Картотека игр по обучению творческому рассказыванию
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Картотека игр по обучению творческому рассказыванию (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
Картотека игр
по обучению творческому рассказыванию
(группа общеразвивающей направленности в возрасте от 6 до 7 лет)
Составил воспитатель I категории
Карелина Оксана Александровна
Котовск, 2023
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ
Цель: выявление как можно больше количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображение на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свёрнутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собачка, щенок с рыжими пятнами, щенок с чёрными пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, ёлка, верёвка, трава.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Ищу родственников»
Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:
- Природный мир – рукотворный мир;
- Живая – неживая природа;
- По месту нахождения;
- По выполняемой функции.
Например:
- Собака, щенята, трава, земля, небо, деревья, молоко – природный мир.
Будка, миска, дом, верёвка – рукотворный мир.
- Собака, щенята, трава – живая природа
Небо, земля – неживая природа.
- Берёза, ель, кусты, трава – опушка леса.
Собака, щенята, будка, миска – лужайка перед домом.
- Дом, будка, здание – постройка
Миски глубокая и мелкая – посуда.
- УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Игра «Ищу друзей»
Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображениями объектами на уровне «хорошо-плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других.
Примеры:
«Собака – дом».
Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят её, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку.
«Верёвка – собака»
Собаке не приятно, что верёвка не пускает её гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что верёвка удерживает её у дома, который должна сторожить собака.
Игра «Живые картинки»
Цель: учить детей ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопросы о местонахождениями объекта.
Ход игры: каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картинке, объясняет словами своё местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображённых на картине, а затем модулирует его в трёхмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трёхмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей – объектов на ковре.
Пример игры.
Распределение ролей:
Дом – Женя,
Будка – Ваня,
Собака – Милана,
Ель – Захар,
Верёвка – Кира.
Дом – Женя: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами.
Будка – Ваня: Позади меня дом, а впереди – собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.
Ель – Захар: На картине я нахожусь далеко, дальше дома – в лесу. На картине я встану позади дома.
Собака – Милана: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.
Верёвка – Кира: Я – верёвка и соединяю будку и собаку. На ковре нахожусь между будкой и собакой.
- СОЗДАНИЕ РАССКАЗОВ – ФАНТАЗИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИМЕРА ПЕРЕМИЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ
Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как…; после того, как…; утром; потом; в прошло; в будущем; ночью; зимой; летом; осенью; весной).
Ход занятия:
- Объекты на картинке разделяются на три категории:
А) рукотворный мир;
Б) живая природа;
В) неживая природа.
2. При преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориями и в следующей последовательности:
- Объекты животного мира, изображённые на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или « Я представляю, что было с ней поздно вечером».
- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времён года – например: что было с берёзой зимой или что с ней будет ранней осенью.
Примерная последовательность вопросов к детям:
Какое время года изображено на картине? (дети должны различать три состояния каждого времени года, например, раннее лето, позднее лето, лето в зените).
В какой части суток происходит действие на картине? (дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро).
Изображённое на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далёкое прошлое или будущее.
Пример рассказа: «Миска с молоком»
«Хозяйка знает, что собака Жучка и её маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в миску свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».
- СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ГЕРОЕВ
Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
- Предложить детям «превратиться» в кого – нибудь или во что – нибудь целый объект или его часть, например: берёза или его ветка.
- выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая берёза или больная ветка.
- предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Пример рассказа: «Мудрая берёза».
«Я – берёза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живёт счастливо и благополучно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня
Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-126391-1354905534.jpg)
"Обучение творческому рассказыванию"обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: "Обучение творческому рассказыванию"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-127981-1669062060.jpg)
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"
Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-127981-1669062060.jpg)
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"
Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....
Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию
Основы обучения диалогической, монологической речи...
Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию.
Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию....