Конспект занятия в старшей группе "Волшебница зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волкова Ирина Федоровна

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Цель: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_atorskih_metod_razrabotok_od.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Берёзка» с.Чувашское Бурнаево Алькеевского МР

Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста

 «Волшебница зима»

Выполнила: воспитатель

Волкова И.Ф.

2021г

Участники: дети старшей группы

Длительность: 25 минут

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Область «Познавательное развитие» 

-закрепить умение видеть красоту зимнего пейзажа  на картинках и в повседневней жизни.

-расширять знания детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе

-содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.

-развивать партнёрские отношения детей со сверстниками и взрослыми.

-развивать у детей умение вести разговор на заданную тему.

Область «Речевое развитие»

-расширять, уточнять и активизировать словарь по теме: «Зима» (метель, вьюга, снег хлопьями, крупой….); обогащать словарь детей эмоционально-окрашенной лексикой.

-развивать слуховое внимание.

-развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Область «Художественно-эстетическое развитие»

  -продолжать учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка

-познакомить с новым способом рисования зубной пастой

 -воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство эстетического наслаждения от общения с ней . 

Предварительная работа:

1.Наблюдение за зимней природой во время прогулок.

2.Рассматривание иллюстраций о временах года, зиме.

3.Дидактические игры: «Какое это время года», «Когда это бывает?»

4.Отгадывание загадок о временах года

Материал для занятия: сундук,  снежинки из бумаги, конверт с запиской, две книги(белая и чёрная);  два стакана (один со льдом, другой о снегом); рисунки с изображением деревьев, ёлочек; зубная паста, ватные палочки, салфетки.

Ход занятия:

Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй,  небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

1.Организациооный момент

Воспитатель:- Ребята, какой праздник скоро наступит?

-Какие гости к новому году придут?

Дети: - Дед мороз и Снегурочка.

Воспитатель: - Как вы думаете, где живёт Дед мороз?

Ответы детей.

Воспитатель: - Дед Мороз прислал вам волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нём может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя)

Воспитатель: (открывает сундук, вынимает снежинки с загадками и читает записку)

-Дорогие «почемучки», скоро наступит праздник. Я уже все приготовил и хотел раздать  вам материалы для того чтобы вы нарисовали красивые открытки к празднику, но Снежная Королева всё заморозила. И чтобы это всё разморозить и быть готовыми к встрече Нового года нам нужно выполнить её несколько заданий. Ребята, помогите пожалуйста это сделать!

-Поможем!?

1задание. Отгадай загадки Снежной Королевы.

1.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет когда это бывает?(зимой)

2.Белое покрывало на землю упало.(снег)

3.Волшебные туфли наденешь на ноги —
И сразу помчишься по зимней дороге.
(Лыжи)

4.Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…
(снеговик)

5.Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег)

6.Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка)

7.Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

8.Жарким летом на плоту

По волнам я проплыву.

А зимой не нужен плот —

Превратились волны в... (лед)

 

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Воспитатель:- Вы прекрасно справились с загадками! Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?

Ответы детей.

Воспитатель:  -Почему вы так решили?

Ответы детей

Воспитатель: -А какие ещё признаки зимы вы знаете?

Воспитатель: (обобщает высказывания детей) -Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег снежинками, хлопьями, крупой. Реки покрываются льдом. Деревья и кусты без листьев. Птиц мало. Остались только зимующие птицы ( вороны, сороки , куропатки, голуби, воробьи). Зимой дни короткие, а  ночи длинные.

3.Задания с элементами ТРИЗ технологии

Воспитатель:- Что же ещё приготовила Снежная Королева? О, я вижу тут  две книги: одна белая, другая чёрная. Это задание совсем наверное сложное? Посмотрим, что же значат эти книги и что же за задание приготовила нам она!

Воспитатель читает записку. «У зимы есть плохое и хорошее. Посмотрите на картинке в белой книге и расскажите почему зимой хорошо»  

Воспитатель показывает детям картинки из белой книги.

Ответы детей.

Воспитатель делает выводы: - Верно, зимой хорошо, потому что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу, можно покататься на лыжах, конках, на санках, поиграть в снежки. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, наряжаем ёлку.

В: - А что нужно рассказать про чёрную книгу зимы?

Читает записку дальше. «Расскажите по картинкам почему зимой плохо»

Воспитатель показывает детям картинки из чёрной книги.

Воспитатель:-Когда мы говорим, что зимой плохо? Много одежды надо одевать. Холодно. Мёрзнут руки и лицо.

