Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Афонина Евгения Владимировна

КОНСПЕКТ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_1.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

   Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое

   Возрастная группа: 2 младшая группа

Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи

Образовательные:

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).

Материал к НОД: мяч,  «Волшебный сундучок», в нем Колобок, карточки-схемы к сказке «Колобок», рукавичка,  иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Форма работыгрупповая (индивидуально-коллективная).

Тип НОД: комплексное занятие творческого применения знаний и умений детей.

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Ход:

I этап. Организационный

1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный

Фея: Вы узнали меня, ребята? Кто я? Правильно, я – волшебная сказочная фея! И сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

- Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики).

- Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).

-Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

- Это кто? (Колобок)

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Клобок»)

- А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая).

- А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый).

- А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий).

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

- Что это? (рукавичка)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани).

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).

- А кто жил в рукавичке?

- Почему они там жили?

- Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

(метод эмпатии).

Воспитатель спрашивает у ребенка:

- Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного).

5. Физкультминутка.

Дружным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,ну-ка вместе делай так:

Раз-мы встали, распрямились,

Два-согнулись, наклонились,

Три-руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

- Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

- У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).

- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).

- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо-оставляла козлят одних).

7. Дид. Игра «Кто чем будет».

Воспитатель достает из сундучка:

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек-шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена-цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет.

- Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома).

- А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

IV этап. Рефлексивный

- Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку).

Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе

Тема: «Гуси-лебеди

Область образования - познание, социально – коммуникативное,

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи: 

Образовательные: Продолжать формировать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. 

Развивающие: Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию,

Воспитательные: . Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: презентация «Что лишнее?», иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», речки, карточки с изображением предметов, сундучки, кружки трех цветов.

Оборудование: модель яблоньки, печки, ноутбуки.

Ход.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня нас ждет необычное путешествие. Вы хотите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Сначала сделаем гимнастику для глаз.

«Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей иди за мной.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же здесь лишнее? (какая картина)

Дети: Картина, на которой изображен фильм лишнее, потому что на других сказка.

Воспитатель: Правильно. А как думаете куда мы с вами пойдем?

Дети: В сказку.

Воспитатель:А чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадем нужно отгадать загадку: У Алёнушки –сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети: Гуси –лебеди.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: А какие знаете сказки?

Дети: Колобок, Аленький цветочек.

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: Народные, авторские

Воспитатель: Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот.Например: Добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!

Воспитатель: Пока мы с вами играли, беда случилась в этой сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы Алёнушка с братцем не смогли спрятаться от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Они просят помощь. Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможем ребята?

Дети: Да!

Воспитатель ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)

Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»

Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.

Метод «МФО-метод фокальных объектов», «Противоречий»

Воспитатель ведет ребят к печке.

Воспитатель: К чему мы пришли?

Дети: К печке!

Задание от Печки: «Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»

Четыре сундучка с символами - картинками:

• «ноты»- звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)

• «цветы»- запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)

• «машинка»- движение (самолет, гепард, машина и т. д.)

• «платье»- материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)

В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.

Воспитатель: Наша кастрюля двигается, как…., пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?

Дети: Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…. Она может двигаться, как…

Воспитатель: А что же плохого в такой кастрюле?

Дети: Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук….

Воспитатель: А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?

Дети: Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…. сделать из более прочного материала….

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, печке понравится такая кастрюля?

Дети: Да.

Воспитатель: Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.

Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.

Метод «Моделирование Маленькими Человечками (Твердые (крепкие)- красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)»

Воспитатель: Определить из чего состоят предметы и вещества.

Картинки с изображением: зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.

На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.

Воспитатель: Ребята, чтобы гуси –лебеди больше не унесли Иванушку я предлагаю построить дом большой и крепкий.

Дети садятся за стол, на компьютере строят дом для Алёнушки и братца Иванушки.

Воспитатель: Ребята, ну вот пришло к концу наше необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали?

