План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; продолжать знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД» ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМЕНЫ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ А.И. ДЫРИНА П.Г.Т.БАЛАШЕЙКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИИ

План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма)
для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Цветок дружбы».

/логика образовательной деятельности/

Выполнил:

воспитатель

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ

п. г. т. Балашейка

Сипунова А.Г.

2023 год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие: формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья; воспитывать интерес к культурам разных народов.

Речевое развитие: обогащать словарь детей: «Рушник», «Эскиз», «Поволжье», «Чувашия», «Мордовия», «Татарстан», «Сабантуй», «Кепе», «Йем»; активизировать словарь детей: «Родина», «Чебоксары», «Саранск», «Казань», «Чуваши», «Мордва», «Татары», «Роспись»; способствовать четкому и правильному произнесению слов.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческую активность, воображение, аккуратность при выполнении рисунка, интерес к совместной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: формировать интерес к совместной деятельности; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; формировать дружеские взаимоотношения друг к другу; формировать умение рефлексии своей деятельности; воспитывать внимательного слушателя и активного собеседника; совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Физическое развитие: закреплять умение выполнять движения за воспитателем; развивать зрительное и слуховое внимание.

        Методы и приёмы:


Практические: рисование «рушника», подвижная игра «Займи место» (Буш урын), работа в творческой мастерской «Роспись рушника», подвижная игра «Золотые ворота»


Словесные: сюрпризный момент, объяснение, задаваемые вопросы, рефлексия, беседы «Народы Поволжья», «Чувашский народный костюм», объяснения правила        игры, методика исполнения нанесения рисунка на бумагу.

Наглядные: монитор, музыкальный центр, электронное методическое пособие «Цветок дружбы», аудиозаписи: трек №1– чувашская народная мелодия «Ах, тесе ма калас», трек № 2 – татарская народная мелодия «Тала».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: рассматривание национальных костюмов: чувашский, мордовский, татарский, русский; иллюстрации с изображением мордовских узоров, карты Поволжья, рассматривание электронного послания из Татарстана, чувашский народный костюм, русский народный костюм, каравай,

Раздаточный материал: восковые мелки, белые листы формата а4

Формы организации совместной деятельности

Деятельность детей

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Введение в игровую ситуацию.

Цель: мотивация детей к предстоящей деятельности.

Познавательно-исследовательская

деятельность

 Беседы.

Цель: продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве; продолжать знакомить с обычаями и традициями народов Поволжья; развивать воображение и творческую активность.

Коммуникативная

Вопросы к детям.

Цель: совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями.

Рассказ детей.

Цель: развивать память, монологическую речь, умение правильно строить предложения.

Рефлексия.

Цель: создать фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Двигательная деятельность

Подвижные игры

Цель: развитие умения выполнять движения за воспитателем, развивать зрительную и слуховую активность, снять напряжение, удовлетворять потребность в движении.

Продуктивная

Работа в творческой мастерской

Цель: совершенствовать технику рисования, умение работать под музыкальное сопровождение; развивать умение наносить восковыми мелками узор на бумагу

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи( с обозначением обр.области)

Деятельности воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Введение в игровую ситуацию

Создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитатель организует детей на занятие:
-Проходите, дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас мы повернёмся и друг другу улыбнемся. Давайте их поприветствуем.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю
- Всех мы вас приветствуем!

-Наше занятие я хочу начать со стихотворения.
                              На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Дети входят в зал, приветствуют гостей, слушают и отвечают на вопросы

Мотивированы на предстоящую деятельность

Деятельностный

Беседа на тему: «Народы Поволжья»

Совершенствовать диалогическую форму речи, отвечать распространенными предложениями. Повышать познавательную активность детей через беседу.

Развивать творческую активность, воображение, аккуратность при рисовании, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг к другу

Воспитатель задаёт детям вопросы

-«В каком поселке мы с вами живем? (Балашейка)
- «В какой области?»
(Самарской области)

- «Какой самый большой город в Самарской области? (Самара)
- «Как называется наша страна?»
(Россия)

-Ребята, давайте вспомним, людей, каких национальностей проживают в нашей области?» (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва)

-Да, в нашей области живут дружно люди разных национальностей.

- Ребята, а вы знаете, что местность, в которой мы живём- называется Поволжье.
-Как вы думаете почему так называется?
(радом протекает река Волга)

-Верно!

-Ребята, давайте представим нашу многонациональную область большим цветком дружбы, лепестки которого -это народы, проживающие в ней. Слайд 1. (На экране появляется цветок с пятью яркими лепестками).

