Занятие по развитию речи в группе компенсирующего вида "Капелька" (старший возраст) «Как Солнце Весне помогало»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Интегрированный задачи:
1) Образовательные: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
2) Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, познавательную активность, речь детей.
3) Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи
в группе компенсирующего вида "Капелька"
(старший возраст)
«Как Солнце Весне помогало»
Интегрированный задачи:
1) Образовательные: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
2) Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, познавательную активность, речь детей.
3) Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; счетные палочки, круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными лентами, солнышки для раздачи; фото первоцветов для игры "Собери из частей целое"; слайды; аудиозаписи "Голоса птиц", "Журчание ручья"
Ход образовательной деятельности
№ | Ход занятия | Методические указания |
I II III IV V VI | Организационный момент -Поздоровайтесь с гостями, +Здравствуйте -Улыбнитесь всем вокруг. Руку дайте другу слева-справа И скорей вставайте вкруг. - Пожелайте друг другу Доброго утра! -Молодцы, а теперь проходим на свои места. Артикуляционная гимнастика - А теперь, ребята, прежде чем начать наше занятие, дружно повторяйте за мной медленно: На, на, на - к нам пришла весна, Чьи, чьи, чьи- кругом бегут ручьи (далее тихо, громко) Сюрпризный момент - Сегодня утром у дверей нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с изображением нашего детского сада, а ещё нарисована "Капелька", это для детей нашей группы. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила подождать вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала конверт, а куда – не помню. Коррекционная гимнастика - Попробуем его найти, а поможет нам гимнастика для глаз, наша задача внимательно следить за движением стрелочки. -Дойдя до конца, мы найдём потерявшийся конверт. -Молодцы. Вот мы и нашли конверт. Но на конверте еще написано слово "Сказка". Хотите узнать, что за сказка там спряталась? + - Давайте прочитаем. Основная часть - «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод». - Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? +Солнце -Почему вы так думаете? + - Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое? - Сейчас мы поиграем с вами в игру "Подумай и сравни". -Я начинаю фразу, а вы заканчиваете. - Солнце жёлтое, как (одуванчик, медаль, пуговица). Солнце круглое, как (мячик, шарик, планета Земля). Солнце ласковое, как (бабушка, мама, кошка). Солнце румяное, как (блинчик, булочка, щёки). - Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? + нет - А как же Солнце помогало Весне? + -Я предлагаю вам подсказку, послушайте. -Что вы услышали? +журчанье ручья -Верно. В конверте я нашла интересный знак, он говорит нам о том, чтобы мы обратили внимание на монитор. -Что мы видим? +картину весны -Как вы это определили? + Тает снег, бегут ручьи, звенит капель, солнце светит очень ярко и греет землю. -Ребята, а что происходит дальше? +Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья, расцветают цветы. -Верно. Вы сказали цветы, я так сегодня хотела вас порадовать и подарить вам открытки с весенними цветами, но весенний ветер, а он бывает весной сильным, испортил мои открытки, я вам предлагаю поиграть и "Собрать из частей целое", собрав открытку. Собрав, вы назовёте, какие первоцветы у вас получатся. - Итак, давайте проверим, какие цветы у вас получились? + Примула, медуница, мать- и -мачеха, ландыш и подснежник -Так какие же это цветы? Как их называют? +первоцветы -Давайте хором повторим! -Верно, молодцы, именно эти цветы появляются первыми весной. -А сейчас я приглашаю вас на лужайку - на мягкую зелёную травку отдохнуть. Физкультминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дунет иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают И по- прежнему цветут. - Вот мы и отдохнули, но у Весны много загадок. Здесь есть ещё одна интересная фишка, что это за знак? - В чем же вопрос? А вопрос в том, что весна просит помочь разбудить насекомых. - Насекомые проснуться если мы отгадаем загадки. 1. Вот букашка-работяга. Целый день трудиться рада. Ношу на спине своей Быстро тащит... (муравей) 2. Что за гость с голодным брюхом Все звенит у нас над ухом? Из цветов не пьет нектар, Покусает нас... (комар) 3. Кто влетает в каждый дом Вместе с летним сквозняком? Кто жужжит за рамой глухо? Надоедливая... (муха) 4. Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка) -Молодцы. Вот мы и разбудили насекомых. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? +птицы -Ребята, закройте глазки, представьте, что мы в лесу- послушайте пение птиц. - Красиво, правда, поют птицы! -Вы их узнали? Как называют птиц, которые улетают осенью, а возвращаются весной? +перелётные -Какие птицы к нам прилетают первыми? + -Верно, у нас с вами есть такие перелётные птицы, как грач, ласточка, скворец, зяблик и др. - А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? + - А давайте, мы с вами поможем построить для скворцов скворечники Пальчиковая гимнастика "Построим скворечник" - У вас на столах лежат счетные палочки и геометрическая фигура - круг. Положите их перед собой. - Я вам предлагаю внимательно посмотреть на монитор, и самостоятельно попробовать построить скворечник, используя счетные палочки и круг. - Итак, я сейчас посмотрю, все ли сделали правильно. -Молодцы. Птицы благодарны нам, что мы о них позаботились, они с большой радостью заселятся в скворечники. -Проснулись насекомые, прилетели птицы из тёплых стран, шумно стало в лесу. Но ещё о ком мы забыли? +о животных -Назовите их? +Зайца, медведя, лису и белку. - Ребята, а как меняется жизнь животных и их внешний вид с наступлением весны? + -Верно. зайцы меняют белую шубку на серую, медведь и белка просыпаются от спячки, а лиса меняет свою густую шерсть на более редкую. - Ну вот мы с вами и разложили все карточки по порядку и можем продолжить нашу сказку "Как Солнце Весне помогало" -Так какое же самое большое чудо, которое помогало Весне? +Солнце -Верно. Вот именно с солнца мы и продолжим сказку. Составление концовки сказки - Давайте каждый из вас по порядку попробует составить предложение по картинке. - Солнце светит очень ярко и греет землю, тает снег, бегут ручьи, звенит капель. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые. Медведь и белка просыпаются из спячки, заяц меняет белую шубку на белую, а лиса меняет густой мех, на более редкий. - Молодцы. Кто попробует самостоятельно рассказать окончание сказки? -Хорошо. А теперь я зачитаю вам всю сказку о весне, которая у нас получилась. Итог занятия - Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? + Солнце поднимается Выше, светит ярче и сильнее. - Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок. - Скажите, вы любите весну? +Да. - Сейчас каждый будет говорить за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу. -Посмотрите, что у нас получилось? +Солнце. -А вы - его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. -К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод. | Дети встают полукругом Садятся на стульчики. Гимнастика для глаз на слайде Звучит аудиозапись "Ручей" Достаю из конверта восклиц. знак На мониторе появляется картина весны На мониторе картина с лопнувшими почками. Игра "Собери из частей целое" На мониторе цветы для проверки Достаю фишку- вопросительный знак. Отгадываем загадки Слайды с изображением насекомых Звучит аудиозапись "Голоса птиц" Слайд и перелётными птицами На столах у каждого счетные палочки и геометрическая фигура круг. На слайде - скворечник Слайд с изображением животных Составляют каждый по предложению окончание сказки Спрашиваю 1 ребёнка Читаю сказку сама. Дети садятся на ковёр Дети произносят по предложению «Я люблю весну за весёлую, звонкую капель». И т.д. и вытягивают ленты. Вынимаю из конверта бумажные солнышки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...