Развитие качественного словаря детей посредством дидактических игр и упражнений
консультация по развитию речи

Ергина Ирина Николаевна

ВЫступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны

Московской области”

(ШКОЛА № 1)

Структурное подразделение - дошкольное отделение

“Детский сад “Созвездие”

Выступление на педагогическом совете:

«Развитие качественного словаря детей посредством дидактических игр и упражнений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны

Московской области”

(ШКОЛА № 1)

Структурное подразделение - дошкольное отделение

“Детский сад “Созвездие”

Подготовила воспитатель 1 кв.кат.:

Ергина Ирина Николаевна

     Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

     Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

     Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

     Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

     В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

Дидактическая игра развивает речь детей:

•        способствует обогащению и активизирует словарь;

•        формирует правильное звукопроизношение;

•        развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли

•        побуждает детей к общению друг с другом;

•        способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

•        способствует совершенствованию разговорной речи;

•        оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

•        игры – путешествия

•        игры – поручения

•        игры – предположения

•        игры – загадки

•        игры – беседы

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того, игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

•        дидактическая задача;

•        игровая задача;

•        игровые действия;

•        правила игры;

•        результат (подведение итогов).

     В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

     Игры с игрушками и предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

     Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц». «А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

     Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

      Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

    Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.    

      Для развития фонетической стороны речи я использую дидактические игры: «Поймай звук», «Кто найдёт 10 предметов, в названии которых есть заданный звук», «Замкни цепочку», «Каждому звуку свою комнату», «Разгадай ребус». Систематичное проведение дидактических игр помогает развитию лексической стороны речи. Игры я подбираю в соответствии с лексической темой недели. Например: в дидактической игре «Фрукты – овощи» я закрепляю слова – обобщения и активизирую словарь по данным темам.

Для формирования грамматического строя речи я использую следующие игры: «Что в земле, что на земле», «Живые слова», «Волшебный шарик», «Уберём игрушки», «Чудесная коробка».

В дидактических играх для развития связной речи я учу детей правильно строить предложения с причинно-следственной связью, с помощью серии картинок развиваю логическое мышление. Учу понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, под, около), а также развиваю творческое воображение и обучаю свободному рассказыванию. Для развития связной речи провожу с детьми дидактические игры: «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа», «Найди картине место», «Отгадай – ка», «Составь два рассказа», «Нарисуй сказку», «Поиск пропавших деталей».

     Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся игру.

 

Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.          Сенсорное воспитание, направленное на фо...

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.

В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния  правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...

"Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр"

laquo;Развитие активного словаря дошкольников посредством                   дидактических игр»...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями....

экологическое воспитание детей посредством дидактических игр и упражнений

экологическое воспитание посредством дидиктических игр и упражнений...