Дидактические игры на развитие словаря
картотека по развитию речи (средняя группа)

Чех Татьяна Александровна

Игротека речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_rechevye_igry_.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека речевых игр.

                                      Подготовил: Воспитатель

                                                                    Струговец М.А.

                                           

Дидактические игры на развитие словаря

1. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

2. Игра «Чудесный мешочек"

Возраст: младший дошкольный возраст

Цель: закрепить названия овощей.

Оборудование: мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их.

3. Игра «Ты – моя частичка»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать внимание, память, словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч каждому ребенку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, брови, нос и т. д).

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши).

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот, плечо).

4. Игра «Что бывает круглым?»

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

5. Игра «Бывает – не бывает»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Ход игры: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

6. Игра «Лишнее слово»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Ход игры: Воспитатель называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др, а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

Речевой материал:

Красный, зеленый, синий, круглый;

Деревянный, широкий, длинный, высокий;

Резиновый, новый, стеклянный, железный;

Холодный, теплый, сладкий, горячий;

Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.

7. Игра «У кого какое?»

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предметы: платья, бабочки, рубашки.

Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предметы имеют ряд отличий между собой. Воспитатель берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди рассказать о своем предмете, точно называя его признаки.

Воспитатель: На моей картинке - рубашка.

Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка.

Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и летом.

Воспитатель: Моя рубашка клетчатая.

Ребенок: А моя полосатая.

Воспитатель: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.

Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу.

8. Игра «Я собрал в огороде…»

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Ход игры: Воспитатель начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

9. Игра «Накроем стол для кукол»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.

Оборудование: кукла, кукольная мебель и посуда.

Ход игры: воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол. Проигрываются с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

10. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

  1. Игра «Раздели на группы».

 Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Оборудование: предметные картинки; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать предметы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с предметами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

  1. Игра «Объясните почему…»

 Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

  1. Игра «Составь фразу».

 Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок; полная корзин

спелая ягода ;веселая песня

колючий куст; лесное озеро

  1. Игра «Вставь пропущенный предлог».

 Возраст: младший дошкольный возраст

Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками.

Ход игры: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

Дети сели … самолет.

Яблоки лежат … тарелке.

Кот запрыгнул … диван. и т. д.

  1. Игра «Подбери картинки»

 Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

- Высокий, тонкий, пятнистый (жираф)

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый (тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

6. Игра «Поймай - скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч детям, называет при этом животное.

1 вариант.

Поймавший мяч бросает его воспитатель, называя какое-либо действие этого животного.

Образец:

Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.

2 вариант.

Воспитатель называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец:

Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

7. Игра «Домик».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.

Ход игры: дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Воспитатель по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т. д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

8. Игра «Один – много».

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы.

9. Игра «Куда спряталась мышка?».

Возраст: средний дошкольный возраст

Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

Оборудование: мышка – игрушка.

Ход игры: игра начинается с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится

Кто это? (Мышка).

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

10. Игра «Есть – нет».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: закрепить умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть, и бросает ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.

У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.

У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.

У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. - А у меня нет кофты. и т. д.

Дидактические игры на формирование звуковой культуры речи.

1. Игра «Часы».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам послушать, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак.». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

2. Игра «Звенят колокольчики».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры: воспитатель рассказывает ребятам, что большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Педагог говорит, что когда он покажет большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажет маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

3. Игра ««Подуем на пушинку».

Возраст: младший дошкольный возраст.

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Оборудование: для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.

4. Игра «Лодочка и пароход».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

5. «Звенит – жужжит».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: формировать навыки дифференцирования звуков з-ж, развивать фонематический слух.

Ход игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит «жужжит».

6. Игра «Лошадки».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами. Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

7. «Кто в домике живёт».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифференцировать эти звуки.

Оборудование: двухэтажный домик, картинки с изображениями животных.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть определённый звук на первом этаже; животных, в названии которых есть другой звук на втором этаже.

8. «Чей пароход лучше гудит?».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Оборудование: игрушка – пароход, пузырьки.

Ход игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

9. «Назови продукты».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух.

Оборудование: упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку найти продукт в названии которого есть определённый звук.

10. Игра «Поезд».

Возраст: средний дошкольный возраст.

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в гости к мишке и зайке на поезде. Воспитатель становится машинистом, а дети — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух. Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Список используемой литературы

1. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение» 1982.

2. А. М. Круглова, Играем и учимся. Издательство РИПОЛ 2012 г.

Интернет-ресурсы:

1. http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/didakticheskaja-igra-dlja-detei-2-3-let.html

2. http://sad-kalinka.ru/vsjo-ob-obrazovanii/195-didakticheskie-igry-dlja-detej-3-4-let.html

3. http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/didakticheskie-igry-po-leksicheskim-temam-sad-ogorod-s-ispolzovaniem-kompyuternoj-prezentacii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.

Дидактические игры для развития словаря ...

Дидактические игры по развитию словаря

Картотека дидактических игр по развитию словаря...

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...

Дидактические игры на развитие словаря ребенка

Материал для педагогов и родителей...

Сборник "Дидактические игры на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Сборник содержит дидактический материал для применения воспитателями и родителями в работе с детьми 5-6 лет....