Представление опыта работы по теме: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.
статья (подготовительная группа) по теме

Бороздина Ольга Владиславовна

Развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chtenie.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.

Актуальность.

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач дошкольного возраста. К концу дошкольного периода речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшие рассказы на определенную тему.

В соответствии с федеральными требованиями у ребенка должны быть развиты все компоненты устной речи. Для этого необходимо развивать связную речь, расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй. Кроме того, развивая интерес к художественной литературе, педагог сможет развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, что только обогащает речь и делает ее более выразительной. Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Как видно познавательно-речевое направление в развитии дошкольника неразрывно связано с умением грамотно выражать свои мысли.

Реализация.

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости тщательного анализа диагностики познавательно-речевого направления детей группы. Результаты показали, что существует потребность в развитии связной монологической речи детей, не только во время составления рассказов и сказок, но и при декламации стихов, объяснении открытий в познавательно-исследовательской деятельности. Технология Любовь Михайловны Граб «Творческой рассказывание: обучение детей 5-7 лет» отвечает данным запросам, так как основана на интеграции трех необходимых в моем случае образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация». В системе соединены несколько подходов к развитию связной речи – это и традиционный подход, и система ТРИЗ, и методика развития связной речи В. К. Воробьевой, и моделирование текстов. Знания, полученные дошкольниками в результате использования предлагаемого опыта, помогут ребенку при обучении в школе. Технология включает в себя несколько разделов:

  • развитие связной речи дошкольников с использованием сюжетной картины;
  • использование опоры при воспроизведении поэтических и прозаических текстов;
  • развитие  связной речи детей в экспериментально-поисковой деятельности. Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований.

На основании рабочей программы мною были разработаны перспективные планирования на старший и подготовительный дошкольный возраст. На каждую неделю подобрана лексическая тема в соответствии с темой в рабочей программе, литературное произведение, картина и предмет исследования. Работа проводится как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместное время во второй половине дня. Для реализации технологии были составлены картотеки игр, картин, литературных произведений, подобран дидактический материал, мнемотаблицы, схемы и символы.

  1. Развитие связной речи дошкольников с использованием сюжетной картины.

Технология  раскрывает опыт использования разнообразных приемов и видов рассказывания при минимальном изменении условий составления рассказа. Предлагается несколько подходов к развитию связной речи. Работа по составлению рассказов по картине начинается со знакомства. Итак, I этап –Подготовительная работа.

Подготовительная работа предваряет составление рассказа. Ее значение велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получаются сами тексты.

Виды подготовительной работы:

  1. Рассматривание.
  2. Беседа по картине. Для того чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее следующие виды вопросов:
  • вопросы, направленные на анализ сюжета картины;
  • вопросы на пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
  • вопросы, создающие стимул к фантазированию, расширяющие рамки картины;
  • пресс-конференция, когда дети задают вопросы педагогу.

  1. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
  2. Словарная работа. Виды работы:
  • название предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
  • построение антонимических игр;
  • построение синонимичных рядов;
  • нахождение на картине предметов, имеющих несколько значений;
  • подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины.

Эффективность словарной работы достигается только в том случае, если ребенок хорошо знаком с инструкциями и имеет игровой опыт. Для этого в совместной работе с детьми использовала игры на подбор синонимов, антонимов, родственных слов, а также дидактический материал на нахождение многозначных слов. Приобретенный опыт дети использовали и в самостоятельной игре друг с другом.

  1. Игры:
  • на акцентуацию внимания;
  • на установление связи между предметами;
  • сенсорные игры;
  • языковые игры.

Следующий этап работы, - II Репродуктивный вид рассказывания.

Он предусматривает наличие опоры. При его реализации использовала разный подход к разным картинам, благодаря чему достигается больший эффект в развитии связной монологической речи детей.

  1. Описательные рассказы включают:
  • описание предмета по образцу;
  • описание предмета по вопросам воспитателя;
  • описательный рассказ по схеме (можно использовать готовые или составить свои);
  • описательный рассказ по мнемотаблице (можно использовать готовые или составить свои);
  • описательный рассказ по цветовым символам.

Например, на доске вывешиваются коричневый, синий, белый, красный, голубой цветовые символы. Ребенок составляет рассказ, опираясь на них.  Пример рассказа: На картине нарисована девочка. Ее зовут Маша. У Маши каштановые волосы и карие глаза. У нее синяя юбочка, белая с полосками кофточка с красными пуговицами. А на голове голубые банты.

Более сложная задача предстает перед ребенком при составлении сравнительно-описательного рассказа. В данном случае ему необходимо не только описать предмет, но и сравнить его с другим предметом самостоятельно, либо с помощью схем или вопросов воспитателя.

