Картотека игр по обучению творческому рассказыванию
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Карелина Оксана Александровна

Картотека игр по обучению творческому рассказыванию (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Картотека игр

по обучению творческому рассказыванию

(группа общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет)

                                                                                                   Составил воспитатель I категории

                                                                       Карелина Оксана Александровна                        

                                                                                           

        Котовск, 2023

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ

Цель: выявление как можно больше количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображение на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свёрнутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собачка, щенок с рыжими пятнами, щенок с чёрными пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, ёлка,  верёвка, трава.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Ищу родственников»

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

- Природный мир – рукотворный мир;

- Живая – неживая природа;

- По месту нахождения;

- По выполняемой функции.

Например:

  1. Собака, щенята, трава, земля, небо, деревья, молоко – природный мир.

Будка, миска, дом, верёвка – рукотворный мир.

  1. Собака, щенята, трава – живая природа

Небо, земля – неживая природа.

  1. Берёза, ель, кусты, трава – опушка леса.

 Собака, щенята, будка, миска – лужайка перед домом.

  1. Дом, будка, здание – постройка

Миски глубокая и мелкая – посуда.

  1. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра «Ищу друзей»

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображениями объектами на уровне «хорошо-плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Игровое действие: поиск «друзей» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других.

Примеры:

«Собака – дом».

Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят её, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку.

«Верёвка – собака»

Собаке не приятно, что верёвка не пускает её гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что верёвка удерживает её у дома, который должна сторожить собака.

Игра «Живые картинки»

Цель: учить детей ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопросы о местонахождениями объекта.

Ход игры: каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картинке, объясняет словами своё местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображённых на картине, а затем модулирует его в трёхмерном пространстве (на ковре).

        Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию  местонахождения объектов в трёхмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей – объектов на ковре.

Пример игры.

Распределение ролей:

Дом – Женя,

Будка – Ваня,

Собака – Милана,

Ель – Захар,

Верёвка – Кира.

Дом – Женя: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами.

Будка – Ваня: Позади меня дом, а впереди – собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель – Захар: На картине я нахожусь далеко, дальше дома – в лесу. На картине я встану позади дома.

Собака – Милана: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Верёвка – Кира: Я – верёвка и соединяю будку и собаку. На ковре нахожусь между будкой и собакой.

  1. СОЗДАНИЕ РАССКАЗОВ – ФАНТАЗИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИМЕРА ПЕРЕМИЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как…; после того, как…; утром; потом; в прошло; в будущем; ночью; зимой; летом; осенью; весной).

Ход занятия:

  1. Объекты на картинке разделяются  на три категории:

А) рукотворный мир;

Б) живая природа;

В) неживая природа.

2. При преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии  с этими категориями и в следующей последовательности:

- Объекты животного мира, изображённые на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или « Я представляю, что было с ней поздно вечером».

- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времён года – например: что было с берёзой зимой или что с ней будет ранней осенью.

Примерная последовательность вопросов к детям:

Какое время года изображено на картине? (дети должны различать три состояния каждого времени года, например, раннее лето, позднее лето, лето в зените).

В какой части суток происходит действие на картине? (дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро).

Изображённое на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далёкое прошлое или будущее.

Пример рассказа: «Миска с молоком»

«Хозяйка знает, что собака Жучка и её маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить  в миску свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

  1. СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ГЕРОЕВ

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход занятия:

- Предложить детям «превратиться» в кого – нибудь или во что – нибудь целый объект или его часть, например: берёза или его ветка.

- выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая берёза или больная ветка.

- предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа: «Мудрая берёза».

«Я – берёза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живёт счастливо и благополучно».

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня

Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

"Обучение творческому рассказыванию"обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение творческому рассказыванию"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию

Основы обучения диалогической, монологической речи...

Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию.

Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию....