Занятие по развитию речи в группе компенсирующего вида "Капелька" (старший возраст) «Как Солнце Весне помогало»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новичкова Ирина Сергеевна

Интегрированный задачи:

1) Образовательные: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

2) Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, познавательную активность, речь детей.

3) Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в группе компенсирующего вида "Капелька"

(старший возраст)

 «Как Солнце Весне помогало»

Интегрированный задачи:

1) Образовательные: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

2) Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, познавательную активность, речь детей.

3) Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе.

Материалы и оборудование: конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; счетные палочки, круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными лентами, солнышки для раздачи; фото первоцветов для игры "Собери из частей целое"; слайды; аудиозаписи "Голоса птиц", "Журчание ручья"

Ход образовательной деятельности

Ход занятия

Методические указания

I

II

III

IV

V

VI

Организационный момент

-Поздоровайтесь с гостями,

+Здравствуйте

-Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева-справа

И скорей вставайте вкруг.

- Пожелайте друг другу Доброго утра!

-Молодцы, а теперь проходим на свои места.

Артикуляционная гимнастика

- А теперь, ребята, прежде чем начать наше занятие, дружно повторяйте за мной медленно:

На, на, на - к нам пришла весна,

Чьи, чьи, чьи- кругом бегут ручьи

(далее тихо, громко)

Сюрпризный момент

- Сегодня утром у дверей нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с изображением нашего детского сада, а ещё нарисована   "Капелька", это для детей нашей группы. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила подождать вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала конверт, а куда – не помню.

Коррекционная гимнастика

 - Попробуем  его найти, а поможет нам гимнастика для глаз, наша задача внимательно следить за движением стрелочки.

-Дойдя до конца, мы найдём потерявшийся конверт.

-Молодцы. Вот мы и нашли конверт.  Но на конверте еще написано слово "Сказка". Хотите узнать, что за сказка там спряталась?

+

- Давайте прочитаем.

Основная часть

- «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? 

+Солнце 

-Почему вы так думаете?

+

- Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

- Сейчас мы поиграем с вами в

 игру "Подумай и сравни".

-Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.

- Солнце жёлтое, как (одуванчик, медаль, пуговица).

Солнце круглое, как (мячик, шарик, планета Земля).

Солнце ласковое, как (бабушка, мама, кошка).

Солнце румяное, как (блинчик, булочка, щёки).

- Ребята, как вы думаете, сказка закончилась?

+ нет

- А как же Солнце помогало Весне?

+

-Я предлагаю вам подсказку, послушайте.

-Что вы услышали?

+журчанье ручья

-Верно. В конверте я нашла интересный знак, он говорит нам о том, чтобы мы обратили внимание на монитор.

-Что мы видим?

+картину весны

-Как вы это определили?

+ Тает снег, бегут ручьи, звенит капель, солнце светит очень ярко и греет землю.

-Ребята, а что происходит дальше?

+Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья, расцветают цветы.

-Верно. Вы сказали цветы, я так сегодня  хотела вас порадовать и подарить вам открытки с весенними цветами, но весенний ветер, а он бывает весной сильным, испортил мои открытки, я вам предлагаю поиграть и "Собрать из частей целое", собрав открытку. Собрав, вы назовёте, какие первоцветы у вас получатся.

- Итак, давайте проверим, какие цветы у вас получились?

+ Примула, медуница, мать- и -мачеха, ландыш и подснежник

-Так какие же это цветы? Как их называют?

+первоцветы

-Давайте хором повторим!

-Верно, молодцы, именно эти цветы появляются первыми весной.

-А сейчас я приглашаю вас на лужайку - на мягкую зелёную травку отдохнуть.

Физкультминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

- Вот мы и отдохнули, но у Весны много загадок. Здесь есть ещё одна интересная фишка, что это за знак?

- В чем же вопрос? А вопрос в том, что весна просит помочь разбудить насекомых.

- Насекомые проснуться если мы отгадаем загадки.

1. Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

2. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

3. Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

  4. Над цветком порхает, пляшет,

  Веером узорным машет. (Бабочка)

-Молодцы. Вот мы и разбудили насекомых. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые?

+птицы

-Ребята, закройте глазки, представьте, что мы в лесу- послушайте пение птиц.

- Красиво, правда, поют птицы!

-Вы их узнали? Как называют птиц, которые улетают осенью, а возвращаются весной?

+перелётные

-Какие птицы к нам прилетают первыми?

+

-Верно, у нас с вами есть такие перелётные птицы, как грач, ласточка, скворец, зяблик и др.

- А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

+

- А давайте, мы с вами поможем построить для скворцов скворечники

Пальчиковая гимнастика "Построим скворечник"

- У вас на столах лежат счетные палочки и геометрическая фигура - круг. Положите их перед собой.

- Я вам предлагаю внимательно посмотреть на монитор, и самостоятельно попробовать построить скворечник, используя счетные палочки и круг.

- Итак, я сейчас посмотрю, все ли сделали правильно.

-Молодцы. Птицы благодарны нам, что мы о них позаботились, они с большой радостью заселятся в скворечники.

-Проснулись насекомые, прилетели птицы из тёплых стран, шумно стало в лесу. Но ещё о ком мы забыли?

+о животных

-Назовите их?

+Зайца, медведя, лису и белку.

- Ребята, а как меняется жизнь животных и их внешний вид с наступлением весны?

+

-Верно. зайцы меняют белую шубку на серую, медведь и белка просыпаются от спячки, а лиса меняет свою густую шерсть на более редкую.

- Ну вот мы с вами и разложили все карточки по порядку и можем продолжить нашу сказку "Как Солнце Весне помогало"

-Так какое же самое большое чудо, которое помогало Весне?

+Солнце

-Верно. Вот именно с солнца мы и продолжим сказку.

Составление концовки сказки

-  Давайте каждый из вас по порядку попробует составить предложение по картинке.

- Солнце светит очень ярко и греет землю, тает снег, бегут ручьи, звенит капель. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые. Медведь и белка просыпаются из спячки, заяц меняет белую шубку на белую, а лиса меняет густой мех, на более редкий.

- Молодцы. Кто попробует самостоятельно рассказать  окончание сказки?

-Хорошо. А теперь я зачитаю вам всю сказку о весне, которая у нас получилась.

Итог занятия

- Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?

+ Солнце поднимается Выше, светит ярче и сильнее.

- Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

- Скажите, вы любите весну?

+Да.

- Сейчас каждый будет говорить за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

-Посмотрите, что у нас получилось?

+Солнце.

-А вы - его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

-К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.

Дети встают полукругом

Садятся на стульчики.

Гимнастика для глаз на слайде

Звучит аудиозапись "Ручей"

Достаю из конверта восклиц. знак

На мониторе появляется картина весны

На мониторе картина с лопнувшими

почками.

Игра "Собери из частей целое"

На мониторе цветы для проверки

Достаю фишку- вопросительный знак.

Отгадываем загадки

Слайды с изображением насекомых

Звучит аудиозапись "Голоса птиц"

Слайд и перелётными птицами

На столах у каждого счетные палочки и геометрическая фигура круг.

На слайде - скворечник

Слайд с изображением животных

Составляют каждый по предложению окончание сказки

Спрашиваю 1 ребёнка

Читаю сказку сама.

Дети садятся на ковёр

Дети произносят по предложению «Я люблю весну за весёлую, звонкую капель». И т.д. и вытягивают ленты.

Вынимаю из конверта бумажные солнышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...