  1. Сравнительно-описательные рассказы:
  • по аналогии;
  • по вопросам;
  • по схеме.
  1. Описание картины.

В данном случае можно использовать несколько вариантов ее описания:

  • описание картины по традиционной методике;
  • описание картины по системе ТРИЗ;

Используя традиционную методику не всегда можно достичь хороших результатов, однако методика ТРИЗ позволяет добавить в картину звуки, запахи, ощущения. Клубочки становятся мягкими, цветы - ароматными, глаза у девочки – сияющими. Такое описание всегда более живое и интересное, как для ребенка, описывающего картину, так и для его слушателей. Дети учатся использовать в речи такие средства выразительности, как эпитеты, метафоры и сравнения.

  • описание картины по вопросам воспитателя;
  • описание картины по плану;
  • частичное описание картины;

Осуществляется описание одной части картины, например, кусочка улицы, крылечка в доме, уголка леса. Можно разделить рассказы или соединить их в один коллективный рассказ.

  • описание картины с  помощью ориентировочных схем;

Схемы помогают детям ориентироваться в пространстве картины и планировать свой рассказ. Описание картины происходит по выделенным символам на картинном пространстве. Можно использовать как одну схему, так и пять пошаговых схем.

  • описание картины с помощью схематического изображения деталей;
  • описание картины по памяти с появляющимися деталями.

Закрываю всю картину, а потом открываю один за другим фрагменты, предлагая детям описывать их.

  1. Описание динамического сюжета по картине:
  • составление рассказа по опорным словам;

Для этого детей нужно подготовить: «Представьте себе, что все персонажи картины ожили, и мы при них сочиняем историю». Для опоры можно использовать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, слова-наречия и даже слова предлоги.

  • составление рассказа по опорным символическим изображениям;
  • составление рассказа по аналогии;
  • составление рассказа по сюжетной картине или стихотворению;
  • по предложениям, составленным из опорных слов;

Например, жить, девочка, Маша.  Жила девочка Маша. Маша, кошка, Мурка. У Маши была девочка Мурка.

  • По картографической схеме (методика В. К. Воробьевой).

Например, Маша – кошка. У девочки Маши жила кошка.

Если дети не умеют читать, то слова нужно заменить картинками. Методика предполагает распространение предложений прилагательными и другими частями речи.

III – Творческий вид рассказывания.

Более сложный вид рассказывания. При составлении таких рассказов, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои собственные знания, опыт, навык и воображение. В данном варианте уместно будет сказать, что это рассказы с творческим заданием, так как они все же имеют одну опору – сюжетную картину. Виды творческих рассказов:

  • Придумывание начала рассказа;
  • Придумывание конца рассказа;
  • Придумывание рассказа от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
  • Придумывание рассказа от имени неживого предмета;
  • Придумывание сказки;
  • Придумывание рассказа на тему;
  • Аналогично составляется рассказ по пословице и картине
  • Придумывание эмоционально окрашенных рассказов;
  • Придумывание рассказа с недостающим предметом;
  • Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа;
  • Составление рассказа с решением проблемной ситуации;
  • Составление рассказа-инсценировки;
  • Составление рассказа-небылицы;
  • Сочинение стихотворений по картине;
  • Как озаглавить рассказ?

Подводя итог в первом разделе образовательной области «Коммуникация», можно сказать, что чем тщательнее будет продумываться работа над составлением рассказа по картине, тем легче детям будет справиться с поставленной перед ними задачей. И как следствие – это поспособствует развитию из связной монологической речи.

Данный вид работы нашел продолжение в кружковой работе в «Мастерской добрых дел». Когда дети, рисуя свои картины или раскрашивая готовые, составляли по ним рассказы. Были составлены альбомы, также некоторые рассказы были опубликованы на сайте педагогических работниковnsportal.

  1. Использование опоры при воспроизведении поэтических и прозаических текстов.

Через образовательную область «Чтение художественной литературы» происходит знакомство ребенка с литературными произведениями. Однако достаточно частой проблемой является запоминание и выразительная декламация стихов, воспроизведение прозаических текстов. В технологии собраны различные приемы, позволяющие развить возможность ребенка. Это и определение ассоциативных и ситуативных стимулов,  и выделение ключевых слов, и составление мнемотехнических цепочек. Во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры.

Виды опор:

  1. опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении или в прозаическом тексте;

Так называемый прием «расскажи стихи руками». Прочитывая стихотворение, воспроизвожу действия руками, соответствующие сюжету поэтического текста. Повторяя слова с действиями, дети запоминают содержание текста.

