«Лето-веселая пора» (творческий рассказ)

Уметь составлять описательный рассказ о лете.

Развивать умение составлять описательный рассказ о лете, согласовывать существительные с прилагательные в роде.                                                      Активизировать словарь по теме.                                                                                   Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.                                                   Воспитывать любовь к природе.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в старшей группе

для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...

Перспективный план по развитию речи в средней группе

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня  развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....

Перспективный план по развитию речи в I младшей группе.

Перспективное планирование в первой младшей группе по развитию речи у дошкольников....

Перспективный план по развитию речи

Перспективное планирование по развитию речи для детей подготовительной группы...

перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе.  Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...

Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....