ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Посохова Римма Владимировна

     Одной из важнейших задач обучения ребенка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.  Для развития фонематических процессов у детей с недорозвитием речи используются игры и упражнения. Предлогаю некоторые виды игр и упражнений в зависимости от этапов работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

          Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

      Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.

Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

      Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематических процессов. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.    

      Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Для развития фонематических процессов у детей с недоразвитием речи используются игры и упражнения. Предлагаю некоторые виды игр и упражнений в зависимости от этапов работы.

  1. Восприятие и воспроизведение ритмов

Дифференциация по ритму:

       Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель:

      капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: объясняем детям, что капельки поют свои песни по картинкам. Показываем картинку и отхлопываем соответствующий ритм. Потом просим ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

      Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: просим детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Предлагаем детям повторить песенки весны.

Отстукиваем ритмы на музыкальном треугольнике,

а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

      Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: говорим детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев.

Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (мы отстукивали ритм),

                                                           второй так: /-//,

                                                           а волк стучится так: //- /.

Предлагаем внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

       

  1. Восприятие и воспроизведение громкости,

                                       высоты звуков, интонации.

             Игра «Угадай, кто сказал».

Дифференциация по силе звучания:

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно познакомить со сказкой. Произносятся фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

          Игра «Иди-беги». 

Дифференциация по силе звучания:

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: бубен.

Описание игры: стучим в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребѐнок выполняет движения:

                              под тихий звук идет на носочках,

                              под громкий - шагом,

                              под очень громкий- бежит.

              Игра «В лесу»

Дифференциация голоса по интонации:

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: показываем картинку с изображением леса и говорим:

«Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Произносим за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показываем медвежонка и от его имени просим помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Произносим это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят. 

      Игра «Найди игрушку»

Дифференциация голосов по тембру:

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребѐнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребѐнок возвращается в комнату, объясняем ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подходил близко к спрятанной игрушке, дети громко хлопают в ладоши. Когда он отходит от неѐ, хлопают тише.

      Игра «Лягушки».

Дифференциация голосов по тембру.

Цель: развитие речевого слуха.

Описание игры: дети встают в круг и произносят

Вот лягушки по дорожке скачут,

Вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!» (кричит один из детей).

     Другой ребѐнок в центре круга с завязанными глазами, должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

        Игра «Узнай по интонации»

Дифференциация по высоте:

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации. Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.

Описание игры: Предлагаем детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. За ширмой произносим междометия с разной интонацией, просим показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

3. Фонематические представления.

        Игра «Звуки спрятались».

 Цель: определение наличия слов с заданным звуком.

Звуки [Т ],[Т, ] 

Тѐтя- тыква так толста, высится горою.

Тѐтю- тыкву неспроста тащат сразу трое.

Звук [У]

Утром рано Ульяна уйдѐт в огород.

Утром рано Ульяна укропу нарвѐт. У

 хозяйки укроп на приправу идѐт.

Звук [Ш] 

Шорох, шептание, шумок за окном,

Шлѐпанье лѐгкое: «Кто это – гном?» Ш-ш-ш …!

Там за шторами, нам не видна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Звук ]

Капуста на ножке растѐт одна,

Картошка семейкой дружной,

Капуста с картошкой на кухне всегда.

Овощи самые нужные.

Звук [Д] 

Дождик льѐт как из ведра,

Значит в облаке дыра,

Чем промокнуть под дождѐм,

Дождь у дома переждѐм.

Звук [Б] 

Борщ, бульон, блины, бананы,

Бутерброд и баклажаны.

Получает друг старинный.

Длинноносый Буратино.

4  Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.

Дифференциация слов, близких по звучанию:

        Игра «Веселый мяч»

 Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, по очереди бросаем мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

       Игра «Игрушка ошибается»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: любимая игрушка ребѐнка.