Конспект образовательной деятельности

 с использованием элементов ТРИЗ- технологии (для средней группы)

          Область образования - познание, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое

Тема: «Домашние животные в деревне»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, питании, о пользе, которуюони приносят людям.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать навыки ведения диалога.

Развивающие: Развивать мышление, воображение, речь, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, любви и бережного отношения к животным.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением домашние ифантастических животных. Запись голосов домашних животных. «Волшебные» шляпки, сундучок с картинками, развивающий модуль, «кольца Луллия».Дидактическиеигры: «Один-много», «Домашние животные», «Чудесные вещи».

Подготовительная работа: Подбор наглядного материала, изготовление дидактических игр, запись голосов животных, изготовление модуля «Кольца Луллия».

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о животных. Составление рассказа о домашнем животном используя модуль «кольца Луллия». Проведение дидактической игры «Один-много».

1. Организационный этап.

Цель: Пригласить и заинтересовать детей к работе на занятии, рассказать о животных, и какую пользу они приносят людям.

Методы: Письмо с деревни, развивающиймодуль, «Кольца Луллия»,«волшебный» сундучок,дидактическиеигры «Один-много»,«Домашние животные»,«Чудесные вещи».

2. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Развивать способности детей оценивать свою работу.

Методы: Собрать и сосчитать всех домашних животных, и придумать фантастическое животное.

Ход занятия:

В:Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Сегодня мы с Вами отправимся в очень интересное путешествие, а куда… Вы сейчас должны будете догадаться сами.

Сегодня утром мне позвонил в дверьпочтальон, а в руке у него… как Вы думаете что? (Письмо).

А хотите знать от кого оно …. (Да). Я получила письмо от дедушки и бабушки, они приглашают меня в гости и просят, чтоб я им помогла. А хотите поехать со мной и помочь дедушке и бабушке? Приглашение принимаете …. (Да).

(Неожиданно раздаются голоса животных. Звучит запись «Голоса домашних животных».)

В:Ребята, что это за звуки?

Может это самолет?. (Нет)

Может это машина?. (Нет)

А что вы услышали?

(Ответы детей: я услышал, как кошка мяукает,как собака лает, а я — как корова мычит, и. т. д.)

А вы хотели бы увидеть животных, чьи голоса вы слышали?. (Да)

А как вы думаете, где все эти животные живут?. (В деревне).

Ребята, а где живем мы с Вами? … (в городе Краснодаре).

И так, начинаем волшебство, одевайте эти волшебные шляпки и слушайте внимательно

- Шляпки с Вами одеваем,

- Глазки крепко закрываем,

- Все считают до 5, а потом до 10,

- Путь в деревню у нас не близкий,

- И дорога не проста,

- Всем нам нужно постараться,

- Крепко за руки нам взяться,

- Наклониться в право, в лево,

- Глазки наши открываем,

- Остановка,

- Вот она,

- Деревня наша.

(в это время выставляется макет деревни и её жителей)

В:Ребята,дедушка и бабушка одни, а где же все животные? Наверное они разбежались. Как же нам помочь дедушке и бабушке? (ответы детей)

В: Верно, нам нужно собрать, посчитать всех животных, и расставить по своим местам. Но для этого нам понадобится «волшебный» сундучок. Чтобы он нам помог, все должны к нему притронуться, своей рукой и сказать волшебные слова.

- Наш волшебный сундучок,

- Всем ребятам ты дружок,

- Очень хочется нам знать,

- Где животных нам искать?

- Что за пользу нам приносят?

- И куда ложатся спать?

(Дети по очереди достают из сундучка изображения животных и рассказывают о нем).

1. Какой он?

2. Сколько у него ног, ушей и т. д?

3. Какого он цвета?

4. Где он живет?

5. Что он ест?

6. Какую пользу он приносит?

(После рассказа о животном, дети выбирают соответствующую картинку и помещают на развивающий модуль)

В: Как можно назвать этих животных, одним словом? …

(Это домашние животные).

