Статья "Домашние животные в сказках для старших дошкольников"
статья по развитию речи (старшая группа)

Дорожкина Анжела Николаевна

Статья 

на тему: «Путешествие в страну сказок»

Составил педагог: Дорожкина А.Н.

Цель: Обобщение знаний детей по теме: «Домашние животные в сказках»

Задачи:

1. Обогащать словарь новыми словами: антонимы, иллюстрации.

2. Продолжать развивать у детей фонематический слух, через звуковой анализ слова.

3. Продолжать формировать у детей умения грамматически правильно. использовать в речи существительные с суффиксом – ОК.

4.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

5.  Продолжать развивать монологическую речь используя мнемотаблицу.

6. Учить проявлять инициативу в общении и деятельности.

7.Учить детей проявлять самоконтроль при ответе на вопросы.

Методы работы: словесный, наглядный. Практический.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Оборудование: мяч, корзина, интерактивная доска, пиктограммы (см.пр1), мнемотаблица (см. пр.2), картинки с изображение домашних животных (козленок, котенок) (см. пр.4), картинки с изображением сказочных героев (путаница) (см. пр.3), книги со сказками, кубик блума,  обруч, фигурки животных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе

на тему: «Путешествие в страну сказок»

Составил педагог: Дорожкина А.Н.

Цель: Обобщение знаний детей по теме: «Домашние животные в сказках»

Задачи:

1. Обогащать словарь новыми словами: антонимы, иллюстрации.

2. Продолжать развивать у детей фонематический слух, через звуковой анализ слова.

3. Продолжать формировать у детей умения грамматически правильно. использовать в речи существительные с суффиксом – ОК.

4.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

5.  Продолжать развивать монологическую речь используя мнемотаблицу.

6. Учить проявлять инициативу в общении и деятельности.

7.Учить детей проявлять самоконтроль при ответе на вопросы.

Методы работы: словесный, наглядный. Практический.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Оборудование: мяч, корзина, интерактивная доска, пиктограммы (см.пр1), мнемотаблица (см. пр.2), картинки с изображение домашних животных (козленок, котенок) (см. пр.4), картинки с изображением сказочных героев (путаница) (см. пр.3), книги со сказками, кубик блума,  обруч, фигурки животных.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Органи

зационный момент

Ребята смотрите, кто-то все книги разбросал.

Какие книги со сказками тут лежат? (з-1)

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот в сапогах, «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «»Гуси-Лебеди»)

Как называются картинки в книгах? (Иллюстрация). (з-3)

Художник нарисовал козленка каким? (грустным). Если козленок грустный, а как можно сказать наоборот? (веселый).

Давайте запомним! Слова наоборот называются антонимами. (з-3)

Д/И «Назови наоборот» (слова-антонимы)

- Веселый-Грустный

-Добрый-Злой

-Смелый-Трусливый

-Старый-Молодой

-Сильный-Слабый

-Умный-Глупый

-Вежливый-Грубый

-Сытый-Голодный

-Ленивый-Трудолюбивый

-Озорной-Послушный

-Злой-Добрый

-Грустный-Веселый.

Ребята, где можно расположить книги в нашей группе?

На ковре разложены книги со сказками.

Дети садятся на ковре в круг.

Ответы детей.

3 мин.

Основной этап

Ребята смотрите овраг. Через овраг перепрыгнет тот, кто слово назовет. Кто слово называет, берет цветной квадратик.

А как можно сказать о сказке, какая она?

-Если в сказке есть чудо, то она какая?

-Если в сказке есть волшебство, то она какая?

-Если в сказке есть добро, то она какая?

-Если в сказке есть радость, то она какая?

-Если в сказке есть загадки, то она какая?

-Если в сказке есть мудрость, то она какая?

На интерактивной доске изображение.

Б.Я. Ребята, вы заметили, что к вам попали мои книги со сказками? Они упали на пол и все сказки перепутались. Вот теперь пойди, разбери, кто из какой сказки. Помогите персонажей вернуть, чтоб можно было сказки прочитать.

Ребята давайте поможем и всех героев на место вернем.

Скажем дружно 1,2,3 сказка, сказка к нам иди.

Д/И «Пиктограммы» (з-2, 6)

«Определи животное, расскажи о нем».

Ребята смотрите зашифрованные животные, нужно подумать к какому животному относятся предметы, назвать животное, и рассказать о нем.

 рассказать о животных вам поможет мнемотаблица.

Но для этого вам надо разделиться на команды.  

(деление на команды по цветным квадратам)

Кот- (рыжий цвет, пушистый хвост, миска с молоком)

Кот- у него пушистая шерсть, длинный хвост, он питается рыбой, лакает молоко, любит играть и ловить мышей. Живет у человека.

Козленок-(рожки, серый цвет, копытца, травка)

Козленок- у него маленькие рожки, на ногах копытца. Шерсть серенькая, любит есть травку, живет в козлятнике.