- Посмотрите: наш цветок похож на цветик-семицветик. Может быть, он нам поможет попасть в гости к разным народам нашего Поволжья?
- Вы согласны отправиться в путешествие по
 Поволжью при помощи «цветка дружбы»? (Да) 
-Давайте все вместе произнесём волшебные слова с нашим пожелание:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

 Быть по – нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Чувашии».
(Звучит чувашская народная мелодия трек №1 – чувашская народная мелодия « Ах, тесе ак алас» . На мониторе изображена Чувашия и дети в народных костюмах. Слайд 2. Раздается стук в дверь в зал заходит ребёнок в чувашском костюме и в руках национальный пирог

Путешествие в Чувашию

-Ребята, вот мы с вами и в Чувашии.

-Назовите столицу Чувашии? (Чебоксары)

- «Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

-Ребёнок: - здравствуйте, ребята Меня зовут Досай. Я чуваш и принёс вам угощенье- чувашский пирог. Угощайтесь, пожалуйста. (Отдает каравай воспитателю).

-Ребята, посмотрите какая необычная одежда у Досая.  Расскажи нам о своем костюме.

Ребёнок: - моя рубашка называется (кĕпе), а штаны (йeм).
- Расскажи нам, что ты еще про знаешь про костюм?

-Ребёнок: - простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на груди. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил.

- Спасибо, тебе, Досай, за угощение и интересный рассказ о твоем костюме.
- Хочешь остаться с нами и продолжить вместе путешествие?
- Ребёнок: - да. 

- Ребята, давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. (Появляется следующий Слайд 3 с цветком. На мониторе появляется «Цветок дружбы» и на лепестке карта Татарии).

-Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Татарстане.

(На мониторе – изображение Татарстана, люди в национальных костюмах и дети, играющие в подвижные игры) Слайд 4

Путешествие в Татарстан

Педагог обращается к детям:

-«Ребята, мы с вами оказались в Татарстане.
-Назовите мне столицу Татарстана (
Столица Татарстана – Казань).

- Посмотрите на экран, давайте познакомимся с Татарстаном.

Просмотр видеоролика о Татарстане

-Ребята, давайте закрепим полученные знания о Татарстане.

-Кто изображен на гербе Татарстана? (Крылатый барс)

-Как называется самый главный татарский праздник? (Сабантуй)

-Какие развлечения проводят на празднике?

(много танцев, песен, состязаний)

- Ребята, еще хочу добавить, что любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Слайд 5

(Раздается сигнал получения электронной почты «Сообщение» ( сигнал сообщения).)

- Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо из Татарстана. Давайте прочтем его.

Слайд 6

- Здравствуйте, друзья. Мы очень любим играть в наши национальные татарские игры. Они нам очень нравятся, и мы хотим, что бы вы тоже разучили и играли в них с удовольствием. Вот одна из любимых игр Буш урын.

-Ребята, это знакомая нам игра «Займи место»

Подвижная игра «Буш урын»

 («Займи место») 

Правила игры:

     Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки.

Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу!
Как гусыня, гогочу,
Тебя хлопну по плечу
Беги!
 (включается музыка на слово БЕГИ)

       Сказав, беги, водящий слегка дотрагивается по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, до кого дотронулись, бежит со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

- Ну что, ребята, давайте поиграем в эту игру.

-Молодцы, ребята. Вам понравилась игра?

-Когда мы вернемся в группу, давайте отправим по электронной почте нашим друзьям из Татарстана наши любимые подвижные игры.

- Ну что ребята пора нам двигаться дальше.

-Давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. Слайд 7

-Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в Мордовии

(На мониторе Саранск, люди в национальных костюмах) Слайд 8
-
Ребята, скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск)

- Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались. Слайд 9 -10

-В мастерской по вышиванию рушников.

-Кто знает, что такое рушник?

-Рушник – это расшитое декоративное полотенце из домотканого холста.  Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.  Издавна на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально- обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Мастерская по вышиванию рушников

-Давайте рассмотрим рушники.
-Посмотрите пожалуйста, на экран, где расположены узоры для вышивания на рушниках?

-Внизу или по середине?
-На что похожи эти узоры
? (на геометрические фигуры)

- Какие это узоры? (ромбы, треугольники, квадраты).

-Ребята, а вы хотели украсить свой рушник? (да)

-Давайте пройдем в мастерскую.

- У вас на столах лежат былые листы. Давайте нарисуем эскиз рушника. Эскиз- это предварительный набросок.

-Выберите, какими элементами вы будете украшать свой рушник.

вучит мордовская музыка «Мордовские наигрыши» (трек №).

- Ребята, вы отлично справились с работой. Мы попросим ваших мам, чтобы они по этим эскизам на полотенцах вышили рушники, а мы положим их в наш уголок по патриотическому воспитанию в группе.