Описание игры: объясняем ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребѐнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребѐнок более внимательно прислушивался к словам, исправляет ошибки. Дифференциация слогов:

       Игра «Повтори за мной»

Дифференциация слогов:

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Описание игры: показываем игрушку и говорим, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке.

Предлагаем научиться говорить на его языке (повторить слоги):

                  па - ба, по - бо, пу - бу, па - па - па, ба - ба - ба.

  1. Дифференциация звуков в произношении слов.

        Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: произносим четко четыре слова, а ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.

ком – том – ком – ком

мак – мак – рак – мак

винт – винт – бинт – винт

дудка – будка – будка – будка

бочка – бочка – бочка – почка

       Игра «Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

 Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

  Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

 Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

 На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был код

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

6. Различение на слух оппозиционных фонем

на материале слов.

     Игры со звуковыми символами:

   Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером.

Звук «а» обозначается большим полым кругом,

звук «у» – маленьким полым кругом,

звук «о» – полым овалом,

звук «ы» - широким красным прямоугольником и

звук «и» – узким красным прямоугольником.

Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.

      Игра «Телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: говорим на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух.

Называем тот же или оппозиционный слог. Дети определяют, правильно ли  повторили. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.

     Игра «Телевизор».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.

Описание игры: произносим гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей «работает диктором».

        Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: просим детей поднять руку, если произнесем слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Произносим: вагон, флакон, загон, вагон, фагон... 

      Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: произносим ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашиваем ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложнялся (ва – фа – ва – ва, ...)

        Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: называем несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

       Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: предлагаем детям «превратить руки в слонов»

(указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона,

большой палец и мизинец – задние ноги,

вытянутый вперед средний палец – хобот;

слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).

Предлагаем слонам погулять, но предупреждаем детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Мы произносим слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Дифференциация слогов:

        Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Описание игры: предлагаем детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока мы произносим слоги («песенки»), но замирала, когда произносим слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай... 

        Игра «Кто внимательный?».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: один символ звука или несколько.

Описание игры: называем гласные звуки. Ребѐнок должен поднять соответствующие символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более.

7. Звуковой анализ слов.

Упражнения и игры на определение наличия заданного звука в слове

                  Игра «Чудо-дерево».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Оборудование: «Чудо-дерево», игрушки и картинки, в названии которых есть заданный звук.

Описание игры: предлагаем детям украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Упражнения и игры на выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

         Игра «Ходит ёжик вдоль дорожек»

Цель: определение местоположения заданного звука.

Оборудование: пособие «Ходит ѐжик вдоль дорожек», символ звука Ж

Описание игры: к изображению ѐжика прикрепили символ звука Ж

В ходе игры детям читаем стихотворение:

           «Ходит ѐжик вдоль дорожек,

            От начала до конца.

В слове ѐж найти поможет место звука – беглеца».

Передвигаем изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо и медленно произносили слово, делая акцент на заданный звук (например: каР-Р-Р-тина). Начало, середину и конец дорожки, которые соответствуют началу, середине и концу слова, можно фиксировать какими-нибудь объектами, например, земляничкой, яблоком и грибом. Ребѐнок определяет позицию звука в слове (звук Р в середине слова).

       Игра «Найдём спрятанные слова».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Оборудование: картинки, символ звука К  Показываем детям картинки с изображением сада и огорода. Рядом ставится символ звука К и произносится стихотворение:

Мы слова сейчас найдѐм

В огороде под дождѐм.

И в саду, где сплошь трава,

Тоже мы найдѐм слова.

Детям предлагается вспомнить овощи, ягоды или фрукты, в названиях которых содержится звук К и произносительно выделить его в слове.

         Игра «Мяч не трогать иль поймать - постарайтесь отгадать».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Оборудование: мяч.

Описание игры: детям предлагаем ловить мяч, только если они услышат в слове заданный звук (звук давался в разных позициях).

        Игра «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Оборудование: картинки, символ звука (зрительные символы Ткаченко Т.А.)