  1. опорой может служить сюжетная картина, являющаяся иллюстрацией стихотворения или рассказа;
  2. опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, отражающих главные слова в стихотворении или тексте;

Таким образом, к слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста. Модель выстраивается с помощью выделения главных смысловых акцентов и их изображения. Ребенок видит весь ряд, поэтому времени на припоминание текста затрачивается меньше. Лучше всего использовать такой прием для воссоздания описательного рассказа или загадки-описания. Работая с загадками-описаниями, важно опираться на знание ребенком загадочного предмета и его характеристик. Чем полнее информация, тем быстрее ребенок отгадает загадку и пояснит свое мнение.

  1. опорой могут служить предметные картинки, символы, позволяющие воссоздать текст;

Картинки могут быть не только предметными, но и изображать действия, признаки. Примером такого вида работы с прозаическим текстом могут служить схемы для составления описательных рассказов Ткаченко Т. А. В схемах отмечены все характерные признаки описываемого предмета.

Кроме того можно использовать текст с предметными картинками, входящими в сам текст.

Опорой могут служить слова, если дети умеют читать или можно соотнести слово с картинкой.

Картографическая схема (методика В. К. Воробьевой) развивает слуховую, зрительную, ассоциативную память детей. Из текста выбираются предметы, которые становятся ориентирами рассказа. С помощью них составляется предметно-графическая схема. Стрелки обозначают действия. Чтобы обогатить рассказ признаками используются треугольники.

Используя в своей работе различные приемы для запоминания текстов, помогаю детям, развивать память. Опыт работы показал, что с каждым разом ребенок запоминает текст быстрее, а это говорит об эффективности методов. Кроме того, остается больше времени на работу над эмоциональной и интонационной выразительностью речи. Дети лучше чувствуют ритм стиха, понимают и воспроизводят его. Об этом свидетельствуют I, II, IIIместа на конкурсах чтецов, проводимых в детском саду. А также успешное проведение ряда литературных гостиных, совместно с родителями группы. У детей появилась любовь к поэзии, которую они с большим удовольствием передают другим, охотно выступая перед детьми других групп.

  1. Развитие  связной речи детей в экспериментально-поисковой деятельности. Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований.

У детей с развитыми мыслительными процессами и операциями, хорошо развита связная речь. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, формирует подвижность и вариативность мышления ребенка. Дети активно участвуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы. Экспериментальная деятельность не только позволяет развивать познавательно-исследовательские навыки, но и помогает в достижение речевых целей. У детей происходит обогащение, активация и актуализация словаря, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Развивается связная речь. При постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь, появляется свободное общение между ребенком и взрослым.

В непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми было проведено ряд исследований. Далее детям предлагалось вестиисследовательский дневник.

Для этого дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. Затем предлагаю предмет для изучения. Два ребенка получают звание «юных ученых», исследуют предмет, обмениваясь мнениями о его характерных особенностях. Дети проводят различные манипуляции с предметом: мнут, гладят, опускают в воду, дуют, пробуют на вкус, нюхают. Все действия производятся в центре экспериментирования, где дети могут найти необходимые для обследования емкости и предметы. Определив характерную особенности предмета, дети из знакомых символов выбирают тот, который соответствует данной особенности, приклеивают его на лист дневника. После окончания исследований предмет зарисовывается, вписываются имена «юных ученых». Затем «ученые» приглашают остальных детей и перед детской аудиторией самостоятельно рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляций, наблюдениях и собственных выводах, в результате чего получается описательный рассказ. Информация, выявленная детьми самостоятельно, становится частью их жизненного опыта, поэтому держится в памяти дольше, навык составления описательного рассказа формируется легче и быстрее. После отчета слушатели могут задавать вопросы, что стимулирует познавательную активность детей, умение составлять вопросительное высказывание.

При организации следующего исследования один «ученый» выбирается из предыдущей пары, а его партнером становится другой ребенок группы. Ребенок, уже знакомый с процедурой опыта, берет на себя роль ведущего исследователя, а второй ребенок – роль ведомого. Таким образом, один ребенок обучает другого, что повышает самооценку, формирует навыки сотрудничества в микрогруппе, помогает развивать партнерские отношения.

        

Заключение.

В результате проделанной работы наблюдается динамика в развитии связной речи детей. Использование приемов и видов, предложенных в технологии, развивают познавательно-речевую и игровую деятельность детей, помогают овладеть нормами речи. Считаю работу по данной технологии эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Представление опыта работы по теме: Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование

Основана на технологии "Лего-конструирование в детском саду" Фешиной. Старший дошкольный возраст....

Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"

В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....

Представление опыта работы по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» Кейс образовательных ситуаций «Инженерное мышление родом из детства»

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего де...

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...