Конспект родительского собрания "Особенности развития речи детей в первой младшей группе"
материал по развитию речи (младшая группа)

Ткаченко Александра Евгеньевна

познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_razvitie_rechi.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Детский сад №1»


Конспект родительского собрания

«Особенности развития речи детей в первой младшей группе»

Подготовила

воспитатель

Ткаченко А.Е.

2022 год.

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь детского сада.

План родительского собрания:

  1. Доклад на тему «Развитие и особенности речи детей младшего возраста»
  2. Другое.

Ход родительского собрания.

  1. Выступление воспитателя.

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

А часто ли вы родители задумываетесь о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли вас это сейчас?

Мы видим, что проблема речевого развития детей вас очень беспокоит, и сегодня хотим поговорить в данном направлении.

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

(высказывание родителей)

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Для того, чтобы работа по развитию речи детей велась продуктивно, необходимо объединить усилия детского сада и семьи. В свою очередь вам, родителям, необходимо знать возрастные этапы речевого развития детей, потому что нельзя требовать от детей больше, чем ребёнок может дать. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы.

Развитие речи детей от 2 до 3 лет.

1. Формирование словаря.

Активный словарь:

К концу третьего года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1000 слов.

• -взрослые должны расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая).

• Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

- в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш, наречия (тут, там, здесь, числительные (один, два, притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

2. Грамматический строй:

Задача:

совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение:

Жёлтое…. (солнце)

Пушистые ()

Машина…какая? ()

3. Грамматический строй:

Задача: научить употреблять существительные с предлогами.

Например, Упражнение:

Зайчик (под столом, над столом, на столе)

Ворона (над крышей, на крыши)

Мячик (под столом)

Поросенок (в коробке).

Задача: Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

Упражнение:

Утка- утенок- утята.

Кошка- …--- …. .

Собака-…- …. и т. д.

Связная речь

Задачи:

Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками: Игра в телефон:

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

Ситуация общения «Расскажи…».

Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

(…А меня научишь)

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

4. Звуковая культура речи:

Задачи для детей 2-3 лет:

Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те которые им легче произнести; первым осваивается звук «а», затем звуки «и» и «у», которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки «э» и «о». Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

Речевые игры: «Насос», «Комар», «Жук».

Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др.

Логоритмика -упражнения, где движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

Взрослые в свою очередь должны:

речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;

обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);

Игры, способствующие речевому развитию.

Пальчиковая гимнастика.

Развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т. д.

Игра с крупой.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок.

Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, пересыпать, сортировать, перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.

Игры с пуговицами

Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Для чтения художественной литературы, мы подготовили список, подходящий к нашему возрасту!

Слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты:

дети овладевают правильной речью;

у них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Подведя итог нашей темы, хочется сказать, что в саду проблема речевого развития детей решается комплексно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. А дома необходимо закреплять, продолжать данную работу. Именно для этого мы познакомили вас с возрастными этапами речевого развития дошкольников, с играми, способствующими речевому развитию, которые вы можете применять дома.

2. Другое:

1) Своевременная оплата за питание в детском саду.

2) режимные моменты.

3) Одеваться по погоде….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Курочка-Рябушечка" (первая младшая группа)

Стихи-диалоги, особенно потешки, вызывают у детей живой интерес. Замкнутые, стеснительные дети раскрепощаются, т. к. общение происходит через игру, книгу. Стихи-диалоги учат малышей дружбе, развивают ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с комбинированного вида № 4 «Журавушка» Конспект занятия по развитию речи детей в первой младшей группе, с помощью театрализации русской народной сказки «Курочка Ряба»

Это одно из занятий, по развитию речи детей раннего возраста. Оно было составлено с учётом возрастных особенностей детей .Занятие прошло живо,интересно ,обогатив знания детей об окружающем нас мире....

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе «Собери лепестки по цвету»

Занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе"Собери лепестки по цвету"  Программное содержание.-Учить детей рисовать предмет круглой  формы...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе На Teмy: «Собери цветок»

Учить детей рисовать предмет круглой  формы, и закрашивать его.-Учить детей знанию основных цветов (красный, желтый, черный)...

Конспект занятия по развитию речи детей в первой младшей группы на тему: «Птицы»

Данное занятие проводится с целью ознакомления  детей о птицах, среде их обитания....