А где можно увидеть всех этих животных? … (в деревне).

Ребята, мы собрали всех домашних животных и пересчитали их, но у бабушки и дедушки по одному домашнему животному, а в деревне их много.

(Проводится дидактическая игра «Один — много»)

-У бабушки есть корова, а в деревне (Коровы)

-У бабушки есть теленок, а в деревне. (Телята)

-У дедушки есть лошадь, а в деревне. (Лошади)

(Коза - козы, козленок - козлята, овца - овцы, ягненок - ягнята, собака - собаки, щенок - щенки, кошка - кошки, котенок - котята, свинья - свиньи, поросенок - поросята.)

В: Ребята давайте немножко отдохнем и поиграем, во дворе у бабушки и дедушкиживут разные животные. Давайте, их изобразим.

(Проводится физминутка «На лужайке во дворе»)

1. Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша,

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается.

(Дети показывают улыбающуюся кошку, и умываются.)

2. Вот козленок озорной

Вдруг затряс бородой,

Головой качает,

Рожками пугает.

(Дети подпрыгивают, делают повороты головой. Прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлёнка.)

3. Вот веселые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пяточком,

Хвостики торчат крючком.

(Дети стоят на месте, руки согнуты в локтях, делают развороты вправо и влево.)

В: Ребята, давайтепокажем бабушке и дедушке и нашим гостям, что мы узнали о домашних животных.

(Проводится игра с использованием круговЛуллия «Домашние животные», применяется прием «объединение», первый круг изображения домашних животных, второй – где живут, третий – что едят).

В: Сегодня мы много узнали о домашних животных и помогли бабушке и дедушке их собрать ипосчитать. Ребята, давайте придумаем такое фантастической животное, которое будет во всем помогать уже стареньким дедушке и бабушке.

(Проводится игра «Чудесные вещи»)

Игра «Чудесные вещи»

Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.

Задачи: развивать фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового

Подготовка:

В этой игре используется серия карточек с частями тела домашних животныхи две серии карточек: «движение» и «звук», которые показывают, как предмет может двигаться и как звучать.

(Дети собирают фантастическое животное.)

В:Вот какое фантастическое животное у нас получилось. Ребята, а как же мы его назовем?).

В:Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение».)

Например:Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

В: Чем это хорошо?

(Ответы детей)

В: А чем это плохо?

(Ответы детей)

В: Какие звуки оно издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)

Например:Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.

В:Почему это хорошо?

(Ответы детей)

В: Почемуэто плохо?

(Ответы детей)

В:Ребята наше время волшебства заканчивается и нам нужно возвращаться в детский сад.

(Все, надевают волшебные шляпки, произносят волшебные слова и возвращаются в группу).

- Шляпки с Вами одеваем,

- Глазки крепко закрываем,

- Все считают до 5, а потом до 10,

- Краснодар у нас не близко,

- И дорога не проста,

- Всем нам нужно постараться,

- Крепко за руки нам взяться,

- Наклониться в право, в лево,

- Глазки наши открываем,

- Остановка, группа наша?. (Да)

Ребята, давайте сейчас расскажем о нашем удивительном путешествии нашим гостям.

(Где мы были, что мы видели, с кем познакомились, какое фантастическое животное мы придумали и как его назвали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

Этот материал используется для развития речи  в младшей группе. В конспекте показано, как с помощью игровых приёмови методов триза, дети лёгко осваивают материал....

Конспект ООД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ Тема ООД: «Путешествие в страну сказок»

Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных зада...

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ Тема НОД: «Путешествие в страну сказок»

Социально-коммуникативное развитие. Создание условий для естестественного психологического развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредс...

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

Конспект НОД во второй младшей группе с использоанием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ ....

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок».

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ«Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ...

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ на тему «Поиграем с тучкой»

Цель: обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Закрепить обобщающие понятия (фрукты, овощи  с помощью игры ТРИЗ «Что лишнее?»Совершенствовать знания детей ...