Описание игры: предлагаем детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Объясняем, что во двор будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются.

         Игра «Картинки с секретом».

Цель: определение наличия заданного звука в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: предлагаем детям отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется заданный звук.

          Игра «Сердитый ворон»

Цель: выделение первого звука в слове.

Оборудование: игрушки разных зверей.

Описание игры: раздаем детям игрушечных зверей и рассказываем историю, приключившуюся с ними.

«В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д. Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно. На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдѐт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук». Ребята должны помочь зверям: назвать первый звук каждого имени.

          Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Цель: выделение первого и последнего звука в слове.

Оборудование: мяч.

Описание игры: читаем стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Называем первое слово и передаем мяч ребѐнку. Далее мяч передаем от ребѐнка к ребѐнку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук.

Например: весна автобус – слон - нос - сова 

        Игра «Хитрые звуки»

Цель: выделение первого и последнего звука в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: предлагаем детям посмотреть на картинки и назвать первый (последний) звук в их названии.

        Игра «Логопедическое домино».

Цель: выделение первого и последнего звука в слове.

Оборудование: карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов.

Описание игры: игру строим по принципу домино. Детям раздаем карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука ―Н, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком ―Л, - к картинке стол, и т.д.

         Игра «По полочкам».

Цель: определение местоположения звука в слове.

Оборудование: предметные картинки (сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки).

Описание игры: предлагаем детям разложить картинки с заданным звуком на три полочки (в три ряда): на первую полочку положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, на вторую - в середине слова, на третью - в конце слова.

         Игра «Веселый поезд».

Цель: определение местоположения звука в слове.

Оборудование: поезд с паровозом и тремя вагонами.

Описание игры: располагаем перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами. Объясняем, что в поезде поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне:

в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова,

во втором - в середине слова,

в третьем - в конце.

Упражнения и игры на определение последовательности и количества звуков в слове

         Игра «Сосчитай звуки».

Цель: определение количества звуков в слове.

Оборудование: карточки с цифрами, предметные картинки.

Описание игры: называем слова, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

         Игра «Найди свой домик».

Цель: определение количества звуков в слове.

Оборудование: предметные картинки, схемы.

Описание игры: из ряда предметных картинок дети выбирают те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

        Игра «Угадай-ка».

Цель: выделение первого и последнего звука в слове, соединение звуков в слова. Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: а) предлагаем детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

                            б) предлагаем детям угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом)

8. Звуковой синтез

       Игра «Сочинялки».

Цель: преобразование слов, путѐм добавления слогов.

Описание игры: предлагаем детям быть нашими помощниками в сочинении новых слов и читаем занимательные стихотворения:

  Было имя Поля, добавили слог НА – и вот уж вместо Поли ПОЛЯ – НА нам видна!

  Было слово Шина, добавили слог МА – и вот уже не Шина, МА – ШИНА нам дана!

  Была у нас Мушка, а стала КОР - МУШКА,

  Была у нас Пушка, а стала ХЛО-ПУШКА.

  Добавили КА к слову ТОК – побежали на зимний КА-ТОК.

  Добавили МА к слову ЛИНА - и вот уж краснеет МА - ЛИНА.

  Было слово Часто, добавили слог КОЛ - и вышел очень частый заборчик - ЧАСТО –  

  КОЛ».

Дети называют новые слова.

     

      Игра «Дружные звуки».

Цель: соединение звуков в слова.

Описание игры: читаем стихотворение:

             Прибежали дружно звуки

             И друг другу дали руки.

Называем слово, например [Л], [А], [К], произнесѐнное по отдельным звукам:

       1 вариант-пауза между звуками 3 с;

       2 вариант- пауза между звуками 5 с,

во время паузы даѐтся звуковой сигнал. Дети называют слово.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/

         Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...

Ритмические игры и упражнения для работы с дошкольниками с недоразвитием речи

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается  как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций детей с речевой патологией посредством с...

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...