Учим малыша читать
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Техника обучения чтению детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_malysha_chitat.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Учим малыша читать.

Современное общество мотивирует развивать навык чтения чуть ли не с первого года жизни. Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же специалисты рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что ребёнок готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Ребенок знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве;
  • Хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. То есть не стоит рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!
  • Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

На первом этапе - знакомство со звуками и буквами - самой распространённой ошибкой является путаница в названии букв и звуков. Родители ,называя букву, произносят именно "название буквы, а не звук ("ка" ,а не "к","ре",а не "р"). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот", вместо "крот".

На следующем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто "нанизывают" буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того чтобы складывать слоги. Помните, что на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не помнит ,что вначале и не может понять прочитанное.

Малыш читает механически, т.е. просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того чтобы избежать этой ошибки ,просите малыша объяснить или пересказать ,что он прочёл. Не стоит сначала учить буквы, а уже потом пытаться складывать их в слоги. Лучше с самого начала стремиться к тому, чтобы единицей чтения был слог, а не буква. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. При изучении каждой новой буквы желательно соблюдать определённую последовательность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЧТЕНИЕМ С РЕБЁНКОМ

1) Не путайте понятия "звук" и "буква". Не давайте названия букв, только понятия звука. Помните, что научить читать сразу, чем потом переучивать.

2) Что нужно объяснить про звуки и буквы. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем (видим).

3) Главный принцип при обучении слоговому чтению: первую букву тянем, вторую произносим коротко.

4) Здесь полезно следующее упражнение: пусть ребёнок напишет букву "А", от неё нарисует дорожку к "М". Пусть ребёнок показывает пальчиком, как он бежит по этой дорожке и произносит слог, вытягивая первый звук.

5) Объяснить, как слова разделяются на слоги. Пусть ребёнок ручку к подбородку и попробует произнести любое слово. Позже объяснить иначе - сколько гласных ,столько и слогов.

6) Дайте ребёнку понятие об устной и письменной речи.

7) Учите ребёнка выделять звук в начале, середине и конце слога, а затем слова. Предложите ему определить, например, звук (а) в нескольких словах. В процессе происхождения новых звуков, делайте то же самое. Не забывайте объяснять значение новых слов, которые в процессе чтения встречаются в букваре.

8) В самом начале, в течение нескольких занятий давайте понятие "гласный" и "согласный" звук. Объяснить, что гласные произносим плавно и напевно, а во рту не встречаем преград .Согласные произносим чётко и отрывисто и встречаем преграды(зубы, язык и губы ).

9) Если вы видите, что ребёнок при чтении допускает ошибки, не нужно продолжать обучение, пока ребёнок не исправит, и пока знания не закрепятся.

10) Мама сама должна проявлять инициативу, чтобы процесс чтения шёл быстро и легко (все задания предлагайте в игровой форме, играйте после чтения, закрепляя изученный материал).

11) Учитывайте возрастные особенности ребёнка. Если он не хочет читать, не нужно его заставлять, иначе у него пропадёт интерес к занятиям. Попробуйте предложить ему изучение букваря, в 4,5 года или в 5лет. Если не идёт, ждите месяц-два и попробуйте снова.

Соответственно, техника обучения чтению детей включает в себя 4 обязательные составляющие:

1) Знание букв, а также умение правильно произносить соответствующие им звуки.

2) Знание того, что слова читаются слева направо.

3) Знание всех слогов слияния, которые присущи конкретному языку, умение произносить их.

4) Умение разбивать слово на отдельные буквы, слоги слияния.

Старайтесь читать каждый день, сначала не более 5-10 минут, затем постепенно увеличивайте длительность занятий, но как только замечаете, что ребёнок устал, сразу же прекращайте. Для успешного распознавания букв и укладывания их в слоги и слова, вы должны знать насколько хорошо ребёнок произносит звуки, нет ли дефектов речи. Если дефекты речи есть, то это может усложнить процесс обучению чтению, т. к. ребёнок не сможет произнести правильно звук. Можно разделить буквы в алфавите на гласные и согласные и в течение дня повторять их с ребёнком, пока он не научится чётко и ясно их произносить. Если какой-либо звук упорно не поддаётся произношению вашим ребёнком, то лучше прибегнуть к помощи логопеда, который поправит произношение ребёнку. Как можно чаще читайте ребёнку сказки, выбирайте понятные и простые ему истории. Постепенно малыш привыкнет, что вы ему читаете, ему будет интересно, он запомнит героев и будет интересоваться, что станет происходить дальше.

Вопрос о раннем обучении детей чтению в современной педагогике вызывает неоднозначное мнение. Но самое правильное, что можно сделать, чтобы научить ребёнка читать - показать ему, что вы сами любите чтение. Читать детям вслух нужно, начиная с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

Учимся грамотно читать и писать.

Даны приемы для запоминнания образа буквы ....

Учить ли малышей читать?

Консультация для родителей старших и подготовительных групп....

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

"Учить или не учить ребенка читать?"

         Учить или не учить ребенка в дошкольном возрасте читать? Почти все родители дошкольников рано или поздно сталкиваются с таким вопросом. К сожалению, далеко не ...