Молодцы ребята, а в каких сказках встречаются котенок и козленок?

Чему учит сказка?

Ребята нам пора дальше идти.

Дети идут друг за другом, берут цветной квадратик и садятся на стульчики.

Ответы детей.

Дети угадывают домашних животных и рассказывают о них.

Ответы детей.

2 мин

10 мин

Ребята смотрите корзинка, давайте  поиграем в игру

Д/И «Кузовок» (з-4, 5)

Я положу в кузовок, то, что кончается на ОК- котенок.

А какой звук стоит первый в слове-котенок, а какой  звук последний?

Молодцы ребята, давайте немного отдохнём.

Дети берут игрушку, передают корзиночку и называют слова:  котенок, козленок, поросенок, петушок, утенок, цыпленок, щенок, жеребенок и т.д.

3 мин

Д/И «Пастушок»

Смотрите, наши животные заблудились, давайте им поможем и найдем для каждого свое жилище и правильно назовем его.

Из сказок

- Я заселю козу-в козлятник

-Я заселю корову – в коровник

- Я заселю кролика –в крольчатник

- Я заселю собаку – в будку

- Я заселю свинью – в свинарник

-Я заселю лошадь- в конюшню

-Я заселю кошку-в дом.

Дети садятся на стульчики и  работают на интерактивной доске.

2 мин

Физминутка с проговариванием чистоговорок.

Ой-ой-ой- повторяйте все за мной.

Ва-ва-ва- высокая трава

Па-па-па- узкая тропа

Ке-ке-ке- мы пришли к реке

Кой-кой-кой- любуемся рекой

Ась-ась-ась- вот плывет карась

Ушка-ушка-ушка-прыгает лягушка

Шо-шо-шо-говорим мы хорошо

Це-це-це-улыбка на лице.

идут высоко поднимают колени

узко ставят ступни

 шагают руки на поясе

разводят руки в стороны

показывают рыбу

прыжки на двух ногах

пальцы к губам.

улыбаются

2 мин

Заключи

тельный этап

Д/И  «Уменьшительно-ласкательные слова для животных»

Ребята молодцы, смотрите сундучок, давайте туда заглянем. Педагог достает мяч и предлагает поиграть в игру.

У кошки - лапы, у котенка скажите ласково- лапки.

А у кота огромные?- лапищи.

У кошки – глаза,  у котенка-глазки.

А у кота огромные- глазищи.

У кошки – нос, у котенка –носик.

А у кота огромный – носище.

У кошки-рот, у котенка-ротик.

А у кота огромный – ротище.

У кошки – усы, у котенка-усики.

А у кота огромные усищи.

У кошки- уши, у котенка-усики.

А у кота огромные усищи.

У кошки-хвост, у котенка-хвостик.

А у кота огромный хвостище.

Ребята в сундуке еще что, то лежит. Педагог находит книгу. (в книге вставлены карточки).

«Сказочная путаница»

Смотрите все перепуталось.

Что перепутано?

-У кота туфельки, - надо сапоги.

-Козлят украл петушок-волк

-Поросята прячутся в карете-в домике.

-У Петушка меч-коса.

- Гуси-Лебеди унесли. Аленушку – Иванушку.

-Иванушка выпив водицы. превратился в коня- козленка. И т.д.

Молодцы ребята, хорошо знаете сказочных героев.

На дне сундука еще, что, то лежит. Педагог достает кубик.

Будем кубик мы кидать, будем на вопросы отвечать.

Игра «Кубик Блума»

Сказка с вами прощается, дети в детский сад возвращаются.

На интерактивной доске появляется Б.Я.

Спасибо вам ребята, помогли старушке, все сказки вернули, и я хочу подарить вам волшебные раскраски.

Где мы с вами путешествовали?

Каких животных мы встретили?

Кому мы помогли?

Какие новые слова вы узнали?

Что такое антонимы?

У всех ли получилось не перебивать друг друга. Слушать ответы ребят?

Какие звуки вы услышали в словах?

Чей рассказ вам понравился больше?

Вы очень старались и Б.Я. передала вам сказочные раскраски.

Дети играют в игру

Дети называют. Что перепутано

Дети кидают кубик и отвечают на вопросы.

Дети отвечают полным предложением.

2 мин

2 мин

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Домашние животные и их роль в жизни детей".

В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима де...

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Разработка двух  комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...

Придумывание загадок о домашних животных и птицах детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Придумывание загадок  о домашних животных и птицах детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Развитие связной речи...

Презентация на тему "Домашние животные и их дети" для дошкольников

Изучение домашних животных и их детей путем слушания сказки...

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...

НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе на тему: "Дикие и домашние животные. Драматизация сказки "Лесные яблоки".

Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьесберегающие технологии:пальчиковая гимнастика, артикул...

Домашнее задание "Домашние животные и их детеныши" старший возраст

Напомните ребенку, что мы называем домашними, тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рассмотрите картинки домашних животных и их де...