- Что может случиться на льду? (ответы детей).  Можно поскользнуться,  получить травму; но если вы будите осторожными, то с вами ничего не случится.

Воспитатель:-  В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года! Вы согласны со мной? Тогда давайте поиграем!

Игра «Передача снежка»

Звучит музыка. И тот у кого по окончании музыкальной фразы окажется снежок выходит на середину круга и танцует.

Воспитатель:-Отдохнули? Давайте посмотрим, что ещё есть в сундучке! Ещё одна снежинка и записка! (читает)

Воспитатель:-Ребята, на снежинке вопрос: «Почему идёт снег?» Кто мне может на него ответить?

Ответы детей.

Воспитатель: - Из всех земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из тёмных снеговых туч.

Воспитатель:- Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель: - В записке Снежная королева дала задание узнать чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются. Для этого мы сейчас проведём опыты и ответим на её вопросы.

Воспитатель: - Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Воспитатель:- Для проведения опыта Снежная Королева приготовила для вас два стакана: в одном  снег, а в другом лёд.

Опыт №1.  «Какой на ощупь».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: - Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный. Воспитатель: -А снег?

 Ответы детей.

Опыт№2:Определение запаха. 

Воспитатель: - А теперь давайте проверим , есть ли запах у льда и снега

Ответы детей

Опыт №3. «Определение прозрачности».

Воспитатель: - Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.  (Ответы  детей: «Под снегом не видно.

Значит, лёд  прозрачный,  а снег – непрозрачный»).

Опыт №4.Определение прочности.  

Взять горсть снега и высыпать его.

Воспитатель:-Как можно назвать это свойство снега?

Дети: - Он рассыпался. Сыпучий.

Воспитатель:- А лёд? Я случайно уронила лёд, что с ним случилось?

 Дети:- Он раскололся.  Хрупкий.

Опыт№ 5. «Тонет, не тонет»

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают. Вывод: лёд и снег не тонут, легче воды.

Опыт №6. «Воздействие температуры».

Воспитатель: - Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Воспитатель:- А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Воспитатель:-Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Опыт №7. Исследование чистоты снега. 
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какая она.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.

Вывод: нельзя есть снег

-Подведение итогов:

Воспитатель:- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные, )

-А чем они отличаются?

Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный...

-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).

-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

-Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?

- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

        Ребята, а теперь поиграйте со снегом, слепите из него снеговика, домик.

Ответы: нельзя он тает, его нельзя оставить в группе.

Воспитатель: -Вы наверное замёрзли? Давайте погреемся.

Ребята, а сейчас проведём с вами лечебный оздоровительный массаж «Неболейка».
1. Чтобы горло не болело,
Мы погладим его смело. (поглаживать шею сверху вниз)
2. Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа)
3. Лоб мы тоже разотрём-
Ладошку держим козырьком (растирать от центра к краю).
4. Ушки тоже мы потрём и здоровья сбережём
5. Знаем, знаем- да, да, да,
Нам простуда не страшна.

 Потирать ладони друг о друга.

Воспитатель хвалит детей

Воспитатель:-Снежная Королева очень довольна вашими ответами. Давайте откроем волшебный сундук и посмотрим разморозились  ли наши картинки. Воспитатель достаёт из сундука  конверт, где находятся «невидимые» открытки. (На бумаге простым карандашом нарисованы зимние пейзажи)

Воспитатель:-Давайте разукрасим их волшебными красками, которые приготовил Дед Мороз.

(Дети закрашивают рисунки зубной пастой с помощью ватной палочки)

 Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (Работа детей) Какие красивые картины у вас получились, как у настоящих художников. Мы обязательно отблагодарим Деда Мороза и отправим наши открытки по почте. Теперь к встрече Нового года мы готовы. Осталось только выучить стихи и песни.

Подведение итогов:

-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями? Что нового вы узнали про снег и лёд?

-А что интересного нам рассказала белая и черная книга зимы?

- Наше занятие подошло к концу. Теперь вы не «почемучки», а юнные следопыты! Спасибо всем за активное участие на занятии. Дед Мороз обязательно всем принесёт на Новый год подарки и мешок здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы».

Формирование экологических знаний и бережного отношения к зимующим птицам....

Конспект занятия в старшей группе "Зима. Зимние приметы".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы".

конспект НОД по окружающему миру...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Конспект  занятия «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе" Зимующие птицы"

Конспект занятия  в старшей группе" Зимующие птицы"...