Речевые игры "Наш город" по формированию основ гражданственности и патриотизма
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Балакина Алевтина Сергеевна

В работе представлены речевые игры, просведенные в виде мастер- класса с коллегами ДОУ.  Педагог из любого города может использовать в работе, изменив словарь, добавив достопримечательности родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_gorod_.docx218.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

   

Мастер – класс по формированию основC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Часовня.jpg

гражданственности и патриотизма

Составитель: Балакина А.С., учитель- логопед

 

2023 г

 

 Варианты речевых игр:

 «Выручалочка»

Цель: Повторение названий достопримечательностей города, воспитание умения слушать других детей.

Правила: Перед детьми ставится цель - дойти до своих стульев (или до ковра, до двери). Один ребенок вспоминает и называет достопримечательность родного города, все дети делают один шаг по направлению к стульям. «выручаем» друг друга, даже тот, кто первым дошел и уже сел на стул, может продолжать «выручать» - называть слова, чтобы остальные сделали шаг. Игру удобно проводить в самом начале НОД как организационный момент.

 «10 слов».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток о родном городе.

Цель: Помочь детям запомнить достопримечательности города Полевского. Развитие интереса к родному городу.

Правила: За каждую названную достопримечательность дети (подготовительная к школе группа) загибают один палец. Игра продолжается, пока все 10 пальцев не окажутся в кулачке.

Вариант игры: за каждую названную достопримечательность давать фишку.

Словарь. Дворец культуры, дом спорта, площадь Победы, Центральная площадь, памятник неизвестному солдату, Северский трубный завод, лыжная база, музей «Северская домна», стадион «Трубник», памятник Бажову, исторический музей, музей мореходства, памятник пограничникам, бассейн, церковь, часовня, библиотеки, парк, каток (зимой)…и т.д.

Физминутка.

Дети могут маршировать друг за другом змейкой, или на месте.

Мы по улице шагаем, видим все, запоминаем.

Все знакомы нам дорожки, даже кошки на окошке.

Любим, знаем город свой, это город – Полевской

                                                                                            Автор: Балакина А.С.

Что видели, пока шли? В игровой комнате могут быть развешаны фотографии известных мест города Полевского.

«Дом родился».

Цель: Учить детей употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

Введение: однажды на улице родился домик и стал расти. Рос, рос и вырос. Теперь это не дом, а многоэтажный домище! (Ставится картинка нового пятиэтажного дома). Он вырос потому, что его построили строители. Стал дом ждать жильцов. И было в доме МНОГО всего.

Подсказывайте мне, чего в доме МНОГО. Дети могут ошибиться и назвать, например, диван. Нужно уточнить, что люди еще не заехали, там ничего нет, дом пустой.

 Словарь. Этажей, окон, лестниц, ступенек, комнат, стен, батарей, ручек, замков, потолков, полов, балконов, порогов, подъездов, дверей, квартир, подоконников и т.д..

«Что у вас, а что у нас»

Цель: учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных. Воспитывать чувство гордости за родной город.

Введение: приехал в наш город Гость (иностранец, инопланетянин, любой герой сказок). Ходит по Полевскому, смотрит по сторонам, с полевчанами разговаривает.

И стал гость про свой город хвастаться: «В моём городе улицы длинные…».

Мы  же должны похвалить свой Полевской, говорим:

 «А в нашем городе улицы – длиннее!».

Словарь. Улицы: тихие, чистые, спокойные.

                Деревья: высокие, ветвистые, раскидистые, стройные

                Дома: прочные, уютные, надежные.

                Люди: добрые, храбрые, трудолюбивые, отзывчивые.

«Назови слово».

Цель: учить детей сравнивать слова по слоговому составу.

Введение: будете слышать по два слова. Каждое слово нужно поделить на слоги и вслух сказать (отдать обратно) то слово, которое имеет меньше слогов (покороче другого).

Словарь: дом – домик, квартира – этаж, магазин – парк, светофор – трамвай, город – перекресток, дорога – сквер, площадь - газопровод, трёхэтажный- пятиэтажный, автомобиль- машина, тротуар – бордюр, стена- дверь и т.д.

 «Какие звуки слышны на улице города?»

Цель: учить детей внимательно слушать, запоминать слова, обозначающие звучание, и какие звуки на улице слышны.

С утра, спозаранку я слышу во сне,

Как с улицы звуки стучатся ко мне:

Шаги почтальона, шуршанье газет,

Шипение кошки собаке в ответ,

Подков лошадиных размеренный звон,

Скрипучих повозок кряхтенье и стон.

Гуденье машин и хлопки от дверей,  

И шелест листвы, разговоры людей.

И звуки все громче: лай, щебет, возня.  

Они разбудить постарались меня.  

                                                           Э. Фарджен, переработка Балакиной А.С.

«Слова- приятели»

Цель: учить детей подбирать слова – синонимы из предложенных вариантов.

Введение: У каждого слова есть слова- приятели, они означают одно и то же или подобное, похожее. Запомните слово: ДОМ. А сейчас я назову ещё три слова, какое из них приятель, друг слову ДОМ (медленно): улица, здание, дорога

Можно помогать детям жестами, мимикой. Дом и здание – это постройки.

Лестница: окно, ступеньки, дверь. Лестница и ступеньки - конструкция для того, чтобы ходить вверх и вниз.

Труба: крыша, карниз, дымоход. Труба и дымоход- проход для дыма.

Гигантский: круглый, огромный, зеленый.

Гора: лес, вагон, куча

Беречь: ждать, охранять, искать.

Прямые: зеленые, короткие, ровные

Большой – круглый, гостеприимный, немалый.

Материал подготовлен для ГМО воспитателей групп старшего дошкольного возраста (стендовый доклад).

НОЯБРЬ 2023 г.

Исполнитель: Балакина А.С., учитель- логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма "Моя малая родина - Нижневартовск"

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"

В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...

Формирование основ гражданственности и патриотизма в современном детском саду

В сборнике статей представлен опыт дошкольных образовательных организаций по формированию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством использования разнообразных форм рабо...

План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы».

2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве;  знакомить с обыча...

План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы»

2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; продолжать знакомить с ...

Формирование основ гражданственности и патриотизма

Формирование основ гражданственности и патриотизма. Подготовительная группа....