- Ребята, давайте посмотрим на наш цветок и скажем куда отправимся дальше. Слайд 11

-Давайте произнесём волшебные слова с нашим пожелание:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - нашему вели:
Вели, чтобы мы оказались в русском поселении.

(На мониторе березовая роща, дети в русских национальных костюмах водят хоровод) Слайд 12

— Вот и оказались мы в русском поселении , Звучит ГИМН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ стук в дверь, в зал входят дети переодетые в русские народные костюмы, в руках, несут каравай.)

-Ребята, сейчас я предлагаю послушать гимн САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

- Здравствуйте, ребята.
-Ребята, посмотрите какая необычная одежда у ребят. Расскажите нам о своем костюме.

-Ребенок: здравствуйте, меня зовут Вера,  
Русский национальный костюм – это сарафан. Сарафан – это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху. Головной убор называется.  – кокошник, расшитый золотыми нитями.

Ребёнок (мальчик): Мой костюм состоит из рубахи и штанов. Рубаху делали длинной и подпоясывали. Небогатые люди носили простую одежду, а богатые люди носили расшитую, нарядную одежду.  Поэтому по одежде можно было узнать, как живут люди.  Не зря говорят, по одежке встречают по уму провожают.

- Спасибо, вам, за угощение и интересный рассказ о ваших костюмах. 

Ребёнок: у нас проводятся разные игры. Хотите в оду из них сыграть?

-Называется она «Как у дяди Трифона»

(Музыкальна игра

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу по песню)

Правила игры:

Ребёнок, которого выбрали Трифоном стоит в центре круга. С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Трифон.

- Ну что, ребята, пора нам возвращаться домой. (Слайд 12 появляется «Цветок дружбы» и на лепестке здание детского сада.)

-Остался у нас один лепесток.

-Пожелаем ему, чтобы мы вернулись в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова:

«Лети, лети лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

быть по - нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в детском саду».

Отвечают на вопросы

Дети смотрят на экран и соглашаются отправится в путешествие.

Дети произносят и выполняют движения под слова.

Делают поворот вокруг себя.

Ребенок, переодетый в чувашский костюм, представляется и отдает гостинец воспитателю; рассказывает о своем наряде.  

Дети слушают рассказ и рассматривают костюм.

Дети произносят и выполняют движения под слова

Делают поворот вокруг себя.

Дети отвечают на вопросы, слушают и смотрят видеоролик о Татарстане

Дети слушают сигнал почты

Читают вместе с воспитателем письмо

Дети играют в подвижную игру

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя

Дети произносят и выполняют движения под слова

Делают поворот вокруг себя.

Дети смотрят на экран, слушают рассказ детей о рушнике

Дети присаживаются за столы и выполняют роспись рушника восковыми мелками под музыку

Дети произносят и выполняют движения под слова:

Делают поворот вокруг себя.

Дети смотрят на монитор

Дети играют в игру

Участие детей в процессе занятия через беседу и ответы на вопросы задаваемые воспитателем

Снимается мышечное напряжение, усталость, повышается работоспособность

Развивается творческая активность, воображение, аккуратность при выполнении аппликации, интерес к совместной деятельности, дружеское отношение друг другу.

Снимается мышечное напряжение, усталость, повышается работоспособность

Заключительный

Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД.

Рефлексия

Создать фон положительного, эмоционального удовлетворения от НОД.

Вот, ребята, мы и дома.

«Где мы сегодня с вами побывали?» (В Татарстане, Мордовии, Чувашии)

«При помощи чего мы путешествовали?»

«Что было для вас трудным?»

«А что больше всего понравилось?»

«Что нового узнали?»

-В заключении хочу вам сказать, что мы все немного разные
                    Да, наверное, мы разные!

Но все мы при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,
Учиться и дружить!

И в мирном мире жить!
Так давайте дарить улыбки друг другу и добрые слова!

- Сейчас я приглашаю вас отведать угощение которые нам принесли разных народов.

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о том, что им понравилось, отвечают на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма "Моя малая родина - Нижневартовск"

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

План-конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формированию основ гражданственности и патриотизма) Тема: «Цветок дружбы».

2022 год был посвящен культурному наследию народов России. В занятии я буду продолжать формировать представление у детей о нашей многонациональной Родине, о народном искусстве;  знакомить с обыча...

План-конспект открытого занятие по социально-коммуникативному развитию для детей 4-5 лет "По тропинке добрых дел"

Проведение педагогического мероприятия по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет.  План-конспект образовательной деятельности "По тропинке добрых дел" разработан с учетом ФГО...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

Формирование основ гражданственности и патриотизма Тема: «Светлая Пасха» В подготовительной к школе группе «Ромашка»

Основная цель занятия: Рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях, о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и других атрибутах праздника;Формировать двигат...