"Обучение творческому рассказыванию"обобщение опыта работы
материал (старшая группа) по теме

Петровых Татьяна Владиславовна

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение творческому рассказыванию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_rasskazyvanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме: «Обучение творческому  

          рассказыванию» воспитателя Петровых Т.В.

                                                          « Творчество – деятельность,

                                                           порождающая нечто

                                                           качественно новое, никогда ранее

                                                           не существовавшее.»

                                                                                             «ВикипедиЯ»

        Ежедневно мы проявляем творчество: в собирании букета и вязании кофты, в ремонте квартиры и приготовлении обеда, подготовке новогодних сюрпризов и написании поздравлений…

Возможности для проявления творчества бесконечны, воспользуется ли человек ими или предпочтет взять готовый рецепт, рекомендацию? Определенную роль, наверно, сыграет и то, развивались ли творческие способности в детстве.

        Творческие способности – это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Какой опыт у трехлетнего ребенка? Малыш исследует мир, бывает в новых местах, знакомится с новыми людьми, слушает сказки, потешки, рассказы, задает бесконечные вопросы. Во второй младшей группе мы развиваем у детей умение создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности ( цвет, форма, величина). «На что похож оранжевый круг?» и т.п.

Мы познакомились со сказкой «Три медведя», поиграли с помощью заместителей. «А если бы к медведям попал колобок? А волк?» Стараюсь разговорить детей, вызвать эмоциональный отклик.  Дети маленькие, связного рассказа, конечно, нет, но открываем детям возможность придумывать свое, фантазировать. Поддерживаю любые детские идеи, здорово, если кто-нибудь скажет : «А пусть колобок встретит белочку (ежика, слоника и т.д.), придумываем разные варианты конца сказки. Дети с удовольствием включаются в игру, стараются что-нибудь рассказать. Можно показать два домика (один из них черного цвета): «Как вы думаете, кто бы мог жить в этих домиках?» ребята безошибочно определяют домик положительного и отрицательного персонажа.

        Дети средней группы уже могут составить достаточно длинное продолжение сказки, придумать свои персонажи (героев любимых мультиков, например) В этом возрасте можно придумывать уже целые истории, сказки. Сначала мы придумывали истории на заданную тему. Например, «День рождения зайчика».

«Вам нужно рассказать, кто бы мог прийти, что подарить, во что гости могли бы поиграть». Желательно, чтобы рассказ состоял из пяти – шести предложений.

 «Сегодня день рождения зайчика. Пришел к нему ежик, принес в подарок яблоко и грибок. А белочка шишку, лисенок подарил красивый листик.  Зайчик очень обрадовался. Они пили чай с вареньем и играли в лото и догонялки.»

 Обращаю внимание, чтобы дети использовали в речи эпитеты, сравнения, рассказывали полными предложениями. Мы придумывали рассказы: «Как Женя потерялся в зоопарке», «Как цыпленок заблудился», «Что случилось с Машей на прогулке» и т.п., то есть выбираю такие темы, чтобы дети могли опираться на свой опыт и придумать что-то необычное, новое. Вводили новых персонажей в сказки: «Пых», «Смоляной бычок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Красная шапочка». Придумывали сказки на заданные темы: «Приключения Лунтика в детском саду»,  «Смешарики и серый волк» и др. Детям среднего дошкольного возраста нужна помощь при выполнении задания. Можно воспитателю придумать начало сказки, подсказать варианты сюжета. Обязательна положительная оценка каждого рассказа и сказки.

        В старшем дошкольном возрасте продолжаем придумывать сказки, рассказы, истории, придумываем творческие рассказы по картине до или после изображения, по опорным словам. Например: «Придумайте любую историю, чтобы в ней были слова «вьюга, снегопад, забрался, укрылся». Мы сочиняли сказку по пословице: «В тесноте, да не в обиде» с детьми подготовительной группы. «Однажды в зимний морозный денек вышел волчонок прогуляться по лесу. Вдруг…» выслушиваем все предложения детей, выбираем «началась метель, подул сильный ветер. Волчонок забежал под елочку и прижался к ней. Тут идет….»и так придумали сказку, в конце которой выглянуло солнышко, ветер стих, а все персонажи под елочкой подружились. «Вот когда создается такая ситуация, что тесно, но всем хорошо, тогда говорят поговорку: «В тесноте, да не в обиде».

Особое внимание при составлении любого рассказа, придумывании сказки обращаю на то, чтобы у сказки, рассказа было начало, середина, конец. В сказке  обязательно чудеса, волшебство. Начинаем сказку словами: «Жили – были, как-то раз, жили –поживали».

Заканчиваем сказу: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец», «Стали они жить – поживать, да добра наживать», «Вот тебе - сказка, а мне – кринка масла».

        Необходимо постоянно обогащать опыт детей впечатлениями из жизни: экскурсии, наблюдение за трудом взрослых, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг. Чтение литературы обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, поступках и поведении детей и взрослых, дает образец литературного языка.

        При обучении творческому рассказыванию по картине исп:

«Коза с козлятами»

«Кошка с котятами»

Серию «Наша Таня»

«Зимой на прогулке»

Серию «Мы играем»

«Собака со щенками»

Юмористические картинки

Использую игровые приемы обучения:

«Подзорная труба»  Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Для определения деталей использовала приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный». Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

Использовала прием группировки по заданному признаку: цвет, форма, сделал человек, природа и т.д. Раздавала ребятам листы бумаги, на которых обозначали с помощью выбранных символов где что нарисовано на картине.

«Ищу друзей» Правило: найти объекты, которые между собой связаны.

«Ищу недругов» Правило: найти объекты, которые между собой «не дружат».

Использовала прием вхождения в картину (очень нравится детям): «Что бы вы почувствовали, если бы оказались…..»

«Вдохните запах…», «Прикоснитесь рукой к…»

        В подготовительной группе придумывали загадки по картинам. Сначала вместе, а потом дети самостоятельно.

Любимой игрой у ребят стала «Да – нет». Один ребенок загадывает любой объект, а мы все вместе задаем такие вопросы, чтобы можно было ответить «да, нет»

«Машина времени». Выбираем объект и описываем его настоящее. Далее предлагаю придумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Например, лист на дереве был почкой, пожелтеет и улетит в будущем.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине – игра «Ожившая картина». Водящий загадывает объект, мы с помощью вопросов устанавливаем его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на «сцене».

        Перед тем, как обучать составлению творческих рассказов от первого лица, необходимо провести задания:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменения твоих чувств»

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши свои чувства».

        Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?» (основана на методе «Каталог») Готовлю листочки бумаги, на которых написаны варианты названия (лучше пословицы и поговорки) Правило:

Выдерни записку, прочитаем текст, объясни, почему так назвали картину.

«Найди самое удачное название картины» Предлагаю детям вспомнить пословицы и поговорки, выбрать подходящую к содержанию картины и объяснить свой выбор.

        Использую эти игры в утреннее и вечернее время, индивидуально или с двумя – тремя детьми.

        Результатом занятий явилось умение детей составлять творческие рассказы, придумывать сказки, истории. Ребята  рассказывают самостоятельно, связно, последовательно, выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"

В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....

Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...