РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
картотека по развитию речи

Кузнецова Ирина Борисовна

Игра «Один – много»

Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины).

- мячик, шарик, кукла, кошка, машинка, кубик, стульчик, булочка, лисичка, яблоко, дерево, облако, карандаш, гриб, чашка, тарелка, цветок, ложка, ягода, берёза, птица, белочка, елочка, домик, конфета, окно, стол, стул, медведь, жук, бабочка, помидор, кораблик, заяц, волк, ёж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_rechevyh_igr.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Воспитатель Кузнецова И.Б.

Игра «Один – много»

Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины).

- мячик, шарик, кукла, кошка, машинка, кубик, стульчик, булочка, лисичка, яблоко, дерево, облако, карандаш, гриб, чашка, тарелка, цветок, ложка, ягода, берёза, птица, белочка, елочка, домик, конфета, окно, стол, стул, медведь, жук, бабочка, помидор, кораблик, заяц, волк, ёж.

«Бывает или нет?»

Педагог произносит фразу. Дети говорят возможно ли это.

  1. Наступил ноябрь. Мы взяли лукошко и пошли в лес за грибами.
  2. На улице темно, светят фонари, а ещё не ночь и время не позднее.
  3. Бежит ёжик вдоль дорожек и скользит по льду.
  4. Мне нравится осенью ходить в лес собирать грибы и землянику.

Игра «Живой – неживой»

(закрепление понятий «одушевлённый – неодушевлённый»)

Педагог показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например: - Воробей – живой, а камень – неживой, и т.д.

- самолёт, воробей, бабочка, тумбочка, речка, щука, кит, камень, трава, собака, дрова, муха, белка, ёжик, грибок, малина, медведь, радуга, машина, котёнок, кукла, муравей, дом, коса, коза, забор, помидор, лошадь, мышка, подушка, лягушка, яичко, цыплёнок.

«Ответь правильно»

Снег белый или синий?

Лёд твёрдый или мягкий?

Снег капает или идёт?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лёд скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

«Найди картинку»

Дети должны найти картинку, название которой начинается со слога «КО»: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, кот. При назывании картинки педагог выделяет голосом слог «ко».

«Договори предложение»

(Усвоение слов с противоположным значением)

Апельсин сладкий, а лук … (горький).

Яблоко твёрдое, а слива … (мягкая).

Капуста большая, а картошка … (маленькая).

Чеснок горький, а персик … (сладкий).

Слива маленькая, а апельсин … (большой).

Персик мягкий, а яблоко … (твёрдое).

(Это упражнение проводится с опорой на картинки).

«Ответь правильно»

Весной солнышко греет или морозит?

Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят?

Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети носят шубы или куртки?

«Кто что делает?»

Педагог выставляет картинки с животными и, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и называют их.

- Кто скачет? (Лошадь)                                 - Кто плавает? (Рыба, тюлень)

- Кто лает? (Собака)                                       - Кто ползает? (Змея)  

- Кто мычит? (Корова)                                    - Кто крякает? (Утка)

- Кто летает? (Птица)                                      - Кто кукарекает? (Петух)

- Кто воет? (Волк)                                             - Кто порхает? (Бабочка)

- Кто бегает? (Олень)                                       - Кто охотится? (Волк, тигр, лев)

- Кто прыгает? (Заяц, белка)                          - Кто фыркает? (Еж)

- Кто крадется? (Лиса, тигр)                           - Кто лакает? (Собака, кошка)

«Бывает – не бывает»

Педагог произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и говорят «бывает», а если слово не подходит – отвечают: «не бывает».

- Снежинка тает, горит, падает, идёт, кружится, ложится, ёжится, вьётся, воет, стучится.

- Лёд трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывёт, говорит, тонет.

- Солнце светит, греет, смеётся, восходит, заходит, печёт, хмурится, дымится.

- Ветер воет, дует, рычит, свистит, ломает, кружит, ревёт, задувает.

- Дождь идёт, капает, моросит, бежит, мочит, стучит, тонет, льёт, поливает.

«Кто кем будет?»

Ежонок будет …(ежом). Лисёнок будет …(лисой). Волчонок будет …(волком). Медвежонок будет …(медведем). Зайчонок будет …(зайцем).  Бельчонок будет …(белкой). Оленёнок будет …(оленем). Щенок будет …(собакой). Котёнок будет …(кошкой). Жеребёнок будет …(лошадью). Телёнок будет …(коровой). Поросёнок будет …(свиньёй). Утёнок будет …(уткой). Гусенок будет …(гусем). Козленок будет …(козой). Цыпленок будет …(курицей). Тигренок будет …(тигром). Слоненок будет …(слоном). Львенок будет …(львом).

«Угадай по описанию»

- Злой, голодный, серый… (волк)

- Трусливый, длинноухий, серый… (заяц)

- Хитрая, ловкая, рыжая… (лиса)

- Рыжая, маленькая, быстрая…(белка)

- Большой, бурый, косолапый… (медведь)

- Полосатый, хищный, злой… (тигр)

- Огромный, добрый, толстый… (слон)

-Маленький, колючий, серый…(ёж)

- Сторожевая, сильная, верная… (собака)

- Ласковая, пушистая, домашняя… (кошка)

- Резвая, сильная, быстрая… (лошадь)

- Смешная, озорная, ловкая… (обезьяна)

- Опасный, мощный, гривастый… (лев)

- Высокий, пятнистый, длинношеий… (жираф)

«Угадай слово по первому слогу»

(С опорой на картинки)

- Печ…(ка), кук…(ла), вил…(ка), ди…(ван), ли…(са), ча…(сы), ут…(ка), до…(мик), со…(ва), бел…(ка), шап…(ка), ку…(бик), сан…(ки), чаш…(ка), ёл…(ка), и т.д.

Упражнение «Наш сад»

Педагог  объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов и просит детей пересчитать их.

НАШ САД

Прекрасен наш осенний сад.

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

«Найди ошибку»

Педагог читает предложения, а дети исправляют их.

- Руками прыгают, а ногами трогают.

- Глазами нюхают, а носом смотрят.

- Ушами едят, а ртом слушают.

- Ногами хлопают, а руками топают.

«Куда наденем?»

(практическое употребление в речи предлога «НА»)

Рукавицы наденем на … (руки).

Шарф наденем на … (шею).

Шапку наденем на … (голову).

Сапожки наденем на … (ноги).

Перчатки наденем на … (руки).

Кепку наденем на … (голову).

Носки наденем на … (ноги).

«Четвёртый лишний»

(учить различать домашних и диких животных)

Педагог выставляет по 4 картинки:

- ёж, лиса, кошка, медведь;

- корова, лошадь, собака, волк;

- слон, лев, гусь, тигр;

- белка, коза, заяц, олень.

Дети с помощью педагога учатся находить «лишнюю» картинку.

«Кому это нужно?»

Педагог выставляет картинки с изображением животных (например: медведь, белка, ёж, заяц и т.д.), и картинки с изображением пищи этих животных: мёд, орехи, грибы, морковка. Дети должны угадать, кто чем питается. Педагог спрашивает: «Кому нужен мёд?» Дети отвечают: «Мёд нужен медведю». И т.д.

«Ответь на вопросы»

(Согласование числительных с существительными)

Сколько у вороны лапок?  (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у совы хвостов?

Сколько у дятла голов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы глаз?

«Съедобное – несъедобное»

Булочка, конфета, стол, стул, молоко, каша, табуретка, таблетка, йогурт, градусник, книжка, яблоко, диван, кошка, машина, малина, апельсин, суп, помидор, забор, ковер, сахар, хлеб, огурец, подушка, ватрушка, чайник, тарелка, лимон, кружка, варенье, ложка, матрешка, картошка.

«Кто как голос подаёт?»

Кто лает? (собака)                                                 Кто блеет? (баран, овечка)

Кто мяукает? (кошка, кот)                                    Кто тявкает? (лиса)

Кто мычит? (корова)                                             Кто ржёт? (лошадь, конь)

Кто крякает? (утка)                                                Кто фыркает? (ёж)

Кто воет? (волк)                                                     Кто хрюкает? (свинья)

Кто ревёт? (медведь)                                              Кто кудахчет? (курица)

Кто цокает? (белка)                                                Кто кукарекает? (петух)

Кто мекает? (коза)                                                  Кто чирикает? (воробей)

Кто каркает? (ворона)

Кто гогочет? (гусь)

Кто рычит? (собака, тигр…)

Кто рыкает? (лев)

«Кто где живет?»

Кто живет в дупле? (белка)                                      Кто живет дома? (кошка…)

Кто живет в норе? (лиса)                                          Кто живет в конюшне? (кони)

Кто живет в берлоге? (медведь)                               Кто живет в курятнике? (куры)

Кто живет в логове? (волк)                                      Кто живет в свинарнике? (свиньи)

Кто живет под кустом? (заяц)                                  Кто живет в клетке? (кролики)

Кто живет в норке? (ёж, мышка)                            

Кто живет в гнезде? (птицы)                                  

Кто живет в будке? (собака)                                        

ЗАГАДКИ

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка - … (воробей).

Кто на дереве торчит,

Носом в дерево стучит?

Очень много сил затратил

Для такого стука … (дятел).

Молоко её полезно,

В огород она полезла,

И глядит во все глаза –

Длиннорогая … (коза).

                             

Кто с хвостом своим играет,

Остры когти убирает,

Отдыхает у окошка

И мурлычет нежно … (кошка).

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его … (арбуз).

                             

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели … (водопровод).

                                         

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я … (свёкла).

ЧИСТОГОВОРКИ

Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

У осы и у лисы усы для красы.

У маленького Саньки новенькие санки.

Зажглась зелёная звезда – запустим звездолет туда!

От мороза вянут розы.

Вот весёлая затея – запускать на нитке змея.

Жук упал, летать не может, ждет он, кто ему поможет?

Не жалея ножек, бежит ёжик.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

У кошки ушки на макушке.

Наш Полкан попал в капкан.

Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.

На горке горько ревёт Егорка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Рому разбудил удар грома.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Овцы пьют воду у колодца.

У кольца нет конца.

Всюду Манечке почет, Маня блинчики печёт.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Водичка// умой моё личико.

У рыжего котищи длиннющие усищи.

Наварила щука щей, угощала двух лещей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...